Новый балет Посохова

Share this post

Новый балет Посохова

Недавно состоялась премьера «Франчески  да Римини», уже двенадцатого по счету балета, поставленного Юрием Посоховым в Сан-Франциско. Какой бы замысел ни вдохновлял хореографа,  музыкальная составляющая балетов Посохова, как правило, позволяет наилучшим образом воплощать его идеи:  он – человек, любящий и знающий  классическую музыку и обладающий безупречным вкусом. Его новый балет вдохновлен симфонической поэмой П.И.Чайковского  с тем […]

Share This Article

Недавно состоялась премьера «Франчески  да Римини», уже двенадцатого по счету балета, поставленного Юрием Посоховым в Сан-Франциско.

Какой бы замысел ни вдохновлял хореографа,  музыкальная составляющая балетов Посохова, как правило, позволяет наилучшим образом воплощать его идеи:  он – человек, любящий и знающий  классическую музыку и обладающий безупречным вкусом. Его новый балет вдохновлен симфонической поэмой П.И.Чайковского  с тем же названием, побудительным импульсом к созданию которой стал один из эпизодов «Божественной комедии» Данте, основанный на реальных событиях. Лучшее сочетание пенящейся музыки и столь же бурного сюжета трудно найти.

События балета уносят нас в ХIII век. Сановный отец, преследуя политические и финансовые цели, выдал свою красавицу-дочь Франческу замуж за правителя Римини, Джанчотто Малатеста, уродливого горбуна. В этом браке родилось двое детей. Но случилось то, что не могло не случиться: Франческа и младший брат её мужа, красавец Паоло, полюбили друг друга. Джанчотто, уверившись в измене жены, убивает её и своего брата, которые, по словам современников,  попадают затем во второй  круг ада, предназначенный для похотливых грешников. Но и убийца тоже оказывается в преисподней.

Большинство читателей наверняка помнят скульптуру Родена «Три Тени», выставленную в Сан-Францисском Музее изобразительных искусств (во Дворце Почётного Легиона) и в Стэнфорде, где она венчает роденовские «Врата ада». По воле балетмейстера, эти три фигуры, затянутые в трико с холодной расцветкой «под мрамор», ожили и были наделены некоторыми важными функциями: они реагируют на происходящие события, охраняют Врата ада, сопровождают грешников в назначенные круги и т.п., а после каждой такой акции застывают в позах, запечатлённых Роденом. Прекрасная идея хореографа! В ролях Теней успешно выступили Джереми Ракер, Квин Вортон и Льюк Уиллис. Можно отметить ещё, что знаменитая скульптура Родена «Поцелуй», выставленная, например, в Санкт-Петербургском Эрмитаже, также была навеяна персонажами Данте, – Франческой и Паоло.

Сцена из балета «Франческа да Римини»
Сцена из балета «Франческа да Римини»

В дополнение к Теням, Посохов ввёл ещё своеобразный античный «хор», состоящий из пяти женщин в красных одеждах, вездесущих и исполняющих разнообразные обязанности: они явно симпатизируют Франческе, «комментируют» происходящие события и переживания главных персонажей и поддерживают эмоциональную атмосферу, возникшую вокруг влюблённых, и всё это – только посредством танца!  Насколько важно пребывание «хора»  на сцене, свидетельствует  и тот факт, что, наряду с  участницами кордебалета Кристиной Линд, Мерилен Олсон и Дженифер Стал, в нем участвуют и солистки балета Илана Олтмен и Дорес Андре. Выделить кого-либо из них невозможно, все танцуют безупречно и в унисон.

Однако главными действующими лицами были Мария Кочеткова в роли Франчески и кубинцы Джон Боада ( Паоло) и  Тарас Домитро (муж Франчески, Джованни (по версии Данте). Пластичность Кочетковой, невесомость, мягкость («тело и руки без костей») и законченность каждого движения давно стали её «визитной карточкой» и снискали ей любовь публики (по моим наблюдениям, значительная часть балетоманов приходит на спектакли специально «на Кочеткову» или (и) «на  Недвигина»). Мы хорошо знаем и Боаду. Мужественность его танца, высокие прыжки и разнообразные и чёткие вращения, многообразная и красивая  техника подъёмов партнёрши, – всё работает на создание живого образа любовника Франчески. Четвёртый сезон в нашем театре успешно выступает ведущий солист Тарас Домитро, выходец из кубинской балетной семьи. Техничный танцовщик, в роли Джованни он не вызывает симпатии, а, напротив, выглядит хищником, ждущим своего часа. Его резкие движения тяжелы и антипатичны. Он жестоко расправляется с обаятельными любовниками, как и предусмотрено сюжетом.

Действие балета не выглядит линейной хронологической последовательностью событий, а, скорее, собранием эмоциональных и колористических картин, выстроенных в соответствии с воображением хореографа. Эта особенность постановки вызывает некоторое недовольство одной части публики и полное одобрение – другой. Главным смысловым и эмоциональным центром спектакля стало десятиминутное па-де-де в исполнении Франчески и  Паоло. Такого па-де-де нам ещё не приходилось видеть, как и такой коцентрации любви и страсти. Значительную часть движений мы узнавали и не узнавали. Как усложнились рисунок танца и  его смысловая и эмоциональная наполненность! Как увеличились трудности!

Сюжет «Франческа да Римини» привлекал внимание многих  хореографов задолго до Посохова. Например, Михаил Фокин ещё в 1915 году поставил в Мариинском театре балет на этот сюжет, и тоже на музыку Чайковского. Было и много других балетов такого же сюжета как на музыку Чайковского, так и на музыку других композиторов. Шёл этот балет и в театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. К счастью, Посохов не был знаком ни с одной из этих постановок, что позволило ему создать совершенно оригинальный спектакль.

Практически все балеты Посохова интересны своим новаторством (притом на прочной основе классического танца), оригинальностью  сюжетов и разрешений главных конфликтов. То же можно сказать и о его последнем по времени детище.

Посохов долго не мог приступить к постановке этого балета, так как она требовала значительных расходов, которые театр не мог себе позволить. Наконец, деньги нашлись, и замысел удалось осуществить. Сценический дизайн принадлежит изобретательному  Александру В. Никколсу, замечательные костюмы были выполнены по проекту  талантливой Сандры Вудол, художник по свету – Христофер Деннис. Оркестр театра  с каждым годом звучит всё лучше. Вот и сейчас, под руководством Мартина Веста , он  звучал прекрасно и очень эмоционально. Балет Посохова представлял собой одну из трёх частей  Третьей программы, и все его спектакли заканчивались бурными и продолжительными овациями.

Началась Третья программа с балета «Трио», поставленного в прошлом сезоне  артистическим директором и главным хореографом нашего балетного театра Хелги Томассоном. Это произведение – тоже на музыку Чайковского, «Сувенир из Флоренции», и  создано в чисто классических традициях. Первая часть мне показалась перенаселённой, вторая выглядела замечательно в исполнении трёх ведущих солистов, Сары ван Паттен, Тийта  Хелимеца и Вито Маццео, а в третьей и четвёртой частях царствовали Фрэнсис Чанг и Геннадий Недвигин, которых поддерживала большая группа танцовщиков, в том числе солисты Даниел Делвисон и Исаак Хернандез. Эти две последние части выглядели особенно выигрышно.

А завершал Третью программу балет, поставленный в 2003 году Алексеем Ратманским на музыку Камилла Сен-Санса, «Карнавал животных». Очень милый и полный юмора спектакль вызвал одобрение публики, но выглядел скорее студенческим капустником, нежели солидным балетным спектаклем. В целом, Третья программа оказалась намного интересней Второй.

 

                                                                                       Х.АНАТОЛЬЕВ

                                                                                       Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »