«Загадочные вариации» в «золотом списке»
Если вам думается, что ничего нет проще, чем написать рецензию на понравившийся спектакль, то позвольте вам не позволить – т.е. решительно с вами не согласиться.
Как писал в свои записных книжках мой любимый Веничка Ерофеев: “Не надо говорить о спектаклях “отлично”, “великолепно” и пр. А, например, так: “С самого начала спектакля ужасно хотел попысать, но не сходил до самого конца”. Создатель сей рецензии – прилежный адепт учения классика, и, следовательно, простой путь выливания своих эмоций на бумажную страницу сразу исключается из рассмотрения. Остаётся несколько более сложный, слегка аналитический подход. Начну издалека.
Сан-Франциско – не Лондон и не Нью-Йорк. Театральная жизнь здесь не изобилует громкими событиями, но за годы (последний десяток лет я старалась за ней уследить) предоставляла публике немало шансов увидеть необычную постановку, насладиться неординарной актерской игрой. Так вот, из того, что было мне доступно, для меня, в ряду таких запоминающиеся театральных находок безусловно остались символически решённые «Маленькие трагедии», невероятный англоязычный «Макбет», где действие разворачивается на фоне мусорных баков, полный иронии и харизмы спектакль «С днём рождения, папочка» – поставленные Александром Лизненковым, а также покоряющий органичностью, поражающий перекличкой эпох, своей современностью «Самоубийца» Эрдмана – режиссерская и актерская работа Александра Литовченко. И вот, в пролетевшем праздничном декабре – новый спектакль двух актеров, двух Александров по пьесе Эрика Шмитта «Загадочные вариации». Пьеса – глубокая, с тонкой философской идеей и, вместе с тем, динамичная, интригующая неожиданными поворотами сюжета. На уединенном острове встречаются два персонажа пьесы журналист Эрик Ларсен (А.Лизненков) и писатель, нобелевский лауреат Абель Знорко (А.Литовченко).
Их разделяет многое – статус, «шахматные» позиции – один нападает, другой защищается, понимание любви (для одного любовь – обладание, огонь страсти, который он боится потушить – огонь, питающий его творчество, для другого – это жалость и преданность, христианский вариант). И вот, постепенно, в течение спектакля мы видим как определяется, точнее, открывается то, что их связывает. Следить за этим увлекательно и трогательно. В какой-то момент – режиссёрская придумка – в глубине сцены открываются два проема и мы видим, как между персонажами образуется что-то вроде тоннеля. Вообще сценическое решение, простое и одновременно стильное, стремящееся к минимализму, очень удачно вписалось в общую канву спектакля.
Но пожалуй, главное в спектакле – то, что заставляет зрителей сопереживать, смеяться и плакать – оригинальные, убедительные, эмоциональные профессиональные актерские работы.
«Загадочные вариации», безусловно, пополнили мой «золотой» список театральных впечатлений. Да, и кстати, я не оставляла своего зрительского места до самого конца, а потом спектакль ещё долго не оставлял меня, подбрасывая всё новые загадки. Впрочем, это, как я поняла из зрительских отзывов, происходило не только со мной.
Зрительские отзывы
Наташа Махова:
«Высокопарных слов не надо опасаться…»
Игорь Князев и Василий Лановой в Театре Вахтангова, Игорь Костолевский и Михаил Филиппов в Маяковке… А сегодня мы открыли для себя еще один блистательный дуэт двух Александров – Литовченко и Лизненкова!!! Дорогие талантливые актеры, благодарим!
За профессиональную работу, за смелость решиться на «Загадочные вариации», за невероятно трогательную атмосферу, за слезы зрителей, за желание остаться в своих мыслях после того, как «занавес» опустился…
Спектакль «Загадочные вариации» надо увидеть всем!
Люси Истомина:
- Давно не испытывала такого эстетического удовольствия от театрального действа. Захватывающий сюжет пьесы «Загадочные вариации» и высочайшее актёрское мастерство двух Александров – Лизненкова и Литовченко завораживают и дарят ощущение прикосновения к настоящему искусству, которое хочется сберечь в душе до новой встречи с прекрасным.
Спасибо большое, Creative Association ARK!
Жанна Вишневская:
Самое лучшее, что я видела за последние годы! Была очень приятно удивлена. Огромное спасибо и до новых встреч!
Андрей Ветушко:
Мастерская игра актеров. Интрересный сюжет с совершенно неожиданными поворотами. Мне очень очень понравилось всё! И сама пьеса, и актерское мастерство и декорации, и музыка, и звук! Замечательный спектакль! Спасибо.
Виктория Ройзина:
Только что вернулась со спектакля “Загадочные вариации” по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта. Не буду писать рецезию, просто поверьте, что этот спектакль нужно посмотреть. Спасибо вам, Александр Литовченко и Александр Лизненков, и всем, кто вам помогал и вдохновлял, спасибо за выбор пьесы, за по-настоящему профессиональную режиссуру и исполнение. Думаю, зрители, которые долго не отпускали актёров со сцены, меня поддержат.
Роман Госин:
Сегодня был в театре. Премьерный спектакль театрального объединения для изучения и исследования русской театральной школы и создания на её осмыслении техники творческого самочувствия в повседневной жизни- АRК- прошёл на сцене театра Mojo в Сан-Франциско.
Сценарий «Загадочные вариации» французского и бельгийского писателя и драматурга Эрик-Эмманюэль Шмитта создан им в 1996 году. С тех пор он была реализован во многих театрах мира и получил одобрительные отклики в прессе. Вот, пожалуй, и всё.
Однако, на мой взгляд, этот спектакль привлекает пронзительной болью, человечностью. На фоне беспардонности нашего времени, когда хорошим тоном стало считаться перечисление своих интимных партнеров и рассказ об особенностях национального секса, целомудренность пьесы, дух рыцарства и поклонения женщине, пронизывает весь спектакль, рождая особую трепетную радость.
Самое интересное, что есть в спектакле, — это сложная психологическая вязь отношений и музыка Элгара «Загадочные вариации» . На сцене неожиданный и оказавшийся очень гармоничным актёрский дуэт Александра Литовченко и Александра Лизненкова.
Билеты на спектакль можно приобрести на сайте нашей организации https://www.ark-ca.org/enigma-variations
Спектакль идет в Mojo Theater по адресу: 2940 16th Street, San Francisco, CA 94103
Даты – 18 января, 8 и 15 февраля в 6:30 p.m.