Гензель и Гретель в Сан-Хосе

Share this post

Гензель и Гретель в Сан-Хосе

Немецкий композитор Энгельберт Хумпердинк (1854 – 1921)  сочинил шесть опер, несколько крупных оркестровых произведений и много вокальной музыки. Но наиболее популярным из всех его произведений стала детская опера «Гензель и Гретель», которая до сих пор регулярно исполняется во многих странах на разных континентах. Хумпердинк родился в семье, принадлежавшей к среднему классу, рано проявил свою музыкальность. […]

Share This Article

Немецкий композитор Энгельберт Хумпердинк (1854 – 1921)  сочинил шесть опер, несколько крупных оркестровых произведений и много вокальной музыки. Но наиболее популярным из всех его произведений стала детская опера «Гензель и Гретель», которая до сих пор регулярно исполняется во многих странах на разных континентах.

Хумпердинк родился в семье, принадлежавшей к среднему классу, рано проявил свою музыкальность. Он получил хорошее музыкальное образование, познакомился с Вагнером, творчество которого оказало на него большое влияние. Побывал в нескольких европейских странах, знакомясь с их достижениями и в сфере музыки . Преподавал в консерваториях (в Барселоне, Франкфурте). Опера «Гензель и Гретель» создавалась понемногу в течение нескольких лет. Высоко оценил это произведение Рихард Штраус, а вслед за ним и многие другие музыкальные деятели.

В первый же год после написания опера «Гензель и Гретель» была поставлена в 72 театрах. Сюжет базируется на одной из сказок братьев Гримм: брат и сестра, заблудившись в лесу, нашли пряничный домик, перехитрили злую колдунью, сожгли её живьём в печи и благополучно вернулись домой. Существует традиция исполнять эту оперу на Рождество, несмотря на то, что действие в ней происходит летом.

Опера Сан-Хосе включила эту оперу в свой осенний репертуар. Сказочный, достаточно наивный сюжет, мелодичность музыки, почти не оттягчённой модными в то время «прогрессивными» течениями, делают это произведение доступным любому поколению публики, включая, разумеется, и детей, которых в зале было много и которые реагировали на события на сцене так, как умеют только дети.

Первое действие. Незатейливый домик, в котором живут брат и сестра, Гензель и Гретель. Они ссорятся, мирятся, играют друг с другом, как и положено детям,  и пребывают в отличном настроении, несмотря на то , что голодны и не выполнили заданий родителей. Особенно подвижен и затейлив Гензель. Возвращение матери ставит всё на свои места.  При этом она в ярости разбивает кувшин с молоком, который был принесен соседом, и отправляет детей в лес, чтобы они принесли оттуда полную корзину земляники. (Ну, скажите, могла ли так поступить мать? Так могла поступить только мачеха, но об этом в опере ничего не сказано). Вот вернулся домой и отец, счастливый и слегка подвыпивший. Спрашивает, где дети. Мать рассказывает. Отец очень обеспокоен и в своей арии рассказывает, что в горах обитает ведьма, которая летает на помеле и похищает маленьких детей, чтобы потом превратить их в пряники.

Отец и мать немедленно устремляются в лес, чтобы найти детей.

Без перерыва начинается второе действие. После вступления оркестра открывается роскошный густой лес и вдали – горы. Сочные тона, вокруг – красота и тишина. (Никогда не думал, что  сцена в Опере Сан-Хосе так глубока). Гензель собирает землянику, и проголодавшиеся дети тут же съедают её. Гретель поёт очаровательную песенку. А вот и кукушка хочет что-то сообщить детям.  И тут, в глубокой тишине и в темноте,  Гензель решился признаться, что они заблудились. Им чудится, что они видят загадочные фигуры и слышат таинственные голоса (где-то за сценой слышится детский хор). Брат и сестра очень напуганы. Появляется маленький Дрёма, который успокаивает детей и навевает на них сон.

Ведьма и дети

Дети уснули, а Дрёма обеспечил присутствие  четырнадцати ангелов, которые будут защищать малышей, пока они спят. Ангелы собираются вокруг детей и исполняют свой плавный танец.

Действие третье. На следующее утро Гензель и Гретель, проснувшись, увидели рядом прелестный дом, украшенный  похожими на имбирные пряники фигурками детей в полный рост. Человек-Росинка проникся симпатией к малышам и старается помочь им. Оказывается, дом принадлежит Ведьме, которая вскоре тут как тут. Вначале она изображает очень милую женщину, которая хочет лишь откормить Гензеля (оказывается, с целью зажарить мальчика и съесть). Но, посчитав, что он слишком костлявый, решает сжечь Гензеля вместе с сестрой в печи. Ведьма безуспешно пытается накинуть петлю на шею мальчика, а потом, потерпев неудачу, лишает детей возможности двигаться. Затем она помещает Гензеля в клетку и приказывает Гретель разжечь большую печь, с тем, чтобы поместить туда детей. Девочка, которой удалось освободить  Гензеля, спрашивает Ведьму, как обращаться с печью, и когда та показывает, как нужно залезть в печь, дети ухитряются втолкнуть её туда. Надо ещё отметить, что детям очень помогла волшебная палочка, которой они сумели завладеть. Радостный хор завершает  эту часть спектакля.

В это время появляются отец и мать (мачеха?) детей. Их радость беспредельна. А какова же судьба Ведьмы? Её извлекли из обломков печи, где она превратилась в огромный запечённый пряник. Зрительный зал облегчённо вздыхает.

Как обычно, в Опере Сан-Хосе выступали два состава исполнителей. Я сумел побывать на спектакле лишь одного состава. Роль Гензеля исполняла меццо-сопрано Киндра Шарич. В роли шаловливого мальчугана она была очень органична как сценически, так и вокально. В партии Гретель выступала сопрано Сэра Гартлэнд, недавняя участница сан-францисской Мерола Опера Програм. Её Гретель старше своего брата и более серьёзна, хотя временами охотно присоединяется к шалостям  Гензеля.  Проявила самоотверженность, спасая брата и себя от коварных замыслов Ведьмы. Пела чисто и достаточно выразительно. Роль не очень симпатичной мамы, Гертруды, исполняла меццо-сопрано Баффи Бэггот. Она очень хорошо справилась со своей малопривлекательной ролью. А весьма привлекательную, но небольшую роль отца, Питера, прекрасно исполнил баритон Крассен Карагёзов, которого публика хорошо знает по многим предыдущим, весьма удачным, партиям.

Забавная часть спектакля состоит в том, что женщины исполняют многие мужские роли, а мужчина  – женскую, да притом ещё весьма успешно. Вспомним волшебника Дрёму, который успокоил заблудившихся детей, навеял на них сон и  вызвал четырнадцать ангелов для защиты  спящих детей. Роль Дрёмы исполнила меццо-сопрано Баффи Бэггот. Сопрано Кристин Кэпсуто очень успешно справилась с ролью Человека-Росинки, тоже волшебника, но очень приятного, который всячески пытается помочь попавшим в беду Гензелю и Гретель. Некоторая вибрация при исполнении высоких нот несколько мешала восприятию её пения.

Но мне кажется, самой интересной работой было исполнение тенором Джеймсом Кэллоном роли Ведьмы. Очень плотная и, я бы даже сказал, красивая, яркая, эффектная грудастая женщина, басистый голос которой говорит о её твёрдом характере. По ходу действия его Ведьма меняла личину, настроение, интонации, была душечкой, когда это было ей выгодно, а в других сценах становилась диким зверем, меняя не только звучание голоса, но и походку и характер поведения. И при этом оставалась женщиной, хотя и Ведьмой! Насколько она была достоверной, можно судить даже по следующей детали: сидящие со мной рядом женщины не могли поверить, что Ведьму представлял мужчина, после того как я «открыл» им эту тайну.

Режиссёр спектакля Лэйна Чианакас и хореограф Мариа Бейсил немало потрудились, чтобы привнести в спектакль «сказочность» движений, в том числе и в очень симпатичный танец четырнадцати ангелов во втором акте. Весьма выразительные и оригинальные костюмы были созданы дизайнером  Элизабет

Пойндекстер. Красочные и запоминающиеся декорации и чуть ли не «космическая» по сложности управления печь были плодом усилий сценического дизайнера  Ларри Ханкокка. И режиссура, и оформление спектакля сделали всё возможное, чтобы не напугать самых маленьких зрителей.

Дирижировал спектаклем Йозеф Марчесо. Опять хочется отметить возросший уровень мастерства оркестра. Очень чисто, без погрешностей, пели все участники спектакля. Общее впечатление от постановки– отличное.

Опера Сан-Хосе продолжает свой тридцатый сезон, к завершению которого будут представлены серьёзные изменения в руководстве театра и его подразделений.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

P.S. В предыдущей статье, «Военный Реквием» Бриттена («Кстати», №971),  по недосмотру автора была допущена ошибка в  предложении «Он поддерживал дружеские связи со многими российскими композиторами…». Следует читать: «Он поддерживал дружеские связи со многими российскими музыкантами…»

Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса» , посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в магазине «Глобус» (332 Валbоа Sт., между 4-й и 5-й Авеню). Тел. (415)668-4723.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »