Ядро диалектики

Share this post

Ядро диалектики

Задумывались ли вы, милостивые государи, над таким вопросом: по какому, собственно говоря, праву министры иностранных дел стран-членов ЕС выразили на днях поддержку так называемой французской мирной инициативе?.Почему Европа упорно побуждает (и это еще самое мягкое определение) Иерусалим и Рамаллу к действиям, кои обе перечисленные стороны отвергают? Возможно, что, будь у руля в Израиле лейбористы, социалистическая […]

Share This Article

Задумывались ли вы, милостивые государи, над таким вопросом: по какому, собственно говоря, праву министры иностранных дел стран-членов ЕС выразили на днях поддержку так называемой французской мирной инициативе?.Почему Европа упорно побуждает (и это еще самое мягкое определение) Иерусалим и Рамаллу к действиям, кои обе перечисленные стороны отвергают?

Возможно, что, будь у руля в Израиле лейбористы, социалистическая Европа могла надеяться на партийную, так сказать, дисциплину – и еврейская «Авода», и арабский ФАТХ являются членами Социнтерна. Но даже и в нынешней ситуации, когда израильское правительство никакого отношения к социализму не имеет, именно тот факт, что ЕС является фактически союзом европейских социалистических государств, объясняет нам причину столь пристального внимания идейных (пусть и достаточно отдаленных) потомков Маркса.

Если бы история человечества фиксировалась неким внешним по отношению к нашей планете наблюдателем, то, изучая созданные им хроники, углубляясь во времена, когда человек делал свои самые первые шаги в качестве члена социума, мы с вами, уважаемые читатели, могли бы обнаружить, что чувство неудовлетворенности было ему, человеку, знакомо уже тогда. Оно заставляло думать, а это, в свою очередь, приводило к поиску ответов на вопросы, важнейшими из которых были «кто виноват?» и «что делать?».

Даже столь любезный сердцу марксиста способ производства, как первобытный коммунизм, когда еще не впавшие в грех обладания охотники-собиратели находились, как утвеждает исторический материализм, в одинаковом отношении к средствам производства, а способ получения доли общественного продукта был единым для всех, даже этот способ не гарантировал равенства в категориях, далеких от производства и потребления. Иначе говоря, кто-то был умнее, кто-то быстрее, кто-то сильнее.

Увы, история человечества не фиксировалась никем, кроме самого человечества. И, то ли так все и было, то ли самые древние летописцы писали свои летописи спустя рукава, но до определенного момента не было среди людей ни групп, ни классов, которые на постоянной основе следили бы за тем, чтобы всего у всех было поровну, как, к примеру, общественного продукта на душу населения при первобытном коммунизме. Все было пущено на самотек, и даже гроздья народного гнева осыпались на головы первоначальных накопителей капитала не по планам испытанных вождей, а спонтанно. И, хотя самодвижение, спонтанное развитие и живая жизнь явлений и процессов, – это и есть ядро диалектики (как писал Ленин), до тех пор, пока Гегель не занялся диалектикой, Маркс не стал его учеником, превзошедшим своего учителя, а Ленин не пересказал диалектику в «Философских тетрадях», так и не было партии, целью которой было привести угнетаемые классы к счастью.

От Гегеля до Ленина не так уж близко, и по времени, и по отношению к практическому применению теоретических положений. И, хотя Гегель даже не подозревал о том, что его понимание диалектики будет использовано социал-демократами для легитимации своих претензий на роль основателей нового мира, так оно вышло. С тех пор и поныне социалисты разных мастей сделали уже массу попыток зажечь над миром зарю справедливости. Одни при этом уповали на парламентские способы, надеясь скрестить выводы общественно-политических наук и протестантскую трудовую этику в процессе эволюционного развития. Другие, нетерпеливые, разжигали в людях романтические настроения, культивировали квазиреволюционные мистико-религиозные практики, надеясь получить желаемый результат в рамках продолжительности жизни человека.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Первые оказались удачливыми. Не обещая золотых гор, они создали несколько авриантов общества, в той или иной степени отвечающих, так сказать,  чаяниям и надеждам трудящихся.

Вторые дискредитировали себя ужасающими жертвами, положенными ими на алтарь счастливого будущего, в которое косные люди не желали отправляться, и во второй половине двадцатого века вовсе сошли с арены.

К этому времени противоречия между трудом и капиталом, которые социалисты сочли за непримиримые, в развитых странах были довольно успешно решены, и перед международным социалистическим истэблишментом (а таковой, надо признать, уже не представлял себя в роли иной, чем роль поводыря народов) стала во весь рост нелегкая задача – найти замену ведомым, то есть наемным работникам, в массовом порядке начавшим отдавать свои голоса на выборах буржуазным партиям.

Замену удалось найти, взяв на вооружение отдельные элементы неомарксизма, что позволило рассматривать мир в оппозиции не труда и капитала, а «богатого севера и бедного юга». Таким образом в роли опекаемых оказались народы бывших колоний, причем вне зависимости от того, где их представители ныне проживают. И все сложилось счастливо. Стало возможным поддерживать тех, кто на это соглашался.

Зачем это нужно социалистам? Как уже было сказано – для выживания. Идейно- политическое обоснование, финансово-организационные органы и прочие реквизиты – все это хорошо, но недостаточно для легитимации международной структуры. Нужен объект приложения силы, то, что подвергается обработке, те, кому осуществляется поддержка.

Результаты деятельности в разрезе «север – юг» уже есть. Это Зимбабве. Это стремительно впадающая в коллапс ЮАР. Это так называемая арабская весна. И, наконец, это «палестинское государство», для создания которого Израиль должен признать своими границами демаркационную линию, зафиксировавшую расположение противостоящих сторон после окончания арабо-израильской войны 1948-1949 годов.

Но диалектика сыграла уже однажды с социалистами злую шутку. Прекраснодушные европейские интеллигенты, приближая в начале прошлого века революцию, дискредитировали не только старое и отжившее, но и вполне пригодное служить еще многие десятилетия. Поощряли революционеров моральной поддержкой и деньгами. Говорили о готовности отдать народу не только все силы своей, как говорится, души, но и последнюю рубашку. И получили от пришедших вождей нелестные эпитеты да быстрое исключение не только из числа участников политических процессов, но и из числа живых.

Впрочем, свято место пусто не осталось, и на почве, унавоженной скошенной наивной социал-демократией, во многих странах выросли на диво активные воинственные партии нового типа, во главе которых стояли вожди, от одного взгляда которых народные массы впадали в экстаз. Этих партий, несмотря на анонсированное ими вечное существование, как мы уже говорили, ныне нет, а возродившуюся социал-демократию, построившую-таки социализм с человеческим лицом, уже готовятся лишить места под солнцем новые подопечные, сменившие пролетариев. Теперь это так называемые освободительные движения –  национальные и исламистские, а также джихадисты, борцы за идеи халифата.

А как красиво все начиналось. Спонтанное развитие. Самодвижение. И ядро диалектики.

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »