Я сидела на коленях у Рокоссовского

Share this post

Я сидела на коленях у Рокоссовского

1946 год, Сочи, конец  августа, бархатный сезон. Папа, мама и я – в санатории «Пищпром» (пищевая промышленность). Причастность к «пищевой» в голодное время превлекла сюда известных деятелей культуры. Это диктор Юрий Левитан, кинорежиссер Юткевич, киноактеры Бернес, Крючков, плеяда актеров Малого nеатра.  Я, единственный ребенок среди отдыхающих, всех умиляю, забавляю. Меня буквально носят на руках. Знаменитости […]

Share This Article

1946 год, Сочи, конец  августа, бархатный сезон. Папа, мама и я – в санатории «Пищпром» (пищевая промышленность). Причастность к «пищевой» в голодное время превлекла сюда известных деятелей культуры. Это диктор Юрий Левитан, кинорежиссер Юткевич, киноактеры Бернес, Крючков, плеяда актеров Малого nеатра.  Я, единственный ребенок среди отдыхающих, всех умиляю, забавляю.

Меня буквально носят на руках. Знаменитости предлагают себя в няньки, когда родители собираются в Театр Комедии, приехавший на гастроли. Но это любимый театр папы, и он считает, что «ребенок должен увидеть классический водевиль «Лев Гурыч Синичкин», да еще в  постановке Акимова».И я еду с родителями, хотя на вечерний спектакль дети не допускаются. Папа идет в дирекцию.

Он был не пробивным, а тонким и деликатным. Но легко, играя, располагал к себе самых разных людей.

Меня впускают, прячут в пустующую правительственную ложу, просят не высовываться. Я не сразу соглашаюсь остаться одной, пусть и в правительственной ложе. Наконец, уговорив меня, родители уходят. Вдруг вспыхивает яркий свет  и в ложу вваливаются дядьки в одинаковых серых костюмах, цепко осматриваясь. За ними – дядьки в военной форме, расступаясь перед самым важным и толстым, в золотом сиянии: золотые звезды, погоны, ордена. Это был Жуков. Вбежал испуганный директор, я громко заплакала. И тут вошел высокий стройный военный, взял меня на руки, начал успокаивать, сел, посадил к себе на колени. Так я оказалась на коленях у Рокосcовского. Какой добрый, хороший дядя! Он мне напомнил папу. Вдруг подскочили  дядьки, выхватили меня и потащили в угол ложи. Посадили рядом с толстой теткой, похожей на подавальщицу в санатории, и девчонкой лет трех. Обе испуганно таращились. Это был эскорт Жукова.

Константин Рокоссовский

Не успела я снова зареветь, как поднялся занавес и началось акимовское чудо – декорации, костюмы, актеры: Филиппов, Зарубина, Дмитриев; все ярко, весело!

Меня отвлекает чавканье. Перед толстухой и дочкой – блюдо с пирожными, каких я никогда не видела, что-то вроде круглых эклеров. «Народ и партия едины, только разное едим мы», споет через  40 лет Игорь Тальков.

Начался антракт, я кинулась к дверям и увидела маму с папой. Но красный канат перекрывал дверь и часть коридора. Я проскочила под ним, меня сейчас же затащили обратно. Мама тут же кинулась под канат, но ее остановили. Рыдающий ребенок, насильно разлученный с матерью, – чем не мелодрама в режиссуре НКВД? И такое – после обожания со стороны знаменитостей. Я долго не могла успокоиться. Меня сдали на попечение пожилой тети в серой форме. Глаза у нее тоже были серые и такие грустные, что мне хотелось утешить ее саму.

Я снова в ложе, где суета и подобострастие. Заглянул, смущаясь, Акимов. Промелькнул испуганный директор.

Здесь сошлись маршальские звезды двух полководцев. Они ровесники, им по пятьдесят. Два героя-победителя и две противоположности. Один высокий и стройный, другой толстый и квадратный. Жуков в парадной форме. На Рокоссовском простой френч, в соответствии месту и времени : он отдыхает, смотрит водевиль. У Жукова спутница с маленьким ребенком. С Рокоссовским жена и дочь лет двадцати. Прочная семья. Жена – очень красивая дама, папа сказал бы «гранд-дама», с высокой пышной прической золотистых волос. Похожа на певицу из трофейного фильма «Большой вальс», который часто крутили в санатории. Дочь – брюнетка с крупным носом, которому удивительно соответствовала модная прическа: большой кок над низкой густой челкой и локоны до плеч. Было видно, что отец с дочерью очень дружны. Весело переглядываясь, они постоянно смеялись. Жена, казалось, была поглощена сценой. Даже во время антракта она продолжала сидеть, разглядывая театр в бинокль.

Жуков был воплощением публичного одиночества. К своим спутницам ни разу не подошел. Наконец, завершился антракт и меня окончательно успокоило искусство Акимова.

Как прошло мое освобождение и воссоединение с семьей, не знаю, потому как спала.

Наутро весь пляж требовал подробностей моего пребывания в правительственной ложе. Спросили: «Что пили?» Не моргнув, ответила: «Воду с сиропом и лимонад». Посмеявшись, заспорили: коньяк или шампанское? Единодушно и долго возмущались: как могли не угостить ребенка пирожным! Вспомнили недавний случай. Один из отдыхающих, столкнувшись с Жуковым в море, закричал, ушел с головой в воду и вынырнул только у берега, чуть не утонув. О Рокосовсском  я только сказала, что он похож на папу. «Интеллигентный человек», «благородный», – уточнили женщины.

Сегодня есть много исторических трудов, мемуаров, документальных  фильмов о Рокоссовском. Узнала, что Рокоссовский ненавидел приказ «Стоять насмерть!». Он видел в этом беспомощность командиров. Он искал и находил решения без лишних потерь. Никогда не придавал значения своей роли в победе. Понятие «солдатская честь» было для него превыше всего, и он так и озаглавил свою книгу.

Памятник Воину-Освободителю в честь Победы, открытый в Трептов-парке Берлина в 1949 году, ставший символом нашей Армии – воин с ребенком на руках. После перестройки, когда крушили памятники эпохи социализма, он остался незыблем. Он долговечен, потому что правдив. Я это знаю. Если прославленный маршал был единственным, кто успокаивал плачущую незнакомую девочку, то солдат не мог быть другим.

Оксана КОЧЕТОВА

Дэнвилл

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »