Обзор DVD выпуск 207

Share this post

Обзор DVD выпуск 207

Mr. Selfridge. Season 2. Developed by Kate Brooke. 2014. PBS. DVD. («Мистер Селфридж. 2-й сезон». Автор проекта Кейт Брук). 3 диска. В центре телесериала «Мистер Селфридж» – реальный исторический персонаж Гарри Гордон Селфридж (1986-1947), американский бизнесмен, открывший в 1909 году в Лондоне знаменитый магазин Salfridge and Co. и принципиально изменивший методы розничной торговли не только […]

Share This Article

Mr. Selfridge. Season 2. Developed by Kate Brooke. 2014. PBS. DVD. («Мистер Селфридж. 2-й сезон». Автор проекта Кейт Брук). 3 диска.

В центре телесериала «Мистер Селфридж» – реальный исторический персонаж Гарри Гордон Селфридж (1986-1947), американский бизнесмен, открывший в 1909 году в Лондоне знаменитый магазин Salfridge and Co. и принципиально изменивший методы розничной торговли не только в Англии, но и во всём мире.

Успех сопутствует Гарри Селфриджу. Успех в бизнесе и успех у женщин. В результате  даёт трещину его семейная жизнь. Дети отправлены учиться, жена уезжает в Америку, и Селфридж отсается один. Таков финал первого сезона.

Как это обычно бывает с сериалами, второй сезон оказался несколько более разреженным, чем первый. Сериал «Мистер Селфридж» базируется на книге Lindy Woodhead «Shopping, Seduction and Mr. Selfridge». Я книги этой не читал, но не сомневаюсь, что создатели сериала, позаимствовав из неё факты биографии Гарри Селфриджа, должны были населить свой фильм множеством вымышленных персонажей, характеры и судьбы которых сочинены уже сценаристами. Из этих второстепенных персонажей складывается не только фон, на котором разыгрывается история главного героя. Получив собственные характеры, эти второстепенные персонажи начинают взаимодействовать и образовывать боковые ответвления сюжета. Баланс между основной историей и такими ответвлениями – дело весьма деликатное. Во втором сезоне случается, что эти боковые ветви начинают заслонять основной сюжет. Великолепному актёрскому ансамблю удаётся отчасти компенсировать драматургические недостатки (примитивные сюжетные ходы – в особенности историю злоключений дизайнера Анри Леклера), но напряжение теряется, повествование буксует и внимание зрителей начинает ослабевать.

Я не знаю, планируют ли авторы третий сезон, но беллетристически для него уже намечены сюжетные ходы: продолжение истории леди Локсли, отношения Агнес Тауэр и Анри Леклера, болезнь Роз, жены Герри Сэлфриджа.

Кстати, по тому, как авторы изображают болезнь Роуз и как она сама рассказывает мужу, эта болезнь неизлечима. «Я умираю», – говорит она. Реальная супруга Селфриджа Розалин Букингем умерла не в 1914 году от рака, а от испанки в 1918 году. И была она не очень похожа на довольно субтильную не слишком решительную даму, какой Роз изображена в сериале. Наследница огромного состояния, Розалин Букингем была, судя по всему, и сама прирождённым бизнесменом (как теперь говорят – «business woman») – она скупала обширные участки земли в Чикаго, строила дома и эти дома с большой прибылью продавала.

 

King of the Hill. A film by Steven Soderberg. 1993. Blu-Ray+DVD.. The Criterion Collection. («Царь горы». Режиссёр – Стивен Содерберг).

Успех пришёл к Стивену Содербергу рано. Ему было 26 лет, когда первый его полнометражный фильм «Секс, ложь и видео» (Sex, Lies and Videotape, 1989) был отобран для официальной программы Каннского фестиваля. Молодому режиссёру было чем гордиться. Его картина оказалась в одной программе с работами признанных мастеров: Лилианы Кавани, Имамуры, Этторе Скола, Кустурицы. Это одно могло бы ощутимо подтолкнуть его карьеру. Но случилось невероятное: фильм дебютанта получил сначала престижную премию ФИПРЕССИ, затем приз за лучшую мужскую роль и в заключение – главный приз фестиваля: Золотую пальмовую ветвь.

В Америку Содерберг вернулся триумфатором. Это обеспечило зелёную улицу его новому проекту, фильму «Кафка» (1991), главную роль в котором сыграл Джереми Айронс. Но фильм провалился в прокате, еле-еле собрав миллион долларов при бюджете в 11 миллионов.

Понятно, что следующая картина Содерберга могла либо поправить, либо серьёзно подорвать коммерческую репутацию режиссёра. Этой картиной стала лента «Царь горы». Она не оказалась кассовым хитом, но получила хорошую прессу и была отобрана для участия в Каннском фестивале.

«Царь горы» – экранизация одноимённой книги Аарона Эдварда Хотчнера (р. 1920 г.). В центре повествования – история мальчика Аарона, мать которого оказалась в туберкулёзном санатории, отец, подрядившись работать коммивояжером часовой компании Хамильтон, с чемоданом товаров отправился в длительное путешествие по соседним штатам, а 14- летний Аарон, без еды и без копейки денег, остался в неоплаченной комнате многоквартирного дома выживать как сумеет.

Книга автобиографическая, и Хотчнер рассказывает в ней о своём собственном детстве в Сан-Луисе во времена Великой депрессии.

Фильм Содерберга производит двойственное впечатление. Отлично подобранные типажи, динамичная драматургия удерживают наше внимание. Но при этом сама фактура фильма, идеальная голливудская фактура глянцевых журналов, входит в противоречие с настроением рассказываемой истории. Красивые, по всем правилам освещённые и скомпонованные картинки, которые должны изображать голод и борьбу за выживание, превращают реальную историю в целлулоидную сказку.

***

На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.

***

Аарон Хотчнер написал за свою долгую жизнь много – рассказы и повести, романы и пьесы, но самой знаменитой его книгой стала биография Эрнеста Хемингуэя, с которым он дружил многие годы. Книга «Папа Хемингуэй» добралась даже до Советского Союза, где была издана гигантским тиражом в «Библиотеке «Огонька».

 

Master of the House. A film by Carl Theodor Dreyer. 1925. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Почитай свою жену» – режиссёр Карл Теодор Дрейер).

Карл Теодор Дрейер (1889-1968) – один из несомненных гениев кинематографа. Он сделал четырнадцать фильмов, но, когда говорят о кинематографе Дрейера, имеют в виду всего четыре: «Страсти Жанны д’Арк» (1928 г.), «День гнева» (1943 г.), «Слово» (1955 г.) и «Гертруда» (1964 г.)

Не то что остальные фильмы Дрейера совершенно неинтересны. Всегда любопытно проследить тот путь, который гений прошел в поисках собственного голоса. Но, понятно, это интерес специальный.

Настоящий Дрейер начался с «Жанны д’Арк», фильма, который портяс зрителей. Эйзенштейн назвал его «одним из прекраснейших в истории кино». Полистав любую книжку о Дрейере, вы найдёте и такие слова: «возможно, самая лучшая актёрская игра, когда-либо заснятая на плёнку» (об исполнительнице роли Жанны – Рене Фальконетти) и даже такие: «вершина немого кино – и, вероятно, кинематографа в целом».

Ничего такого не стоит ждать от фильма «Почитай свою жену». Это скромная картина о том, как, раздосадованная грубостью мужа, жена на время оставляет его, переселяясь в квартиру своей матери. И как этот муж сердится, потом страдает, раскаивается и, в конце концов, исправляется. Тем более, оказывается, что он не так уж плох, как мы могли подумать сначала. И жена по-прежнему любит его.

Роман, пересказанный средствами немого кино.

 

Rififi. A film by Jules Dassin. 1955. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Рифифи» – режиссёр Жюль Дассен).

Сын еврея-парикмахера, приехавшего в Америку из Одессы, Дассен вместе с семерыми своими братьями и сёстрами вырос в нью-йоркском Гарлеме. Был актёром в Еврейском театре, сочинял тексты для радио, затем перебрался в Голливуд, где стал ассистентом, потом режиссёром короткометражек и, в конце концов, получил возможность ставить игровые картины.

Историки-киноведы  говорят, что  Жюль Дассен окончательно сформировался как режиссёр, работая над лентой “Грубая сила” (Brute Force, 1947). Этот фильм, как и два других, снятых вслед на ним, “Обнаженный город” (The Naked City, 1948) и “Путь воров” (Thieves’ Highway), называют самыми удачными голливудскими работами Дассена.

В 1950 году, уличённый Эдуардом Дмитрыком в связях с коммунистами, Жюль Дассен перебрался во Францию, а затем в Грецию. В Европе он снял множество фильмов, женился на актрисе Мелине Меркури, стал отцом двоих детей. Дочь Дассена Жюли – киноактриса, сын Джо был композитором и эстрадным певцом в 70-е годы прошлого века, одним из самых популярных эстрадных певцов Франции (он умер сорокадвухлетним в 1980 году).

 

***

Фильм «Рифифи» (в России он известен под названием «Мужские разборки»), снятый  Жюлем Дассеном во Франции после пятилетнего простоя, многие считают вершиной творчества этого режиссёра.

Продуманное до мельчайших деталей и идеально исполненное ограбление ювелирного магазина приносит ожидаемую добычу, но не приносит благополучия. Судьбу грабителей решают не полицейские сыщики, а случай. В результате все они погибают, а деньги за проданные бриллианты попадают в руки полиции.

Фильм Дассена можно сравнить с картиной Стэнли Кубрика «Убийство» (1956), где, так же, как в «Рифифи», хитроумно придуманное – и удавшееся – ограбление не приносит исполнителям ни денег, ни счастья.

В фильме Дассена есть атмосфера Парижа, атмосфера времени, но вы ни на минуту не забываете, что перед вами картина шестидесятилетней давности, картина, тронутая старением, я бы сказал, несколько архаичная.

В этом смысле лента Кубрика – которой тоже почти шестьдесят лет – выигрывает. Она формальнее, холоднее, но смотрится сегодня без всяких скидок, как живое кино.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »