Обзор DVD выпуск 202

Share this post

Обзор DVD выпуск 202

Dr. Jekyll and Mr. Hyde. A film by John S. Robertson. 1920. Kino Lorber. Blu-Ray. («Доктор Джекил и мистер Хайд». Режиссёр Джон Робертсон). Повесть Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» экранизировалась десятки раз. Это история Генри Джекила, который, придя к выводу, что каждый человек есть продукт совмещения разных характеров, нашёл способ выделить злое […]

Share This Article

Dr. Jekyll and Mr. Hyde. A film by John S. Robertson. 1920. Kino Lorber. Blu-Ray. («Доктор Джекил и мистер Хайд». Режиссёр Джон Робертсон).

Повесть Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» экранизировалась десятки раз. Это история Генри Джекила, который, придя к выводу, что каждый человек есть продукт совмещения разных характеров, нашёл способ выделить злое начало своего «я» в отдельную оболочку. Так появился демонический Эдвард Хайд, совершающий бессмысленно жестокие  поступки.

Фильм Джона Робертсона интересен, прежде всего, тем, что он впервые представил кинозрителям выдающегося театрального актёра Джона Бэрримора (1882-1942). Эта картина также вошла в историю как первый американский фильм ужасов.

 

***

Картина очень прилично отреставрирована. Среди дополнительных материалов вы найдёте на диске ещё две короткометражные экранизации этой повести: 12-минутный фильм Люсиуса Хендерсона, снятый в 1912 году, и 15- минутный фильм Чарльза Хэйдона, снятый, как и лента Робертсона, в 1920-м.

 

Thief. A film by Michael Mann. 1981. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Вор» – режиссёр Майкл Манн).

Майкл Манн начал с телевизионных короткометражек, в 1979 году он снял для телевидения свой первый полнометражный фильм «Миля Джерико», а ещё через два года – свою первую кинокартину «Вор».

Это история Фрэнка, сформировавшегося в тюрьме, прошедшего тюремную науку и встретившего там человека, который стал его другом и ментором, человека, который обучил Фрэнка тому, что на свободе стало его специальностью – взламыванию сейфов. Фрэнк живёт по правилам, которые он установил себе сам, он надеется только на себя и уверен, что может защитить свой мир. И, хотя защититься от местной мафии гораздо сложнее, чем защититься от полиции и закона, Фрэнк не согласен – он просто не может – отступать, он готов умереть, но не сдаться.

Один из сотни криминальных фильмов, ежегодно появляющихся в кинотеатрах и на телевидении, «Вор» остался бы незамеченным, если бы Майк Манн показал Фрэнка просто взломщиком-профессионалом, жёстким парнем, защищающим своё место под солнцем. В фильме «Вор» Фрэнк действительно жёсткий парень, но эта жёсткость смешана с удивительной, не по годам, наивностью. И это делает его характер интересным и необычным. Необычна и изобразительная изощрённость фильма. При этом красота и оригинальность кадра временами превращаются в самоцель, привлекая к себе больше внимания, чем сюжетная интрига.

 

***

Фильм прекрасно отреставрирован. На диске вы найдёте интервью, взятые у Майкла Манна и исполнителя роли Фрэнка Джеймса Кана.

 

Foreign Correspondent. A film by Alfred Hitchock. 1940. Blu-Ray+DVD. The Criterion Collection. («Иностранный корреспондент». Режиссёр Альфред Хичкок).

Альфред Хичкок прибыл в Америку, подписав долгосрочный контакт с продюсером Дэвидом Селзником. Первой работой Хичкока в Голливуде стал фильм «Ребекка», завоевавший в 1939 году «Оскара» как лучший фильм года. Однако сам Хичкок не был в восторге от этоой ленты: «Это не хичкоковский фильм, – сказал он много лет спустя в беседе с Франсуа Трюффо, – в нём отсутствует юмор».

Следующей американской работой Хичкока стал «Иностранный корреспондент», фильм, сделанный для продюсера Уолтера Вагнера, который, договорившись с Селзником, получил Хичкока «напрокат» на одну постановку. За услуги Хичкока Вагнер платил Слезнику 7 500 долларов в неделю, в то время как Селзник платил Хичкоку 2500 долларов в неделю. Так что, работая на Вагнера, Хичкок приносил Селзнику 20 000 долларов чистого дохода в месяц.

В 1935 году Уолтер Вагнер приобрёл права на экранизацию мемуарной книги знаменитого журналиста Винсента Шина «Собственная история». Но работа над сценарием не заладилась. По словам Хичкока, книга Шина была «прямым автобиографическим рассказом, в ней не было никакой истории, никаких приключений, ничего такого, что мы могли бы показывать».

В конце концов Уолтер Вагнер решил махнуть на книгу рукой и разрешил Хичкоку использовать лишь базовую ситуацию: американский корреспондент отправляется в Европу. Чарльзом Беннетом и Джоан Харрисон – при участии Хичкока – был написан сценарий, который практически не имел никакой связи с книгой Шина. Это была история про американского журналиста Джона Джонса, которого редактор газеты отправляет в начале 1939 года в Европу. Ловкий и напористый Джонс ничего не знает о европейских делах, не задумывается об угрозе войны, и редактор надеется, что такой человек сможет увидеть европейскую ситуацию свежим глазом.

Сюжетная схема фильма заимствована из сделанной пять лет назад ленты самого Хичкока «39 ступеней». Ту же сюжетную схему режиссер использует ещё раз в 1959-м в году в фильме «На север самолётом компании «Северо-Запад».

Похищение шпионами голландского дипломата Ван Меера, чтобы вырвать у него информацию о секретной части какого-то антивоенного договора, – такая же условность, как в «39 ступенях» похищение некой технической информации о самолётных двигателях, которую должны вывезти из страны не на бумаге, а в голове мистера Мемори.

Хичкоку важно напряжение, состояние неизвестности, ожидание, то, что обозначается английским словом suspense. Сам же предмет или информация, за которыми охотятся шпионы, его не интересует.

«То, за чем охотятся шпионы, мы называем «Макгафин», – сказал Хичкок в беседе с Франсуа Трюффо.

Что такое «Макгафин»?

«Это шотландское имя, взятое, надо думать, из истории про двух людей, едущих в поезде. Один из них спрашивает: «Что это за пакет вон там на полке?» А другой отвечает: «А, это Макгафин». «Что такое «Макгафин?» – спрашивает первый. «Это приспособление для ловли львов в горах северной Шотландии». «Но в Шотландии нету львов» «Ну, тогда это не Макгафин».

Понимаете, на самом деле Макгафин – вообще ничто».

На главные роли в «Иностранном корреспонденте» Хичкок рассчитывал пригласить звёзд первой величины: Гэри Купера и Джоан Фонтейн. Но звёзды не хотели сниматься в триллере.

«В Европе на триллер или приключенческую историю никто не смотрит сверху вниз. На самом деле литература этого типа весьма уважаема в Англии, тогда как в Америке это, несомненно, литература второго сорта. Когда я закончил сценарий «Иностранного корреспондента», я пошел с ним к Гэри Куперу, но, поскольку это был триллер, Купер отказался. /…/ Много лет спустя Гарри Купер сказал мне: «Это была ошибка. Мне нужно было сыграть эту роль».

Таким образом роль Джона Джонса досталась Джоэлю Маккри, который неплохо справился с ней. На главную женскую роль вместо Джоан Фонтэйн – игравшей в «Ребекке», – Хичкок получил довольно бесцветную актрису Лорейн Дэйл.

«Иностранный корреспондент», вероятно, единственный фильм Хичкока, который можно назвать пропагандистским.

Картина заканчивается радиообращением Джона Джонса к Америке из Лондона, на который сыплются немецкие бомбы. Это призыв принять участие в борьбе с фашизмом.

Любопытно, что высокую оценку картине дал не кто иной, как рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Иозеф Геббельс: «Это шедевр пропаганды, первоклассная работа, которая, вне всяких сомнений, произведёт впечатление на многих людей во враждебных нам странах».

 

***

Картина великолепно отреставрирована. Среди множества дополнительных материалов особенно интересно интервью с Альфредом Хичкоком для телешоу Дика Каветта, записанное в 1972 году.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »