В Берлине и за его пределами

Share this post

В Берлине и за его пределами

С 27-го сентября по 4 октября в кинотеатре Кастро проходит кинофестиваль Berlin and Beyond. Институт Гёте, который проводит этот фестиваль уже в семнадцатый раз, ежегодно включает в программу фестиваля, кроме фильмов, сделанных в Германии, картины на немецком языке, снятые в Австрии и Швейцарии. Традиционно фестиваль Berlin and Beyond вручает премию за вклад в киноискусство. В […]

Share This Article

С 27-го сентября по 4 октября в кинотеатре Кастро проходит кинофестиваль Berlin and Beyond. Институт Гёте, который проводит этот фестиваль уже в семнадцатый раз, ежегодно включает в программу фестиваля, кроме фильмов, сделанных в Германии, картины на немецком языке, снятые в Австрии и Швейцарии.

Традиционно фестиваль Berlin and Beyond вручает премию за вклад в киноискусство. В нынешнем году премию получит замечательный немецкий актёр Марио Адорф. В связи с этим в рамках фестиваля будут показаны два классических фильма с его участием: «Лола» (1981) Райнера Вернера Фассбиндера и «Жестяной барабан» (1979) Волкера Шлёндорфа.

Конечно, оба эти фильма сегодня доступны нам на качественных DVD, выпущенных The Criterion Collection, но сан-францисским зрителям предоставится редкая возможность увидеть эти картины на большом экране. Кроме того «Жестяной барабан» будет демонстрироваться в авторском монтаже – в этот варианте фильма Шлёндорф восстановил несколько вырезанных сцен общей продолжительностью 22 минуты.

«Жестяной барабан» (The Tin Drum) – 29 сентября, 20 час. 45 мин. – На этом сеансе будет присутствовать Марио Адорф.

«Лола» (Lola)2 октября, 18 часов (фильм будет показан не в Кастро, а в Институте Гёте, 530 Bush St.)

***

«Жестяной барабан»
«Жестяной барабан»

Фестиваль откроется картиной «Барбара», снятой одним из самых известных режиссёров нынешнего немецкого кино Кристианом Петцольдом. Действие разворачивается в начале 80-х годов в Восточной Германии. Это рассказ о женщине-враче, находящейся под постоянным наблюдением Штази, гэдээровской секретной полиции. Рецензенты нередко сравнивают эту ленту с картиной Флориана фон Доннерсмарка «Жизнь других». На мой взгляд, фильмы Доннерсмарка и Петцольда довольно далеки друг от друга. Лента Доннерсмарка открыто драматична, она построена по американским рецептам кинодраматургии – сюжет развивается внятно, характеры контрастны и определённы. Картина Петцольда, напротив, медитативна, режессёр больше полагается на жесты, движения, интонации, атмосферу, чем на произнесённые слова.

Понятно, что каждый автор выбирает стиль и манеру повествования, соответствующие его задачам. Вопрос – удаётся ли ему поставленные задачи решить.

Флориану Доннерсмарку в «Жизни других», несомненно, удалось. Удалось ли Кристиану Петцольду – об этом, наверное, лучше, поговорить после того, как вы посмотрите фильм.

«Барбара» (Barbara) – 27 сентября, 19 часов.

***

Думаю, наших читателей должна заинтересовать картина Маркуса Розенмюллера «Вундеркинды», действие которой разворачивается в 1941 году в Полтаве. Она рассказывает о судьбе трех детей-музыкантов: евреев Ларисы и Абраши и немецкой девочки Ханны.

«Вундеркинды» (Wunderkinder) – 4 октября, 17 часов.

***

Картина Дэвида Внендта «Боевые девочки» – пример умной и острой публицистики, пытающейся понять, как девушки-подростки оказались участницами неофашистской шайки. Главную роль в этом фильме великолепно сыграла молодая актриса Алина Левшина, которая родилась в Одессе, а нынче живёт в Берлине.

«Боевые девочки» (Combat Girls) – 3 октября, 18 час. 30 мин. – На этом сеансе будет присутствовать Алина Левшина.

***

«Байконур» Вита Хелмера – забавная комедия, снятая в Казахстане целиком на русском языке.

«Байконур»
«Байконур»

Герои этого фильма живут тем, что приходит к ним с неба. Отработавшие секции ракет падают в степь; жители крошечной казахской деревушки собирают этот металлолом, меняют его на консервы или продают китайцам, приезжающим за товаром на грузовиках.

У юноши Искандера по прозвищу Гагарин важная работа – он следит за запусками ракет и делает расчёты: куда упадут обломки, и вот однажды, увидев на экране лицо французской космонавтки Жюли, Искандер влюбляется в неё без памяти. И когда, после неудачного приземления, сотрудники космодрома мечутся в поисках пропавшей капсулы, Искандер находит девушку и приносит её в свою юрту. Девушка без сознания, потом она приходит в себя, но ничего не помнит о космосе, полётах, ракетах. Гагарин прячет её скафандр, достаёт из сундука одежду своей матери и представляет своей деревне француженку как невесту. Однако невиданная красотка разжигает аппетиты деревенских старейшин, которые настаивают, чтобы Гагарин уступил одному из них невесту за хорошие деньги. Напуганный такими поползновениями, юноша увозит Жюли из деревни,  и вот ночью в пещере у костра Жюли проявляет инициативу – француженка, что тут скажешь! – и, лишив Гагарина невинности, немедленно вспоминает, кто она такая. В результате юноша вынужден вернуть Жюли на Байконур, и, в качестве награды за молчание, его берут туда работать: сначала уборщиком, а потом, обнаружив его незаурядные способности, зачисляют в отряд космонавтов. Искандер-Гагарин раньше мечтал о космосе, а теперь всё, что ему нужно – это Жюли, а вот Жюли нужен только  космос. Любви у них не получается, и тогда Гагарин, сняв казённую одежду, отправляется назад, за забор космодрома, в свою родную деревню, где его давно и упорно добивается деревенская красотка Назира (такая же сирота, как он, чьи родители, как и родители Искандера, погибли под обломками запущенных с космодрома ракет).

Финал немного удивляет. Добро бы снял такое казах, а тут вдруг посторонний, немец. В финале Искандер и Назира в красивых казахских одеждах сидят рядком, смотрят на пасущихся коз, и не нужно им никакого космоса.

Чего это ради режиссёр Вит Хелмер ударился в назидательность – я понять не могу. Впрочем, фильм всё равно получился довольно весёлый.

«Байконур» (Baikonur) – 29 сентября, 18 часов 15 минут. – На сеансе будет присутствовать режиссёр Вит Хелмер.

***

“4 дня в мае”
“4 дня в мае”

Фильм Ахима фон Борриса «4 дня в мае» вызвал много разговоров и пересудов. Сюжет его таков. Последние дни войны. Советская разведгруппа занимает большое здание, в котором размещается приют для девочек-сирот. Задача разведчиков – следить за передвижением немцев.

Вскоре на берегу появляется отряд немцев – они ждут возможности переправиться в Данию, и, когда командир разведчиков, которых всего-то восемь человек, блефуя, предлагает немцам сдаваться, они не сдаются, но и не вступают в бой. Таким образом, на время устанавливается странное равновесие: немцы – на берегу, советские бойцы – в нескольких сотнях метров от них в здании приюта.

Радио сообщает о капитуляции Германии. Разведчики вместе с приютскими детьми и работниками празднуют окончание войны, но тут появляется пьяный майор, в чьём подчинении находится разведгруппа. Майор пытается изнасиловать девушку, работающую в приюте (мы уже видели, как несколько дней назад товарку этой девушки увезли люди майора), однако на этот раз за девушку вступается командир разведчиков.

Получив по морде, майор бросает своё подразделение на штурм приюта: «Покажем этим власовцам, что такое Красная армия».

Казалось бы, судьба горстки разведчиков решена, однако на помощь им приходит отряд немцев, и общими силами им удаётся обеспечить возможность детям и работникам приюта погрузиться на корабль и отправиться в Данию.

Вот такой сюжет.

Выглядит невероятно, не правда ли?

 

Но, при всей своей невероятности, этот сюжет – не фантазия режиссёра или продюсера, популярного российского артиста Алексея Гуськова, сыгравшего в фильме роль командира разведгруппы, – сюжет базируется на очерке Дмитрия Фроста «Русская былина», опубликованном в правительственном российском журнале «Родина». Фрост утверждает, что эту историю он услышал накануне вторжения в Чехословакию 20 августа 1968 года от маршала К.С. Москаленко.

Надо сказать, что публикация Фроста многими военными историками была воспринята критически, и вопрос о её достоверности по-прежнему остаётся открытым.

Со своей стороны картина фон Борриса вызвала хоть и сдержанную, но вполне доброжелательную реакцию российских кинокритиков. Её даже хотели показать по российскому телевидению, но в самый последний момент НТВ опубликовало вот такое заявление:

Намерение НТВ показать в канун Дня Победы — 7 мая — фильм режиссера Ахима фон Борриса «4 дня в мае» вызвало крайне негативную реакцию ветеранских организаций и отдельных зрителей — участников Великой Отечественной войны.

Фильм действительно затрагивает темы, вокруг которых ведутся споры и отсутствуют однозначные оценки. Так как в намерения НТВ не входит каким бы то ни было образом омрачать праздник поколению победителей, генеральный директор телекомпании счел необходимым внести в сетку изменения: 7 мая, в 19:25 смотрите на нашем телеканале фильм режиссера Михаила Пташука «В августе 44-го…»

“4 дня в мае” (4 Days In May) – 30 сентября, 18 часов 30 минут.

***

“Фауст”
“Фауст”

И ещё один фильм, на который я бы хотел обратить внимание читателей – “Фауст” российского режиссёра Александра Сокурова. Фильм этот, снятый по мотивам трегедии Гёте, сделан совместными усилями нескольких продюсерских фирм, среди которых есть и немецкая. К тому же, он снят на немецком языке – таким образом, он вполне оправданно оказался частью немецкого кинофестиваля.

Это четвётая картина, завершающая тетралогию Сокурова о власти. Первой был “Молох” (1999) о Гитлере, затем “Телец” (2000) о Ленине, за ней “Солнце” (2004) о японском императоре Хирохито.

На Венецианском кинофестивале 2011 года “Фауст” был удостоен высшей награды – «Золотого Льва Святого Марка».

У “Фауста” пока нет американского прокатчика, так что вполне вероятно – другой возможности посмотреть эту выдающуюся работу на большом экране у вас не возникнет.

“Фауст” (Faust) – 28 сентября, 21 час.

 

 

 

 Михаил ЛЕМХИН

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »