Robert Rauschenberg в SFMOMA

Share this post

Robert Rauschenberg в SFMOMA

Выствка-ретроспектива более чем 150 работ одного из выдающихся современных американских художников Роберта Раушенберга (1925–2008) Robert Rauschenberg: Erasing the Rules в San Francisco Museum of Modern Art (SFMOMA) продолжается по 25 марта. С момента открытия в ноябре прошлого года эта выставка, занимающая все пространство четвертого этажа старого здания музея, вызвала больше яростных споров, скептических ухмылок и недоуменных взглядов, чем какая-либо другая.

Share This Article

Я в должности экскурсовода частных туров в SFMOMA уже больше десяти лет и не могу вспомнить ни одно другое шоу, которое бы так лично задевало столь многих людей!

1. Rauschenberg catalogueВ чем же дело? Почему работы Раушенберга вызывают у одних полное непрятие, в то время как другие не могут оторваться от его картин и инсталляций, находя в них что-то новое и интересное каждый раз, как приближаются к его многочисленным и поразительно разнообразным произведениям?

Родившийся в Техасе в семье христианских фундаменталистов, Раушенберг «честно» пытался выучиться на фармацевта, но после службы в армии во время Второй мировой войны (и после того, как семья сменила адрес, «забыв» его об этом оповестить) бросил все, перебрался в Нью-Йорк и начал творить искусство.

Его собственный уникальный стиль начался с неподчинения правилам и непрятия превалирующего течения абстрактного экспрессионизма, царившего в то время в нью-йоркской художественной среде. В противовес уже хорошо известным и ценимым художникам, которые пытались выразить свой внутренний мир, свою индивидуальность, свои мощные эмоции посредством решительных мазков, большого количества краски и ярких, вибрирующих цветов, Раушенберг сразу же обратился к идеям не индивидуального, а коллективного творчества, не внутреннего, а внешнего мира, не высоко ценимых полотен, созданных в одиночестве отшельнических мастерских, а беспорядочных комбинаций физического и информационного мусора, в изобилии заполняющего серые будни, в которых только человек с воображением может разглядеть божественные искры творчества и красоты.

NMSK1963 006

Короткий срок обучения в знаменитом колледже искусств Black Mountain College в Северной Каролине принес замечательные плоды и благодаря и вопреки менторству бывшего преподавателя и директора веймарского Баухауса Джозефа Альберса, эмигрировавшего в США после прихода к власти нацистов в 1933 году.

Суровая критика Альберса, автора значительного теоретического труда «Взаимодействие цветов», утверждающего чистую форму как основу любого творчества, подтолкнула Раушенберга не к тому, чтобы следовать заветам учителя, а к прямо противоположным действиям. Далеко отодвинув «структурные констелляции» Альберса, его «трансформации схем» и «хроматические фуги» «Во славу квадрата», молодой художник, как вырвавшийся на свободу заключенный, начал жадно поглощать все, что жизнь швыряла в его сторону, используя самые невообразимые предметы для своих произведений, создавая искусство из ежедневных событий и встреч, из предметов обихода, обывков газет, камней, гвоздей, ржавых металлических деталей – из любого сора, как сказала бы Анна Ахматова.

2. Raushenberg CollectionРаботая над своими произведениями, он неизменно привлекал друзей и коллег к процессу творчества. В Black Mountain College, кроме живописцев и скульпторов, обучались хореографы, композиторы, фотографы, и, связанный дружескими и романтическими чувствами с представителями разных направлений искусства, Раушенберг создавал вместе с ними мультидисциплинарные композиции, в которых музыка, движение и живопись находились в неразрывной связи друг с другом.

Когда его в ранние годы карьеры пригласили выставить одну из картин на шоу, он тут же предложил организаторам выставки пригласить также трех его друзей-художников выставить их картины. Получив отказ, Раушенберг создал картину-коллаж, на канве которой за открывающимися дверцами находились маленькие картинки, созданные его друзьями, с их подписями. К дверцам вели стрелки с надписями «открой», что посетители выставки и делали.

4. Rauschenberg Port of EntryПомогая друзьям в танцевальном театре в роли администратора, Раушенберг как-то заметил, что в программке его ошибочно назвали хореографом. Никогда не упускавший никаких возможностей и относившийся к случайностям как к подаркам судьбы оппортунист тут же начал работать над балетом «Пеликан», в котором он и его друг ездили по сцене на роликах, размахивая пеликаньими крыльями, сделанными из фотозонтов, в то время как профессиональная балерина танцевала под музыку еще одного общего друга, ставшего впоследствии знаменитым композитором.

Таких анекдотических приключений в биографии художника огромное количество, но еще больше в ней удивительных находок постоянно ищущего, беспокойного ума. Автор коллажа «Постель», созданного из одеяла и подушки соседки-студентки, не подозревавшей, что ее выброшенные на солнышко постельные принадлежности будут похищены художником (справедливости ради заметим: он думал, что они действительно были выброшены) и в конце концов окажутся в музее; белой картины, на которой ничего, кроме ровной белой поверхности, не изображено; серии черных картин, созданных из лакированных обрывков старых газет; стертого рисунка известного художника, пожертвовавшего свое произведение специально для того, чтобы наш герой его стер четырьмя сотнями резинок; бассейна, заполненного кипящей глиной (тоже находится на выставке в SFMOMA), и многих других необычных произведений генерировал новые идеи постоянно, до конца своей жизни, и без устали работал над созданием новых форм искусства.

Shot In Gallery
Shot In Gallery

Заказать частную экскурсию на русском или английском языке можно на сайте https://www.sfmoma.org/visit/private-guided-tours/. Адрес музея: 151 Third St. San Franciso, телефон: 415-357-4000, www.sfmoma.org.

Casanova в Legion of Honor

Новая выставка Casanova: The Seduction of Europe открылась в музее Legion of Honor под эгидой организации Fine Arts Museums of San Francisco.

Джакомо Казанова (1725–1798), уроженец Венеции, вошедший в историю благодаря своим бесчисленным любовным похождениям, описанным в 13-томной автобиографии «История моей жизни», был также автором пьес и переводчиком,  неутомимым путешественником, самодельным светским львом, вышедшим из семьи театральных актеров и склонным к исполнению придуманных им для себя ролей; имел непреодолимую страсть к продвижению по социальной лестнице, картежным махинациям и дракам в общественных местах – в общем, был героем своей эпохи, оставившим нестираемый след в истории Европы.

shot in situЧтобы воссоздать атмосферу времени, в котором жил и процветал Казанова, кураторы музея представили на выставке картины и скульптуры знаменитых художников, а также костюмы и предметы мебели и столового обихода, характерные для лучших домов Европы XVIII века.

Так как дело происходило в эпоху Просвещения, когда религиозные нормы и правила поведения значительно утратили свою силу и морально, и территориально, Казанова мог передвигаться из страны в страну и из столицы в столицу, соблазняя высокопоставленных дам, обманывая их мужей, отсиживая иногда срок в тюрьме и совершая побег, а в другое время удостаиваясь аудиенций высоких особ, в числе которых были папа римский и Екатерина Вторая.

7. Canaletto Entrance to the Grand CanalВыставка продлится по 28 мая. Адрес музея: 100 34th Ave. San Francisco, телефон: 415-750-3600, www.legionofhonor.famsf.org.

Фотографии: press images courtesy SFMOMA and Fine Arts Museums of San Francisco. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.

Эмма Красов

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »