Выход из треугольника Карпмана

Share this post

Выход из треугольника Карпмана

Если вам интересна методика Юлии, с ней можно связаться по электронной почте juliaisland2008@ukr.net или по скайпу golovkinau

Share This Article

Начало

Другой пример из жизни Победителя, который не отработал свое голодное детство. Получив доступ к огромным ресурсам, (став, например, президен­том страны), он начнет «грести под себя», подавленный страх не дает ему остановиться в этом процессе и начать работать на благо общества. Такой сю­жет конечно, кончается печально. Рано или поздно пирамида, под которую копают с одного края, обрушивается. Победитель становится Жертвой, вы­нужденной позорно бежать из страны, а народ, который был в позиции Жерт­вы, становится Преследователем.

Самый главный вопрос – «Чем Герой отличается от Победителя? Как можно перейти на следующий – та­кой вожделенный для многих, уро­вень?»

Герой занят собой – своими приклю­чениями и своими реакциями. Мир для него – турник, на котором он изу­чает свои возможности и накачивает слабые функции. Герой зациклен на себе, хотя внешне может выглядеть как доброжелательный и любвеобильный. Но он – кокон, из которого готово бу­дет выйти реализованное существо, когда будет готово к этому. Готовиться, конечно, он может всю жизнь и в итоге так и не родиться. А может родиться и принести Миру новую теорию, объ­ясняющую, как тут всё устроено; или новый способ коммуникаций; или хорошо работающую систему энергодо­бычи, или что-то еще.

Что это такое – Реализованное Су­щество? Это сущность, которая ТВО­РИТ, создает Мир. Основное отличие Победителя от Героя – Творение, из­менение Мира.

Не из желания:

– спасти,

– похвастаться,

– обогатиться,

– развлечься,

– развлечь других (и получить их вни­мание)…

.. .из желания Творить. То есть делать то, чего до него не делали. Это – ка­чество Бога, проявленное в челове­ке. Сделать, чтобы Сделать. Обратная связь от людей не особо интересна.

Можно ее давать, а можно промолчать. Победитель делает нечто для того, чтобы материализовать свою энер­гию, а не для того, чтобы восхитились окружающие. Восхищение-одобрение

– обратная связь нужны Герою. Побе­дитель же и сам знает, что то, что он сделал, – хорошо. Потому что плохо он сделать не может. Его женская сублич­ность пребывает в тотальном приня­тии – «хорошо всё, что происходит», и критика других людей не может ее по­колебать.

На уровне Победителя женская и мужская субличности (анима и анимус) – в Священном Браке. Внутренняя Женщи­на опирается на действия Мужчины, восхищается ими. Внутренний Муж­чина питается восхищением внутрен­ней Женщины. И даже если весь Мир против, он сам себя тотально одобряет и может искренне не замечать осужде­ния окружающих (в отличие от Героя и Философа-Пофигиста, в котором есть большая доля демонстративности: «Вы меня не любите, но мне по фиг!»)

Победитель в этом смысле замкнут сам на себя и настолько автономен, что в состоянии сам себя поддерживать.

И, конечно, по принципу подобия к По­бедителям притягиваются те мужчины и женщины во внешнем Мире, кото­рые отображают их анимус или аниму. Поэтому отношения в «плюс втором» треугольнике куда более счастливые, чем у других. И вовсе не потому, что они «покупают любовь», как это кажет­ся тем, кто смотрит снизу из Жертвы или даже из Героя. Их личное зеркало отражает то, что есть – СЧАСТЬЕ в при­нятии и реализованности.

Женщина в состоянии Победителя мо­жет претендовать на любого мужчину. Победитель увидит в ней свою, а Герой будет польщен. Жертва, так та вообще в обморок упадет от счастья.

Мужчина в состоянии Победителя тоже может подойти к каждой жен­щине этого Мира, и ему сложно отка­зать. Инстинкт в этой фазе так развит, что и не хочется приближаться к тем, с кем будет плохо. Поэтому – каждый выстрел – в цель. И тут не про охоту и трофеи.

Победитель и Победительница – Ко­роль и Королева, в государстве кото­рых все в порядке. Народ благоден­ствует, экономика процветает, а для Героев всегда есть место подвигу. И если у них все темы отработаны, то они оба не съезжают вниз со своего лично­го Олимпа.

Победитель-Герой – пара менее стой­кая. Победитель всегда будет взирать на Героя с некой оценкой. Герой будет совершать подвиги (потому что это его этап, его нужно закончить!) в честь своей любимой половины. Но подвиг на то и подвиг, что может закончиться провалом. И Герой полетит с Олимпа кубарем. Или Победитель сделает шаг вниз и начнет проходить свой женский путь Героя, ПРИНИМАЯ неудачу своего избранника.

Победитель-Жертва – пара нежизне­способная. Если Победитель – мужчи­на, а Жертва – женщина, то это архетип рабыни, которую взяли в хоромы за красу. Ее задача – проходить женский Путь Героя, принимая в своем Победи­теле ВСЁ, в том числе его измены, гру­бость, агрессию и прочие течения его эмоциональных состояний. Если она в какой-то момент «поймает звезду», почувствовав свою власть, то может начать «строить» своего мужчину и делать ему «печальное лицо» или от­крытый скандал, сигнализируя, что ей не хватает внимания, норковой шубы, поездки на курорт, секса или гарантий. Он может потерпеть какое-то время, пока его чувства не остынут. Потом пара распадется.

Сценарий, излюбленный сериалами, не сработает. Увы! Два близлежащих уровня еще могут договориться, а вот через уровень прыгнуть тяжело. Почти невозможно. Слишком хорошую карму (Жертве) нужно иметь, или слишком плохую (Победителю), чтобы уравнять­ся и продолжать быть счастливыми.

Кстати! Имеем ввиду, что в наших зем­ных условиях уравнение происходит чаще всего за счет более сильного.

То есть он становится менее сильным, а не наоборот. Гравитация в духовных процессах тоже действует, поэтому скатиться легче, чем подняться. Второй вопрос, что более сильный в паре (По­бедитель или Герой) все равно опом­нится рано или поздно и извлечет уро­ки из своих падений куда скорее, чем это сделает их партнер-Жертва.

Интересно с этой точки зрения проа­нализировать сказку о Золушке. Она так привлекательна для Жертв, потому что они видят в ней надежду для себя. Из служанки – в Принцессу. Круто!

На самом деле, сказку они понимают неправильно, ведь Золушка вовсе не была Жертвой. Она проходила свой женский вариант Пути Героя, выполняя все повеления мачехи, ответственно и главное – безропотно. Мачеха была для нее не Прееледователем-Контроле- ром, а Провокатором, мотивирую­щим учиться и приобретать новые качества. Когда Путь был завершен (Золушка прошла испытания, набра­ла необходимый опыт), появились помощники (фея-крестная), которые помогли ей перейти на уровень Побе­дителя и стать принцессой. Фея тоже выступила Провокатором, предложив ей нарушить установленный мачехой порядок, и Золушка согласилась пойти на риск (мужской героизм – поступок).

Если бы Золушка действительно была Жертвой, то вместо того, чтобы быстро и качественно выполнять задания, она тратила бы огромное количество сил на сопротивление, недовольство и жалобы, и к ней на помощь пришел бы Спасатель, (например, та же фея или сам принц). Спасатель всегда требует награду и трансформируется в Контро­лера. Фея могла заставить Золушку «от­служить» ей из благодарности и пре­вратилась бы в ту же мачеху. А принц посадил бы ее в золотую клетку. И это была бы уже совсем другая сказка…

Женщина-Победитель и мужчина- Жертва – всё то же самое. Но в обще­стве к этому относятся менее толерант­но, и мужчину называют альфонсом. Если же мужчина – Герой, который добивается любви своей дамы (По­бедителя), то это – рыцарь, который совершает подвиги. И это уже совсем другое дело, этот архетип обществом одобряется, и правильно. Он даже мо­жет стать Победителем на фоне своих свершений и в лучах ее любви. Такие случаи известны.

В парных отношениях закон неумолим: в «-1-м треугольнике» – страдание. В двух верхних – разное, но СЧАСТЬЕ. Если в паре появляется персонаж из нижнего треугольника – это путь кон­фликта. Ясно, что конфликт нужен пер­сонажам пьесы, это их Путь Героя. Если Победитель встречает рабыню и влю­бляется в нее и тут она начинает вред­ничать: «Почему ты не выбил ковер или почему задержался на работе», то у него большое искушение или начать это принимать (женский Путь Героя), или избавиться от нее, как от надоед­ливой мухи. И это каждый раз – Реше­ние и вполне конкретный вектор раз­вития. Готовых ответов тут нет, потому что все мы разные, и нужно нам раз­ное. Следует помнить, что Победитель тоже может иметь свои «недоделки» – уроки, которые он не прошел в свое время как Герой. И в этом месте Жизнь всегда будет его провоцировать, пока он не отработает блок, мешающий те­чению энергий.

Межличностные отношения между партнерами, когда они из разных треу­гольников, строятся по тем же законам, что и любовно-личные. Чтобы пар­тнерам (друзьям, сотрудникам) было комфортно друг с другом, они должны совпадать по принципу подобия (ком­плиментарное™) энергий.

Кто комплиментарен Жертве? Другая Жертва, Спасатель или даже Контро­лер. Им всегда найдется, о чем пого­ворить, и они отлично поймут друг друга. Каждый раз это будет другой диалог, с точки зрения эмоциональ­ной окраски, но они будут говорить на одном языке.

А вот Герою и Жертве будет уже слож­нее. Представьте, например:

Жертва: «Все плохо, у меня такая тяже­лая жизнь!»

Герой: «Все можно изменить, нужно только взять себя в руки и перестать ныть и жаловаться».

Герой говорит о том, что сам делает, и у него это срабатывает, он искренне де­лится, но Жертва может увидеть в нем

энергию Контролера, обидеться и пре­кратить диалог.

Если он все же продолжится, то можно услышать, например, такие реплики:

Герой (продолжая): «Пройди в спорт­зал, энергии прибавится, лучше себя почувствуешь».

Жертва: «О чем ты? У меня даже на не­обходимое денег не хватает, какой там спортзал?»

Дальше Герой может впасть в Спасате­ля и предложить одолжить денег хоть на первый месяц занятий. Это нику­дышный вариант, потому что Жертва денег не отдает, да и сомнительно, что употребит по назначению. А если долг и будет отдан, то без особой благо­дарности, на что всегда рассчитывает Спасатель. Все это вряд ли укрепит их дружеские отношения.

Герой может, оставаясь в своем треугольнике, включить Филоеофа- Пофигиета и сказать что-то вроде: «Да, тяжело, но нужно все же как-то выка­рабкиваться, верно?» И в этом случае он дает возможность Жертве самой ре­шать, что ей делать, относится к своему другу как ко взрослому, е уважением и верой в его силы. Однако со стороны это может выглядеть как равнодушие.

Есть еще одна субличность, которую может использовать Герой для обще­ния е Жертвой. Это – Провокатор. Что может ответить Провокатор в ответ на жалобы Жертвы? Например, что-то типа: «Да, старик, у тебя такая жизнь, что я другого выхода не вижу – только вешаться» .иронично поведает, где взять хорошую и прочную веревку, которая не подведет в ответственную минуту. И это, конечно, может сильно ранить Жертву, но как ни странно, это почти единственный способ вывести человека из треугольника Карпмана. Провокатор грубо, но честно доносит до собеседника: «Или сдохни, или ме­няй жизнь».

Жертве тяжело, почти невыносимо общаться с Героем, если тот не впада­ет в Спасателя. А Герою не интересно е Жертвой. Он тяготится общением, где рассказывать о своих успехах – только еще больше расстраивать Жертву (и она уж явно за друга не порадуется!). А выслушивать ее жалобы скучно и бес­смысленно.

Из человеколюбия Герой может про­должать это общение (особенно если это многолетняя дружба). Но успех и польза для обоих будет лишь в том случае, когда Жертва добровольно признает в Герое своего учителя. И, пользуясь его советами, начнет в сво­ем темпе выкарабкиваться в сторону светлого будущего.

Так же дело обстоит и е Победителями, и е Героями. Или Герой учится у Побе­дителя и считает честью для себя это общение, или оно обречено. Даже если Победитель и Герой сидели когда-то за одной партой.

Можно ли родиться Победителем?

Нет, нельзя. Даже если человек родил­ся в семье Победителей, он все равно должен пройти свой Путь Героя. По­пытка сразу прыгнуть на трон – это все равно что, будучи 3-летним ребенком, проснуться в возрасте 20 лет. Невоз­можно. Слишком многому нужно научиться, и разрыв тут огромен. За человека его работу никто не сделает, кроме него.

Однако в семье Победителей у ребен­ка много шансов тоже стать Победи­телем, потому что родители не станут подавлять его энергию и инициативу. У них хватит ресурсов (интеллектуаль­ных и физических), чтобы давать ему задачи, которые быстро поднимут его на более высокий уровень. Они также не будут претендовать на его «вер­ность» семейным ценностям, они в этом не нуждаются. Они высоко ценят свою свободу, поэтому готовы предо­ставить ее другим.

Можно ли не становиться Жертвой?

Для того, чтобы ответить на этот во­прос, нужно описать еще и НУЛЕВОЙ треугольник.

Нулевой уровень встречается у ма­леньких детей и очень небольшого ко­личества взрослых, которые и в Жерт­ву не впали, и в Героя не отважились пойти. Он выглядит так:

Импульс – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОЦЕНКА

На этом уровне Эго еще не сформиро­валось, поэтому названия сформули­рованы как качества, а не как личности (Не Деятель, а Действие).

Энергия идет от Импульса а Дей­ствию, а Оценка результатов только формируется, поскольку формируется мышление.

256А в нежном детском возрасте до 3-х лет дитя живет в первозданном раю и еще не умеет делить Мир на «хорошо» и «плохо». Любое побуждение, не про­ходя цензуры, тут же претворяется в действие. Эмоции текут свободно, и в теле подавленной энергии нет. Долго раздумывать над результатами своих действий особо некогда, да и нечем, понятийный аппарат не сформирован. Поэтому ребенок легко меняет направ­ление движения и действия: от бабоч­ки – к кубику – к машинке – к маме – к яблоку и т.д.

Если он падает, колется, обжигается и получает прочие оплеухи окружающей среды, его Оценка это запомина­ет и ставит галочку на опасном месте, чтобы пометить, куда лезть в дальнейшем не стоит. Так происходит перво­начальный набор опыта – первичное изучение жизни. По некоторым дан­ным, человек в этот период получает 90% всех знаний о Мире, в котором ему предстоит жить.

9892Родители (воспитатели) в этот период обеспечивают ребенку условия для выживания и роста (это в идеале). Их задача – не перебрать на себя роль Оценки, что сделает невозможным для ребенка получение своего соб­ственного опыта. Если они принима­ют решения за него и директивно об этом сообщают: «Не лезь, упадешь!.. не пей, горлышко простудишь. жуй хорошо, а то подавишься.» и так да­лее, то формируют у него страх перед жизнью, который и приводит впослед­ствии к тому, что Нулевой уровень раз­вивается не в «+», а в «-» и формируют

сле 3-х лет, когда он начинает осваи­вать более сложные действия, подра­жая взрослым, формируют Жертву.

Если же воспитание правильное, то ребенок, как самоорганизующаяся система, будет сам вести себя от одно­го опыта к другому. Человек идет в «+» и начинает свой Путь Героя, постепен­но САМ усложняя задачи, е которыми приходится иметь дело. И у него есть все шансы к возрасту своего расцвета (30-40 лет) полностью раскрыть свой потенциал.

Первый треугольник Карпмана – это как вирус, который передается из по-коления В поколение, когда вчераш¬ние дети, воспитывая своих детей, по-вторяют те же ошибки: ограничивают, контролируют и манипулируют.

Юлия Головкина

Продолжение

 

­

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »