Спасение обамакера
Поддержав со счетом 5:4 проведенную президентом Бараком Обамой историческую перестройку американского здравоохранения, верховный суд США ошеломил большинство наблюдателей, которые ожидали, что он забракует один из главных элементов реформы, а то и всю ее целиком. Ожидали, что главный судья Джон Робертс, назначенный в 2005 году президентом-республиканцем Джорджем Бушем, выступит против реформы его преемника, однако Робертс […]
Поддержав со счетом 5:4 проведенную президентом Бараком Обамой историческую перестройку американского здравоохранения, верховный суд США ошеломил большинство наблюдателей, которые ожидали, что он забракует один из главных элементов реформы, а то и всю ее целиком.
Ожидали, что главный судья Джон Робертс, назначенный в 2005 году президентом-республиканцем Джорджем Бушем, выступит против реформы его преемника, однако Робертс присоединился к четырем либеральным членам суда, которые ее поддержали. Но давно известно, что республиканцы выбирают жен куда лучше, чем судей.
В Белом доме, где обреченно ожидали худшего, открыли шампанское. Решение суда явилось огромной победой Обамы, сумевшего протолкнуть реформу, о которой много десятилетий мечтали американские демократы.
Республиканцы утешают себя тем, что эта победа может оказаться пирровой, и рассчитывают, что она еще больше раззадорит их сторонников и превратит ноябрьские выборы в подобие выборов 2010 года, когда они понесли демократов в палате представителей.
Движущей силой тогдашнего триумфа оппозиции была Чайная партия, зародившаяся как протестное движение против перестройки здравоохранения, или обамакера. Чаевники видели в обамакере очередной наскок ненасытного правительственного Левиафана на народные вольности.
Прежде всего они ополчились на то его положение, которое обязывает большинство американцев купить себе медицинскую страховку либо уплатить штраф. Эта обязанность будет главным источником финансирования этого главного проекта Обамы, который истратил на него большую часть своего политического капитала.
Президент подписал обамакер в марте 2010 года, и на следующий день 26 штатов страны оспорили конституционность реформы в федеральных судах. В частности, они доказывали, что правительство не имеет права принуждать граждан под угрозой штрафа покупать какой-то товар, в данном случае медстраховку.
Сторонники реформы напоминали им об обязательной автомобильной страховке. Критики возражали, что ее легко избежать, не покупая машину, тогда как обзаводиться медстраховкой теперь будут обязаны все, и для этого необходимо лишь быть живым.
Адвокаты администрации доказывали, что правительство имеет право обязывать всех граждан стаховаться в силу т. н. «Коммерческого пункта» конституции, который уполномочивает федеральные власти регулировать коммерцию между штатами.
Часть судов согласилась с истцами, другие приняли сторону администрации, и вот свое веское слово сказал сейчас верховный суд США. Он тоже согласился с истцами и заключил, что «Коммерческий пункт» конституции не дает правительству основания навязывать гражданам покупку медстраховки и штрафовать их за отказ.
Услышав это, все было решили, что суд забраковал обамакер, а Си-эн-эн успела пустить эту сенсацию в эфир.
Но одновременно суд огорчил критиков обамакера, заявив, что штраф, который должны будут платить те, кто не купил страховку, следует квалифицировать как налог. А конституция бесспорно наделяет конгресс правом вводить налоги.
Это верно, но она не дает такого права судам, в том числе и верховным. В тексте закона об обамакере не говорится, что речь идет о «налоге», но там 18 раз упоминается «штраф». Иными словами, верховный суд взял и квалифицировал этот штраф как «налог», на что он не имел никакого права, ибо право вводить новые налоги, согласно конституции, имеет лишь конгресс.
И о каком, собственно, налоге вообще идет речь? Он явно не подоходный. И вроде не акцизный. Налогов несколько категорий, но тот, который изобрел сейчас верховный суд, вроде бы ни под одну из них не подпадает.
Но он прекрасно вписывается в понятие «штрафа», ибо будет взыскиваться в наказание за отказ купить страховку. Левая половина верховного суда, к которой примкнул наш Шепилов-Робертс, высосала этот «налог» из пальца. Благодаря этому трюку самый спорный пункт медицинской перестройки остается в силе, хотя и обосновывается по-иному.
Проталкивая свою реформу, Белый дом категорически отрицал, что речь идет о налоге. «Никто не собирается повышать налоги! – заверял Обама интервьюера в 2009 году. – Обязанность приобрести медстраховку – это абсолютно не повышение налогов!».
Американцам очень трудно продать увеличение налогового бремени, поэтому, агитируя за принятие обамакера, его сторонники всегда избегали называть штрафы за отказ от покупки медстраховки налогами. Сейчас за них сделал это верховный суд США, который под этим соусом спас главное детище Обамы.
Но вот что поразительно: хотя Белый дом выиграл дело благодаря тому, что суд переименовал штраф в налог, сама администрация продолжает на голубом глазу настаивать, что речь-таки идет о штрафе! Именно это заявили в пятницу пресс-секретарь Обамы Джей Карни и экономист Джонатан Грубер, который участвовал в разработке обамакера. «Это не налог на средний класс!» – решительно сказал Грубер, противореча верховному суду и дезавуируя довод, на основании которого тот спас обамовскую реформу.
Вместо того, чтобы сказать Робертсу спасибо, демократы просто положили победу в карман и, как ни в чем не бывало, продолжают оспаривать его главный аргумент
В детстве мы называли такие вещи сверхнаглостью.
Республиканцы утешают себя тем, что Обама «выиграл сражение, но проиграл войну», и довольно отмечают, что после решения суда сторонники Ромни в считанные часы пожертвовали ему более 4 миллионов долларов.
Но победа есть победа, и она всегда лучше поражения. Поэтому люди всегда стремятся победить, а не проиграть.
Остается одно: похоронить обамовское чудо-юдо в избирательной урне.