«ДОНБАСС», фильм Сергея Лозницы

Share this post

«ДОНБАСС», фильм Сергея Лозницы

Писать о фильмах Сергея Лозницы очень трудно. О них не хочется лишний раз вспоминать, настолько они страшны. И уж, конечно, пересматривать их просто даже в голову не приходит. Проблема, однако заключается в том, что, раз увидев, их невозможно забыть, как, наверно, невозможно забыть подсмотренный в щелочку ад.

Share This Article
Режиссер Сергей Лозница
 Сredit Petr Novák, Wikipedia.  Creative Commons BY-SA license

Этот режиссер гениален – на уровне Тарковского, Германа, Балабанова. Скажу честно: я всегда смотрю постсоветское кино именно в ожидании подобных открытий – ведь они, если и бывают, то только там. При всей любви к киноискусству Запада, оно никогда – даже когда речь идет о т.н. «авторском» кино – не забывает о зрителе, о прокате и о необходимости отбить вложенные деньги, что неизбежно профанирует результирующий продукт. Наверно, это правильно, по-человечески; в конце концов, фильм – коллективный труд, и попросту несправедливо пренебрегать десятками, а то и сотнями самоценных личностей (сценаристов, продюсеров, редакторов, актеров, ассистентов, операторов, костюмеров, художников, осветителей, бухгалтеров и проч., и проч.) ради фантазий всего лишь одного из них – пусть даже и с мегафоном.

Отсюда и результат: временами даже высочайшее профессиональное мастерство, проявленное в каждом из отдельных кино-компонентов (блестящая актерская игра, сильный сценарий, превосходная камера, замысловатые спецэффекты, чудесная музыка и т.д.) не в состоянии возвести ленту на уровень шедевра – по крайней мере, в моем понимании этого слова. Я не могу – при всем желании – припомнить НИ ОДНОГО западного фильма (разве что, с оговорками, «Сладкая жизнь» Феллини), который был бы способен встать в один ряд с такими глыбами, как «Жертвоприношение», «Хрусталев, машину!», «Груз 200» или «Счастье мое».

Понятно, что речь тут идет не столько о личных режиссерских талантах (которых на Западе множество), сколько о технических особенностях кинопроизводства – коллективно-демократического в одном случае и жестко-тоталитарного в другом. Что ж, это, пожалуй, единственный пример благотворности тоталитарного подхода. Настоящий художник всегда тоталитарен, всегда летает в одиночку, и как мандельштамовский щегловитый щегол, в принципе не должен слышать и слушать никого в момент своей трели.

Сергей Лозница и не слушает. Начав с документалистики, он и свои игровые фильмы делает на стыке двух этих жанров. Как говорит он сам: «Сделать фильм с участием хроники, где вы как зритель не понимаете, что я снял, а где хроника, – вот это высокий полет…»

И далее: «Граница, где мы теряем и приобретаем эту аутентичность, очень интересна, потому что связана с нашим восприятием мира. Что мы воспринимаем как документ, что мы воспринимаем как подлинность в кино…»

В этом – главный стержень его метода: принципиальный отказ от киношной невсамделишности, от заведомой возможности приготовить для зрителя спасительную нишу, куда тот всегда может отступить, успокоив себя обычным: «Это всего лишь кино, выдумка, кошмарная сказка».

Так испуганный ребенок, прижавшись к боку взрослого, опасливо спрашивает: «Папа, это ведь не по-настоящему?!»

«Конечно, зайчик, – снисходительно отвечает родитель. – Это придумано, это только в кино. В кино, а не в жизни…»

«Хай басерет, – так звучит популярное жаргонное выражение на иврите, описывающее кого-то, кто тешит себя миром иллюзий. – Живет в кинофильме».

Жуткая реальность фильмов «Счастье мое», «Кроткая» и «Донбасс» не оставляет сомнений в своей документальной истинности. Парадокс, однако, заключается в том, что даже документальные фильмы Лозницы далеки от документов в чисто формальном смысле этого слова. Формально чистая документалистика предполагает минимальное вмешательство оператора-автора-историка. Считается, что «правильный» документалист ограничивает свой волюнтаризм лишь подбором материала. В идеале, исключается и эта свобода, т.е. желательно продемонстрировать ВСЕ существующие – или, по крайней мере, все обнаруженные документы.

Но вот что говорит по этому поводу сам Лозница: «Меня интересует в принципе граница между документальным кино и игровым. Когда я делаю документальные фильмы, я их делаю так, как делают игровые: структурирую, выстраиваю, меня не очень интересует, что происходит вокруг, – меня интересует идея, которой я следую».

Любопытно, не правда ли? Документалиста «не очень интересует, что происходит вокруг»! Его интересует ИДЕЯ. Я пояснил бы эти слова режиссера примером заводной игрушки на батарейках. Для исчерпывающего описания этого явления достаточно продемонстрировать его несложный механизм (или, как говорил Салтыков-Щедрин, «органчик») – остальное, включая внешние детали, а также направление, скорость и длительность движения игрушки уже напрямую следует из этого, из внутренней сути, из идеи. Персонажи фильмов Лозницы с первого взгляда узнаваемы ПО СУТИ – в этом и заключается их пронзительная документальность.

Его недавний (2018, приз Каннского фестиваля по конкурсу «Особый взгляд») фильм «Донбасс» снят на основе сюжетов любительских видеороликов интернет-канала Youtube. Посмотрев это по-Лозницки страшное кино, я почитал затем отзывы кинокритиков и впечатления зрителей – в том числе, живущих непосредственно там, на месте событий. Первые пишут о том, что это, мол, «антивоенная трагикомедия» (послушать некоторых, так речь идет о чем-то вроде «Уловки 22» или «M.A.S.H») и сетуют на фактический запрет демонстрации фильма в России. Другие обижаются, поскольку «хоть это и правда, но не все тут такие…»

Что верно, то верно: не все ходят в папахах, не все грабят, не все убивают, и матерятся люди тоже по-разному. Не все они «такие», да. Но эти различия, увы, существуют лишь на внешнем «правильно-документальном» уровне. Проблема в другом: в документальности сущностной, настоящей. У всех у них внутри один и тот же «органчик». Одно и то же рабское сознание ничтожности человеческой жизни – в том числе и своей собственной. Одно и то же молчаливое согласие быть не только палачом, но и жертвой. Одно и то же признание жлобского права сильного и богатого брать и топтать. Одно и то же циничное презрение к нормам человеческой морали. Одно и то же знаменитое «A вы докажите!..» Одно и то же бескрайнее смирение, моментально трансформирующееся в бескрайнюю злобу. И речь – по Лознице – идет именно обо ВСЕХ, включая не только «очевидцев», но и уважаемых кинокритиков.

Фильмы Лозницы – это, пользуясь его же словом, портрет российской «нежити», кошмарно точный чертеж органчика, управляющего тамошними людьми. Всеми людьми: работягами, деревенскими, пенсионерами, шпаной, ментами, интеллигентами, «креаклами», «офисным планктоном», политиками, олигархами, чиновниками, ларечниками, кассирами, частно-охранными-вояками, армейскими прапорами и новобранцами, офицерами и «дедами», рвущими новобранцам зады… – всеми, всеми без исключения, вдыхающими и выдыхающими злобу на огромном постсоветском пространстве. Это – портрет народа и государства, это – исчерпывающее объяснение всего, что произошло с тем народом на протяжении его не столь долгой истории. Это и портрет самого Лозницы, который с ужасом и отвращением слышит тиканье проклятого органчика в своей собственной голове – а иначе как бы он смог написать картину такой потрясающей достоверности…

Многие называют гениальные ленты Сергея Лозницы беспросветными, русофобскими, «чернухой» и «безнадёгой»… На мой взгляд, это неверно в принципе. Надежда – если она есть – пребывает лишь в осознании вышесказанного, в готовности вглядеться в свое крайне неприятное отражение, в способности ужаснуться увиденному – ужаснуться ужасом самого Лозницы. Выход из замкнутого круга жлобского российского рабства может быть лишь там – в процессе спасительной рефлексии и спасительного отвращения. И мне очень хотелось бы верить, что это произойдет – если произойдет – как можно скорее.

Алекс Тарн

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »