Неприязнь и нетерпимость

Share this post

Неприязнь и нетерпимость

В мире все взаимосвязано. Как ни банально данное умозаключение, в его истинности усомниться трудно. В самом деле, при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что убийство карикатуристов в Париже и Бориса Немцова в Москве, военные действия на юго-востоке Украины и антиизраильский террор исламистов имеют общие корни. Над этими корнями пышным цветом распускается то, что называется ненавистью. Нам, […]

Share This Article

В мире все взаимосвязано. Как ни банально данное умозаключение, в его истинности усомниться трудно. В самом деле, при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что убийство карикатуристов в Париже и Бориса Немцова в Москве, военные действия на юго-востоке Украины и антиизраильский террор исламистов имеют общие корни. Над этими корнями пышным цветом распускается то, что называется ненавистью.

Нам, тем, кто родился и вырос в послевоенном СССР, в последние годы существования страны советов дико было читать то, о чем прежде даже говорить в нормальном обществе считалось неприличным. Вот ведь парадокс – в тоталитарной стране, где сажали за любые критические в адрес властей высказывания, формально преследовались и различные человеконенавистнические идеи. Но ослаб всеобъемлющий контроль, и на поверхность выползли самые низменные человеческие качества. Оказалось, что советский, как говорится, человек, изобретенный коммунистической пропагандой, ничем не отличается от человека обычного. Более того, все, что было в нем плохого задавлено, под спудом не только не исчезло, но и многократно увеличилось. И тогда вспомнилось, что и в самые вегетарианские советские времена в ходу были анекдоты про евреев, «чурок» и «хохлов», про чукчей и «кацапов», про грузин и армян, да и вообще – про всех членов дружной семьи народов, процветающих под сенью изумрудных звезд кремлевских башен.

И все это слышали и слушали, посмеивались и даже, может быть, считали это неким подобием свободомыслия. Смех, мол, он очищает. Ну, и так далее. Кончилось межнациональными склоками. Вплоть до мордобития. До рукоприкладства. До применения огнестрельного оружия.

Оказалось, что и при советах не все было хорошо. Было и вооруженное подполье. Были расстрелы мирных демонстраций. Было участие армии в так называеых локальных конфликтах, где советские молодые люди получали уроки войны и  ненависти. Был Афганистан, в конце концов, через который прогнали чуть ли не всю молодежь.

Кто виноват в том, что руссие в Крыму чувствовали себя неуютно? Хрущев? А кто сделал так, что «кацапская» восточная Украина со своим суржиком считала себя никак не связанной с «хохлами» и их мовой?

А кто расселил восточноевропейских евреев по всей территороии России? Кто дал им возможность жить в крупных городах, получать хорошее образование, участвовать в общественной и политической жизни?

Кто вообще звал всех нерусских в Россию? Всех этих немцев и французов, таврических греков, армян, татар, грузин, якутов, калмыков, тибетцев, узбеков и таджиков, туркмен и прочих, прочих, прочих.

Почему, когда все так сложилось, когда уже многие десятки лет и даже столетия пришельцы (да и нельзя сказать, что незваные), нашли свои ниши, притерлись и устроились, почему именно тогда накатил вал злобы и ненависти?

Наверное, потому, что объявив о том, что в СССР все народы равны и счастливы, кремлевские властители наложили табу на обсуждение и решение тех проблем, которые все же возникали. И чем дальше, тем больше.

Плакат советских времен

Никто не говорит, что царская Россия была для всех родной матерью. Но и тюрьмой народов она не была. В национальных регионах при главенстве центральной власти действовала разумная система опоры на местные элиты. Но не практиковались заигрывания с этническими чувствами – не создавались национальные территориальные образования, никогда не упоминалось о праве на самоопределение вплоть до отделения, попытки вспомнить о чем преследовались при советах как мелкобуржуазный, в лучшем случае, национализм.

Зачем автор все это говорит, можеть спросить читатель. Ведь речь должна идти не только, и даже не столько о России, если судить по первым строкам текста.

Сейчас все станет ясным. Осталось немного.

Вся советская история, когда национальные и религиозные темы были табуированы, и последующие четверть века, когда эти темы в постсоветской России оказались вообще без всякого контроля, все это привело к тому, что в рассматриваемых нами областях, а именно в национальной и религиозной сферах произошло то, что и должно было произойти – возврат даже не к предыдущему состоянию, то есть к положению дел в царской России, а к уродливому извращению этого состояния.

Вот что говорил протоиерей Дмитрий Климов на казачьем кругу в городе Калач-на-Дону Волгоградской области. «Глядя на какие-то дискуссии в интернет-пространстве и по телевизору, я вижу, что неприязнь и нетерпимость к мнению другого человека переходит разумные границы». «К гражданской войне мы уже сейчас вполне готовы. Остается только зажечь спичку, и все может очень быстро грохнуть». «Люди, которые не могут на карте показать, где Бангладеш, не знают, когда началась Вторая мировая война, рассуждают, что для России в стратегическом плане выгодно. Внутренних проблем у нас в стране как бы не существует, все беды — внешнеполитические».

Здесь священник произнес ключевые слова: «неприязнь и нетерпимость». Они во многом объясняют причины войны на украинском юго-востоке и убийство Немцова. Они, если и не сами по себе явилсь причинами прозошедших событий, то во многом способствовали их приятию многими и многоми людьми.

Отсюда легко перекинуть мостик к убийству французских карикатуристов и к антиизраильскому терроризму. В их основе то же, о чем говорил священник. Те же неприязнь и нетерпимость. Люди, выросшие в резервациях, в которые их загнали вовсе не евреи, а братья-арабы с целью держать в качестве пороховой бочки, эти люди тоже не знают, где Бангладеш и когда началась Вторая мировая война. Но они знают, что США – большой сатана, Израиль – малый сатана, и для того, чтобы всем стало хорошо, надо их уничтожить.

Такие люди никогда в жизни не видели журнал «Charlie Hebdo», они не знали, что есть такой человек, Борис Немцов, но им сказали, что делать, и они сделали. Мы не знаем, кто им это сказал, но сказавшие прекрасно знали уровень развития исполнителей, знали о том, что многолетняя обработка сделала с ними, и они не ошиблись.

Упомянутый нами выше священник выразился чересчур мягко. Он сказал – нериязнь и нетерпимость. Но вообще-то речь идет о ненависти. Ненависти воспитанной, наведенной, ненависти, приведшей людей к тому состоянию, когда они становятся послушнымии механизмами в чьих угодно руках.

Мне могут возразить в том смысле, что нельзя говорить о каком-то одичании людей. Вот ведь, они пользуются интернетом. Выкладывают свои фотки, как нынче говорят, в Инстаграмм и Фейсбук, да и вообще, арабская-то весна произошла благодаря соцсетям.

Да, пользуются. Хамасовцы выкладывают в интернет ролики о том, как они будут бомбить Тель-Авив. «Исламское государство» – о казнях. «Моторола» – кадры со своей женитьбы. А в Питере, городе на Неве, в социальных сетях публикуются фотографии, личные данные и другая информация о евреях, которая сопровождается угрозами в адрес «жидолиберальной общественности».

Что делать? Как жить дальше? Что-то делать и как-то жить. Наверное, лучше всего жить с открытыми глазами, не верить прекраснодушным витиям, остерегаться явных врагов. А делать? Ну, для начала – постараться не впадать в такое состояние, когда все плохое легко объясняется чьими-то происками. Вот и все.

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »