Не сменить ли название, господа?

Share this post

Не сменить ли название, господа?

Сегодня по почте пришло очередное напоминание-приглашение. Первая часть состояла в том, что напоминала, что я – еврейка, и именно по этой причине ко мне обращается Jewish Family and Community Services of the East Bay. А второе (непосредственно приглашение) заключалось в том, что меня приглашали на благотворительный концерт Save Harbor (Безопасная гавань) для оказания помощи беженцам. […]

Share This Article

Сегодня по почте пришло очередное напоминание-приглашение. Первая часть состояла в том, что напоминала, что я – еврейка, и именно по этой причине ко мне обращается Jewish Family and Community Services of the East Bay. А второе (непосредственно приглашение) заключалось в том, что меня приглашали на благотворительный концерт Save Harbor (Безопасная гавань) для оказания помощи беженцам. Приглашение сообщало, что JFCS в настоящее время принимает беженцев из Афганистана, Ирана, Ирака и Сирии, а также LGBTI из Сомали (в эту аббревиатуру все время добавляются буквы – сначала были только Л и Г, потом еще две буквы, которые моментально обросли комитетами и адвокатами, а теперь уже и I, а иногда Q – кто они такие, пока неведомо).

В приглашении, естественно, было сказано, какой именно взнос от меня как от члена еврейской community устроит «отца русской демократии».

(Представляю, какой раздрай наступит в голове переводчика, когда он прочтет об этом «отце русской демократии». О ком, собственно, речь?! Это про Путина?! Или про Ходорковского?! Успокойтесь: это про Кису Воробьянинова!)

Чем больше я читаю подобных приглашений, чем чаще захожу на сайты Еврейской федерации, еврейских агентств и вообще J-street, тем больше заряжаюсь возмущением: почему вы, господа хорошие, говорите от моего имени?!

A_01313_(33041689772)Человек извне, конечно, воспринимает это как данность: еврейское агентство говорит от имени евреев – это естественно. И понимает ситуацию так: те, от имени которых оно говорит, однозначно протягивают руку дружбы эмигрантам из стран, где их ненавидят, где изгнали всех до последнего единоверца, где ни один человек или какая-нибудь группа не сказали этому преступному безобразию «нет!» и не организовали концерт Safe Harbor для воспрепятствования преследованиям, где евреями пугают детей, где евреев демонизируют (демонизировали – сейчас уже этого не требуется: демонизация и ненависть вошли в плоть и кровь). «Евреи, – думают эти сторонние наблюдатели, – уверены, что они знают, как налаживать интернациональные отношения. Ну что ж, флаг им в руки. А не получится – спросим по всей строгости, как уже спрашивали не раз!» Так думают люди извне, наблюдая эту страшноватую игру в «еврейского Чапаева»: кому мы в очередной раз подставимся – все вместе, со стариками, детьми и внуками – и кто нас быстрее собьет с шашечной доски.

Нет, не знают наши дорогие, очень дорогие, демократические евреи, как надо. Хотя им со стопроцентной уверенностью кажется, что знают.

В головах и творчестве царит некая смесь из утопического социализма, троцкизма, маоизма, отрывочных цитат из корифеев эпохи Просвещения и государственного перераспределительства (основное!). Им очень помогает тот факт, что поколение молодых, называемых millennium, входит в возраст зрелости в состоянии поразительной исторической невежественности в сочетании с махровой догматичностью. Бедные дети ничего не знают! Они ступают на вышитое кровавым цветом историческое полотно, но оно для них пусто и безвидно, как Земля в момент творения. И только мелькают какие-то утопические химеры о перманентном resistance враждебным силам империализма (привет Соросу!) и о мировом (глобальном!) братстве.

Адекватных людей не может не преследовать впечатление, что левые создают в своем коллективном мозгу какой-то вымышленный «дороги к счастью» и проталкивают его в массы своими испытанными средствами. Кстати, средства эти испытаны в том числе и на бывшем советском полигоне: единый партийный голос, отсутствие дискуссии, несогласные объявляются врагами и т.д.

К примеру, беженская масса, заполнившая европейские (поговорим пока о них, там проблема уже вопиет) просторы, рисуется только положительными, слащаво-жалостливыми красками. Так распорядился европейский бюрократ: ему ли не знать народа, любого народа и любых его представителей! А какая связь того же, допустим, европейского бюрократа с темой наших заметок? Дело в том, что правительственный бюрократ (американский или европейский) – это сейчас новый Чернышевский! Ему якобы ведома правда жизни, он плохого не пожелает, надо только мобилизовать массы на «выполнение» и «претворение» и при этом стоять стеной против всех попыток разрушить круговую оборону тотальной левизны! С упорством, достойным лучшего применения, леволиберальные идеологи лезут ко всем со своими распростертыми объятиями, шлют флотилии мира, снимают фальшивые снимки израильской жестокости – и все для того, чтобы доказать: утопия, живущая в их мозгу, и есть единственно возможная правда!

Впрочем, речь в наших заметках идет не об этой глобальной болезни левизны, а о более узком ее ответвлении. О том, что странная политика в отношении мигрантов из арабских стран и Ирана, стран, открыто провозгласивших свое юдоненавистничество, проводится под эгидой еврейских агентств.

Нам не было бы дела до этих очередных, сто двадцать пятых, заблуждений, если бы они: а) не прикрывались нашим коллективным именем, б) не накликали на нас очередное недовольство и очередной навет и в) давали бы право на выражение своего мнения и другим евреям, исповедующим другую или другие точки зрения.

Вот с последним обстоятельством как раз хуже всего.

Возьмем хотя бы недавний случай. Лично мне о нем говорить уже совершенно не хочется: во-первых, надоело, во-вторых, перевернутая страница, а жизнь идет вперед, а в-третьих, все уже как бы знают. Впрочем, тут мне подсказали, что знают у нас в East Bay, а читатели газеты «Кстати», представляющие собой всю Bay Area, тоже желают осведомиться.

Только месяц назад Агентство JFCS of the East Bay сначала ввело цензуру, а потом закрыло единственную связь с русскоязычной еврейской эмиграцией – газету «Вместе», которая, хоть и выпускалась под эгидой Агентства, давно уже находилась в условиях самоокупаемости и на деньги «Джуйки» не претендовала.

6a00e54fce13cf88340167604748d0970b-600wiСитуация развивалась следующим образом. Директору Агентства поступил звонок, который являл собой классический донос. «Довожу до вашего сведения, что газета “Вместе”… особенно ее редакционная колонка… как и FoxNews (!) … не соответствуют леводемократическим ценностям, исповедуемым JFCS…» Ну и в таком духе. Полная ложь, кстати. Никакой однобокости или склонности к однопартийной догме в этой небольшой газетке не было. А было ознакомление со всеми точками зрения. Ну и некоторый сарказм в адрес чрезмерно ангажированных политиков.

Директор нас всех собрал. Он откровенно недоумевал: «Вы что, пишете на политические темы?!» – «Да, в том числе. А о чем, по-вашему, нам следует писать?» – «Я думал, вы пишете о ваших эвентах, о том, как праздновать Пурим, о Холокосте».

Да, о Холокосте. С тех пор как Агентство получило грант Holocaust Survivor из немецких денег (хотя в сопроводиловке было рекомендовано писать, что «президент Обама выделил деньги для выживших в Холокосте». Да, как же!), мы по умолчанию должны были писать о Холокосте: remember the Experience, manage the Experience and relax from the Experience. А если кто в нашей среде видит черты новых холокостов, того надо ненавязчиво повернуть в прошлое: туда смотри! сюда не смотри! Сюда мы сами смотрим. А ты иди, съешь «ухо Амана» и предоставь нам самим позаботиться о еврейском счастии. Мы тебе гарантированно обеспечим а биселе мазл!

Справедливости ради надо сказать, что административный персонал различных агентств любит при случае подчеркнуть, что наша иммиграция – образованная, грамотная, начитанная. Но в то же время они видят нас как группу, или, если хотите, массу, которая ни в коем случае не должна рассуждать о политике. Хотя у нас есть свои интересы и свое видение. Например, у нашей части еврейской общины (русскоязычной) больше всего родственников в Израиле. Да, собственно, у каждого есть там десятки родственников и друзей. Некоторые из них живут в Иудее и Самарии. И мы очень серьезно восприняли ситуацию с резолюцией ООН о поселениях, а также истерию антисемитизма в университетах, которую возглавили палестинские ненавистники и которую в нашей демократической прессе назвали «свобода слова». Конечно, наши люди хотят высказаться на эту тему. Но этой маленькой газете, в отличие от наших ненавистников, не было разрешено иметь свободу слова! Вы не находите это странным? Кажется, мы доигрались: теперь мы – самая игнорированная община!

Вообще-то директор поначалу закрывать газету не хотел. Он просто предоставил нам для обсуждения проект policy, где очертил границы возможных тем и быстренько ввел строжайшую цензуру. («Мне не нравится, когда вы употребляете это слово», – несколько обиженно сказал он мне на нашей встрече. А как же еще это назвать?)

Заметьте, что это при том, что само Агентство очень даже позволяет себе политические темы. На веб-сайте вовсю шла подготовка к участию в маршах и митингах протеста, JFCS числится среди инициаторов (опять-таки, от нашего имени) судебного иска против ограничения иммиграции из нескольких стран. Такие политические темы вполне приветствуются, и если бы мы писали так же и о том же, никаких проблем у нас не было бы. И «сигнализирующая» была бы довольна, а так она как бы говорит: «Зачем они демократов дураками представляют!» Это, собственно, была ее претензия.

И вовсе не дураками! Нет, не дураками, но в какой-то мере самоуверенными манипуляторами! Что да, то да!

Кто в администрации президента Обамы и околопрезидентских кругах озаботился хоть каким-то объяснением, зачем ЭТО делается? «Арабская весна». Политическая ставка на MuslimBrotherhood. Сделка с Ираном с совершенно невнятными целями. Глобализация в ущерб собственной экономике. Открытые границы. Бесконтрольный прием беженцев. «Туалетная война». Буквально накануне выборов Барак Обама выдал очередное определение – undocumented citizen. Это как прикажете понимать?

Вы не считаете нужным объяснить, зачем вы это делаете, – так получай же, неверная! Получай президента Дональда Трампа! Тот прекрасно понял все болевые точки и в ходе избирательной кампании с жаром популиста нажимал на них вовсю. Сейчас, когда Дональд Трамп стал президентом, многое в его риторике и в его действиях изменилось. Только непредсказуемость осталась прежней. Вдруг выяснилось, что кое-чему (почти всему!) надо учиться, и Дональд Трамп – в счет своего президентского срока – начинает осваивать нелегкую профессию президента.

И во всем многообразии нынешней политической палитры надо ориентироваться. Сейчас наступило такое время, когда в каждом событии надо разбираться самостоятельно, не особенно доверяя телевизионным комментаторам и речам сотрудников администрации. Что же удивительного, что и мы хотим говорить и обсуждать то, что нас волнует.

Русскоязычные евреи заслужили право говорить своим голосом. Очень много лет нам подсказывали, кто мы есть и что для нас главное. То нам сообщали, что евреи – все сплошь банкиры, создатели капитализма и его акулы. То намекали, что бывшие кочевники стали рыночниками, коммивояжерами и отменными специалистами торговых сделок. Евреи – либералы. Евреи – революционеры. Индивидуалисты! Коллективисты! Сионисты! Иудаисты! Ортодоксы!

И так оказалось, что ни одно из этих определений нам не подходит. Или подходит частично.

Вдруг выяснилось, что религия многих прельщает на уровне традиций, а также на личностном уровне, который называется spiritual. Да, на заре эмиграции, и американской, и израильской, многие шли прямиком в религию, причем со всем жаром пылкого еврейского сердца. В то трудное время нам всем хотелось привязать себя к колышку самоидентификации, как привязывают помидорный росток, чтоб не ломало под ветром. Сейчас дело обстоит так: кто где закрепился, там и пригодился.

Либерализм нам дорог. Но он понимается как равенство всех перед законом, как возможности для самореализации, не ограниченные всякими «пятыми графами» и affirmative actions, понимается как свободная незарегламентированная экономика плюс сочувствие к тому, кто попал в трудную ситуацию, желание и умение помочь, но без экзальтации типа: «Дай нам всех твоих сирых и убогих… Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!»

Доносительство по-прежнему не приветствуется. Тут мы тоже стоим особняком. Слишком сильны воспоминания сталинских лет. Те, кто читал книги Василия Гроссмана, Лидии Чуковской, Лидии Гинзбург, знают, что такое хорошо и что такое плохо.

Входя в рыночные отношения, мы всегда держим в голове моральный бэкграунд. И сколько бы нам ни повторяли классическую форму рыночных отношений: «Ничего личного! Это только бизнес!», мы всегда помним личностное, человеческое и не станем идти по головам, чтобы, как говорится, make a buck or two! А если встречаются те, кто идет и именно по головам, – к ним особое отношение!

И всегда и во всем присутствует заряд здравомыслия, желания понять смысл вещей. «Во всем мне хочется дойти до самой сути», – эти слова Бориса Леонидовича хорошо характеризуют наше mentality, как сейчас говорят.

В общем, мы такие. В какой-то мере ни на кого не похожие. В Израиле это давно поняли. А в Америке, по причине нашей немногочисленности и вообще поверхностного отношения к эмигрантам (хорошего, просто замечательного, но поверхностного!), эти наши качества остались незамеченными. И все, казалось бы, было ОК. Но оказывается вот что: те, кто смиряется со своей безголосостью, такими и остаются. Теперь нашим голосом могут говорить бюрократы из еврейских агентств. Так нам и надо.

Ася КРАМЕР

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »