Юрий Михайлик и его стихи

Юрий Михайлик и его стихи

Окончание. Начало   *** Ты спрашиваешь, как дела? Дела пошли на лад. Когда они туда придут, я буду очень рад, поскольку помню времена, когда мои дела, худы, бледны, нехороши, стояли у стола.   Они толкались и дрались чумазою толпой, и я, как будущих орлов, кормил их сам собой. Теперь я с гордостью гляжу, как важно […]

Share This Article

Окончание. Начало

 

***

Ты спрашиваешь, как дела? Дела пошли на лад.

Когда они туда придут, я буду очень рад,

поскольку помню времена, когда мои дела,

худы, бледны, нехороши, стояли у стола.

 

Они толкались и дрались чумазою толпой,

и я, как будущих орлов, кормил их сам собой.

Теперь я с гордостью гляжу, как важно – там и тут –

уже отдельно от меня дела мои идут.

 

Когда они придут на лад и станут жить в ладу,

волнуясь, радуясь, спеша, я в гости к ним пойду.

Они посмотрят на меня и спросят: кто такой

вот этот странный человек и лысый, и седой?

И я вернусь к себе домой, усядусь у стола,

и напишу тебе письмо, отвечу, как дела.

 

И еще – горько о том, что поэзия мало кому теперь интересна:

 

Поэты виноваты

всегда, как башмаки,

и в том, что маловаты,

и в том, что велики.

 

Но как горька свобода

быть вольным башмаком

в стране, где тьма народа

гуляет босиком.

 

Тема гонимого, веками подвергавшегося унижениям, а часто и физическому уничтожению еврейского народа вызывает у поэта Михайлика свою нежность и свою боль:

 

Млечный Путь. И в поисках ночлега

Век из века тащится телега.

Притяжение и отторженье –

Лучший принцип для передвиженья.

По обломкам рухнувших империй,

Через гравий вер и суеверий –

Колеса дробящее круженье –

Отторжение и притяженье.

 

Это было болью и любовью,

Нашей стариной и нашей новью

На камнях Египта или Рима…

Все теперь без нас. Отдельно. Мимо.

Ибо нам разрешено судьбою

Только то, что можно взять с собою,

И от Вавилона до Гранады

Виноватых нам искать не надо.

 

Граждане цыганские евреи,

Мы играли в этой лотерее,

Мы галдели в этом балагане,

Граждане еврейские цыгане.

Странники, изгнанники, бродяги…

Ямы, рвы, канавы и овраги…

И повсюду нам принадлежали

Только те, кто в этих рвах лежали.

 

По золе Варшавы, сквозь руины,

Через смертный морок Украины, –

Только то, что можно взять с собою.

Что там – кроме нежности и боли?

Что там – кроме памяти и муки –

В узелковых письменах разлуки?

 

Притяжение и отторженье –

Мировая формула движенья.

Было болью. Остывало былью.

Звездной солью. И подзвездной пылью.

Альтаир, Арктур, Капелла, Вега –

Век из века в поисках ночлега.

Грозный гул. Кибитка кочевая.

…Блеск костра меж звезд опознавая…

 

Мудрый поэт Михайлик знает, как часто бывает трудно отличить настоящую любовь от того, что ею казалось, и в этих случаях виноватых нет:

 

Прощай, – на теплых плитах синеватых,

прощай, – по краю моря моего,

прощай, – уже не сыщешь виноватых,

прощай, – я знаю только одного.

 

Прощай, – не наклоняйся к изголовью,

прощай, – не откликайся, не зови,

прощай, – и то, что не было любовью,

прощай, – неотличимо от любви.

 

Прощай, – плывет над берегом туманным,

прощай, – дымок печали и стыда,

прощай, – засыпан пеплом Геркуланум,

прощай, – он сохранится навсегда.

 

Прощай…

 

Юрий Михайлик – поэт разносторонний, но прежде всего он тонко чувствующий лирик:

 

А я надеялся на чудо,

на то, что я тебя забуду,

на то, что есть предел и срок.

Я без тебя летал и плавал,

стихи писал, шутил и плакал,

а позабыть никак не мог.

 

Я жил, как все. И в долгом беге

ушли из памяти ночлеги,

событья, встречи, города.

Имен не помнил, путал даты,

но ты, какой была когда-то,

не уходила никуда.

 

Ну, что мне проку в этой боли?

Не существует нас с тобою,

а просто на закате дня

есть я – другой, есть ты – иная,

какой не помню и не знаю,

не помнящая про меня.

 

И все же ты ко мне вернешься,

когда тревожно обернешься,

вдруг ощутив, что гаснет свет

в той нескончаемой аллее,

где два счастливых дуралея

бегут друг к другу столько лет.

 

Вот отрывок из поэмы «Черное море». Он – не о море, а о любви. Нужно быть настоящим поэтом, чтобы найти такие сравнения и вообще такие слова:

 

…Вот и мы умудрились любить друг друга

на не самой лучшей из территорий.

Для не бывших южнее представим Югом

город, сложенный из окаменевшего моря.

И проснувшись в зеленом свете придонном

в комнатенке, где продранные обои,

по шершавой стене проведешь ладонью –

посмотри, как смешно, это мы с тобою.

 

Это мы, захлебнувшиеся в прощаньях,

это мы, потонувшие на рассвете,

две ракушки, впрессованные в песчаник,

в мягкий камень недолгих тысячелетий.

Ни сомкнуться навек, ни навек проститься,

ни исчезнуть, ни быть – это мы с тобою,

две ракушки, две створки, волна-частица,

протяженность и неповторимость боли.

 

Мы впечатаны в пористый желтый камень,

разогретый светом, омытый тьмою,

и когда ты коснешься лица руками,

ты почувствуешь, как каменеет море.

Мы становимся камнем, еще живые,

уплывая под мелкой кровельной зыбью,

это нас укачивают мостовые

над булыжною чешуею рыбьей,

 

это мы – что за чудо, что за удача! –

задыхаемся в майском бреду акаций,

умираем, смеясь, и рождаемся, плача,

ты да я – образующий створки кальций.

…Через тысячи лет в полосе прибоя

на холодный песок упадут нагие:

две ракушки, смотри, это мы с тобою.

Я отвечу: о нет, мы совсем другие.

 

***

Спи, любимая. Так хороша

долгожданная наша свобода.

Неспроста на гудок теплохода

откликалась печалью душа.

Спи, любимая. Так коротка,

так спокойна заря над волнами,

и не ветер проходит над нами –

только нежность несет облака.

Открывается берег вдали,

а над ним высоко, как в мираже,

эти старые горы на страже

засыпающей бедной земли.

Спи, родная, за эти года

то, что было со мной и с тобою,

стало просто одною судьбою,

неразъемной уже навсегда.

Спи, родная, в полночную тьму

погружается берег прекрасный.

То, чему эти горы подвластны,

неподвластно уже ничему.

 

И наконец, его стихотворение, которое мне нравится, пожалуй, больше всех. В нем природа и нежность соединяются в одно целое, имя которому – любовь:

 

***

А сотворение чудес – совсем простое дело.

Беду руками разведу, улыбкой исцелю.

Вот видишь – солнышко взошло, вот видишь – потеплело,

не говоря уже о том, что я тебя люблю.

 

Вот на лету в морском порту сшибаются буксиры,

носами тычутся в борта большому кораблю.

И столько неба в вышине, и столько моря в мире,

не говоря уже о том, что я тебя люблю.

 

Да только этих тополей с весеннею листвою

уже хватило б нам с тобой, чтоб выжить, не скорбя.

Одной травы и синевы – на десять бед с лихвою,

не говоря уже о том, что я люблю тебя.

 

Пока над нами облака проходят островами,

пока их красит в темный цвет багровая заря,

еще для счастья на земле немало оснований,

не говоря уже о том… Нет-нет, не говоря…

 

Вот, пожалуй, и все, что я хотел написать о мудром –

и поэтому всегда сомневающемся, откровенном и смелом, лиричном

и искреннем, реалистичном и романтичном, тонко чувствующем

и стремящемся передать свои чувства и настроение нам, талантливом

и честном поэте Юрии Михайлике.

Одесса

Михаил ГАУЗНЕР

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »