Искусство фотографии в SFMOMA
Музей современного искусства в Сан-Франциско (SFMOMA) впервые открылся в далеком 1935 году, и уже тогда обладавший не очень большой коллекцией и занимавший всего один этаж в здании Ветеранов войны в центре города новый музей уделял большое внимание искусству фотографии, которое многие другие музеи еще даже не признавали стоящим наравне с живописью и скульптурой.
Благодаря первым подвижникам музея, директрисе др. Грейс Маккейн-Морли и председателю совета попечителей Альберту Бендеру, который увлекался фотографией и спонсировал тогда еще начинающего свою карьеру Анселя Адамса, Сан-Францисский музей собрал огромную коллекцию фоторабот практически всех великих мастеров XX века: от Анри Картье-Брессона, Мэн Рея и Альфреда Штиглица до Эдурда Уэстона, Диан Арбус и Ли Фридлендера.
В запасниках музея находится огромное количество фоторабот и современных художников, живущих и работающих в XXI веке.
В дополнение к существующим в постоянной коллекции музея шедеврам фотографического искусства ежегодно, а часто и по нескольку раз в год в музей прибывают на временные выставки фотоработы из других музеев, галерей и частных собраний. Отдел фотографии SFMOMA неустанно выдвигает новые идеи и работает над их воплощением. Временные шоу, которые длятся по три-четыре месяца, часто состоят как из произведений, принадлежащих музею, так и из редких, мало кому доступных фоторабот, выставленных исключительно на короткий срок и большую часть времени проводящих в хранилищах, вдали от разрушительного воздействия дневного света.
Так как фотография больше, чем любой другой вид искусства, уязвима для плагиата и, к сожалению, часто используется вторичными и третичными источниками без ссылок на оригинал (не говоря уже о том, что и без должного вознаграждения автору за работу), многие музеи имеют четкие правила того, как фотообразы могут распространяться в прессе. Особенно это касается образов, находящихся в музее временно и принадлежащих другим организациям или частным лицам.
Длинные и подробные подписи к фотографиям в данной статье обусловлены именно этими правилами и полностью сохранены в оригинальном виде.
А теперь о двух замечательных выставках, в настоящее время представленных отделом фотографии SFMOMA.
The Train: RFK’s Last Journey
8 июня 1968 года, через три дня после убийства Роберта Ф. Кеннеди, гроб с его телом был доставлен из Нью-Йорка в Вашингтон специальным поездом для захоронения на Арлингтонском кладбище, где уже покоился прах его старшего брата, президента Соединенных Штатов Джона Ф. Кеннеди.
Похоронный поезд провел на рельсах в два раза больше времени, чем требовалось для покрытия расстояния между двумя городами, потому что везде его встречали люди, потрясенные случившимся и желавшие попрощаться со своим кумиром.
Фотовыставка The Train («Поезд») рассматривает это историческое событие с трех точек зрения с помощью трех разных фотографов. Первая часть выставки составлена из фотографий, выполненных по заказу правительства фотографом Paul Fusco, который находился в поезде в тот июньский день 1968 года и снимал все, что видел из окна по ходу поезда.
Его объектив был направлен на толпы, группы и одинокие фигуры людей, выходивших к поезду на всем пути от Нью-Йорка до Вашингтона, чтобы проводить в последний путь главного юриста страны, кандидата в президенты, человека, известного своим стремлением утвердить верховенство закона и преодолеть коррупцию в управлении всеми областями жизни США.
Вторая часть выставки – это взгляд с противоположной стороны. Нидерландский фотограф Rein Jelle Terpstra в 2014–2018 годах осуществил проект The People’s View, в процессе которого проследовал по пути поезда и собрал домашние фотоматериалы, произведенные теми самыми людьми, которые выходили к поезду попрощаться с покойным.
Третья часть – это 70-миллиметровый фильм французского фотографа Philippe Parreno, снятый в 2009 году, в котором он попросил нанятых актеров, одетых и загримированных по моде 1968 года, повторить сцены, заснятые правительственным фотографом из окон похоронного поезда.
Иллюстрации:
Paul Fusco, Untitled, from the series RFK Funeral Train, 1968, printed 2008; San Francisco Museum of Modern Art, purchase through a gift of Randi and Bob Fisher, Nion McEvoy, Kate and Wes Mitchell, The Black Dog Private Foundation, Candace and Vincent Gaudiani, Michele and Chris Meany, Jane and Larry Reed, and John A. MacMahon; ©Magnum Photos, courtesy Danziger Gallery
Paul Fusco, Untitled, from the series RFK Funeral Train, 1968, printed 2008; San Francisco Museum of Modern Art, purchase through a gift of Randi and Bob Fisher, Nion McEvoy, Kate and Wes Mitchell, The Black Dog Private Foundation, Candace and Vincent Gaudiani, Michele and Chris Meany, Jane and Larry Reed, and John A. MacMahon; ©Magnum Photos, courtesy Danziger Gallery
Philippe Parreno, June 8, 1968, 2009 (still); ©Philippe Parreno, courtesy Maja Hoffmann/LUMA Foundation
Выставка продлится по 10 июня.
Selves and Others: Gifts to the Collection from Carla Emil and Rich Silverstein
Выставка посвящена автопортретам и портретам близких людей, выполненным плеядой замечательных фотографов. Интересные, уникальные и неизменно впечатляющие работы представляют собой щедрые дары музею от супругов Carla Emil и Rich Silverstein, друзей и попечителей музея с конца 1990-х годов. Тематически организованная выставка восходит к работам XIX века (Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране чудес», был одним из первых фотопортретистов) и представляет также искусство героини французского Сопротивления сюрреалистки Клод Каон и ее современной фанатичной последовательницы Джиллиан Уэринг. Синди Шерман, перевоплощающаяся в бесчисленные визуальные стереотипы, соседствует с Ясумасой Моримурой, оживляющим классические портреты из истории живописи.
Иллюстрации:
William Eggleston, Jackson, Mississippi, ca. 1969–70, printed 1986; dye transfer print; fractional and promised gift of Carla Emil and Rich Silverstein to the San Francisco Museum of Modern Art; ©Eggleston Artistic Trust
Dora Maar, Double Portrait, 1930s; gelatin silver print; San Francisco Museum of Modern Art, gift of Carla Emil and Rich Silverstein; ©Artists Rights Society (ARS), New York / ADAGP, Paris
Cindy Sherman, Untitled #399, 2000; chromogenic print; fractional and promised gift of Carla Emil and Rich Silverstein to the San Francisco Museum of Modern Art; ©Cindy Sherman, courtesy of the Artist and Metro Pictures
Gillian Wearing, Self-Portrait as My Mother, Jean Gregory, 2003; gelatin silver print; fractional and promised gift of Carla Emil and Rich Silverstein to the San Francisco Museum of Modern Art; ©Gillian Wearing
Выставка продлится по 23 сентября.
Адрес музея: 151 Third St. San Francisсo, телефон: 415-357-4000; www.sfmoma.org.
Заказать частную экскурсию на русском или английском языке можно на сайте: https://www.sfmoma.org/visit/private-guided-tours/.
Фотографии: пресс-бюро SFMOMA. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.
Эмма Красов