Джесси Норман: былое и думы

Share this post

Джесси Норман: былое и думы

Недавно в Дэвис Симфони Холле состоялся долгожданный концерт легендарной американской певицы Джесси Норман. Аккомпанировал замечательный пианист Марк Маркхэм, ее многолетний творческий партнёр. Концерт прошёл с большим успехом. До сих пор в прессе не появилось ни одного отклика на это событие. Джесси родилась 15 сентября 1945 года в небольшом городке штата Джорджия в музыкальной семье. Мама […]

Share This Article

Недавно в Дэвис Симфони Холле состоялся долгожданный концерт легендарной американской певицы Джесси Норман. Аккомпанировал замечательный пианист Марк Маркхэм, ее многолетний творческий партнёр. Концерт прошёл с большим успехом. До сих пор в прессе не появилось ни одного отклика на это событие.

Джесси Норман

Джесси родилась 15 сентября 1945 года в небольшом городке штата Джорджия в музыкальной семье. Мама и бабушка играли на фортепиано, отец пел в местном хоре, а все пятеро детей так или иначе были вовлечены в занятия музыкой. Уже в раннем возрасте у Джесси проявились хороший слух и красивый голос, она играла на фортепиано и пела, а её кумирами в то время стали Мариан Андерсон и Леонтин Прайс. В шестнадцатилетнем возрасте ей предложили стипендию в Ховардском университете (в Вашингтоне), где она одержала победу в одном из серьёзных вокальных конкурсов.

После окончания университета в 1967 году Джесси ещё продолжала учиться в консерватории в Балтиморе, а затем – в одном из университетов Мичигана, который она закончила в 1968 году, получив звание магистра. Во всех этих музыкальных заведениях ей везло на хороших педагогов по вокалу.

После окончания университета Джесси приняла участие в фестивале в Пенсильвании, где она выступала вместе с Питтсбургским оркестром. Через год она уже пела в опере «Дон Жуан» Моцарта, а вскоре, как  и многие другие молодые американские музыканты, отправилась в Европу, где была отмечена и признана в качестве одной из самых выдающихся певиц того времени. С большим успехом пела Джесси в театре Дойче Опера в Берлине, с которым она заключила трёхлетний контракт, в Маггио Музикале  Фиорентино, Ла Скала, Ройял Опера Ковент – Гарден, победила в международном конкурсе в Мюнхене… В то время и в дальнейшем она исполняла роли в операх Вагнера, Глюка, Моцарта, Рихарда Штрауса, Стравинского, с большим успехом пела в «Кармен».

Норман легко справлялась как с партиями для сопрано, так и с партиями для меццо-сопрано и даже контральто. Её привлекали образы сильных, волевых людей, как женщин, так и мужчин (в «брючных» ролях). Она пела в 38 различных операх. С огромным успехом прошли и несколько ее сольных концертов.

Популярность Джесси Норман росла с каждым новым выступлением, публика ломилась на спектакли с её участием и на её сольные концерты, пресса, рецензируя её выступления, захлёбывалась от восторга. Европа сумела оценить по достоинству талант молодой певицы.

В 1972-73 годах Норман выступила в Голливуде, а затем с Вагнеровской программой – на Танглвудском фестивале (Массачусетс), совершила тур по стране с  концертной программой.  Съездив в Европу для выполнения контрактных обязательств, она вернулась в США для первого в её жизни выступления в Нью-Йорке, где пела в Линкольн-центре в серии «Выдающиеся исполнители». «Величие музыки говорит само за себя, когда поёт Джесси Норман», пишет Октавио Роса в газете The Washington Post после концерта Норман в Кеннеди – центре.

В 1975 году Норман поселилась в Лондоне и прожила там пять лет, ни разу не выступив в оперных спектаклях. В те годы она не выступала в оперных театрах и во время посещений Соединённых Штатов. По этому поводу высказывались различные версии, но, похоже, выступлениям препятствовала её чрезмерная в то время полнота. Тем не менее, она тогда же усиленно пополняла свой концертный репертуар, успешно выступала в своих концертах и солировала в крупных симфонических и хоровых произведениях, например, в «Илии» Мендельсона.

Её концертный репертуар насчитывает примерно 40 программ .Успешно выступала Джесси на очень престижных фестивалях, таких, как Эдинбургский, Зальцбургский, Экс-ан-Провансский и другие. Она исполняет песни Шуберта, Малера, Вагнера, Брамса, Сати, Мессиана, но часто является первой исполнительницей сочинений современных американских композиторов, что является чрезвычайно важным вкладом в развитие современного музыкального искусства.

В восьмидесятые годы Норман постепенно возвращается к оперному исполнительству, выступив  в Гамбурге в опере Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе», в Филадельфии в опере Стравинского «Царь Эдип»  и в «Дидона и Эней» Пёрселла, а в Метрополитен опера – в грандиозной опере Берлиоза «Троянцы». Она выступает с Берлинским филармоническим и Венским филармоническим оркестрами во главе с Караяном, поёт в концертном исполнении одноактную оперу Пуленка «Человеческий голос», делает многочисленные записи своих программ, участвует в инаугурации президента Рональда  Рейгана и в праздновании шестидесятилетия королевы Елизаветы Второй, поёт в Париже «Марсельезу» на торжестве, посвящённом 200-летию Французской Революции. Побывала Норман в Москве и в Санкт-Петербурге,  где торжественно отмечалось 150-летие со дня рождения  П.И.Чайковского, и дала концерт из произведений юбиляра, притом пела по-русски. Её выступления прошли с огромным успехом.

Перечень всех полученных ею в разных странах почётных званий и наград занял бы целую страницу, что для газетной статьи неприемлемо. Популярность этой выдающейся певицы – фантастическая. Неоднократно она выступала и в Сан-Франциско, притом сравнительно недавно – в фестивале Mavericks.

Много дискуссий вызывают фантастические возможности её голоса, диапазон которого простирается от высокого сопрано до меццо-сопрано и контральто. Да, это достаточно редкий случай, который говорит о том, что певица хорошо владеет технической стороной пения и умеет «переключать» так называемые головные резонаторы, без участия которых и без идеального владения диафрагмой менять тембр и высоту звучания невозможно. Много противоречивых суждений высказано по поводу тембрового звучания её голоса: якобы в молодости она звучала как драматическое сопрано, а сейчас звучит как контральто. По другим «авторитетным» суждениям, всё происходило в противоположном направлении. Ни одному из этих высказываний полностью доверять нельзя. Думаю, что выбор певицей характера звучания в первую очередь зависит от характера исполняемого произведения.

Приходилось слышать, что голос Джесси Норман сейчас звучит так же, как в молодости. И этому утверждению верить нельзя, хотя бы потому, что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Лучший в мире бас в пост-шаляпинское время, Марк Осипович Рейзен, в восьмидесятилетнем возрасте записал две пластинки. Они есть в моей фонотеке. Не перестаю удивляться подвигу певца. Прекрасные записи! Но это уже не тот Рейзен, увы! Норман меньше чем через месяц исполнится 68. Она энергичная и работоспособная женщина, поёт мастерски, занимается благотворительной деятельностью, но всё же это уже не та Джесси, которую мы помним и которой восхищались с молодых лет. И всё же мы и сейчас восторгаемся её творчеством, хотя, быть может,  это проявление ностальгии по нашей молодости?

Но вот начинается концерт. На сцену выходит экстравагантно одетая очень высокая стройная (! ) красивая чернокожая женщина (от былой полноты ничего не осталось), неловко переставляя ноги (увы, годы берут своё). Зрители, как по команде, поднимаются и устраивают продолжительную бурную овацию. Пианист Марк Маркхэм занимает своё место. В первом отделении исполняются песни Роджерса, Гершвина, Арлена, Бернстайна и других композиторов. Несколько вещей певица исполняет большим звонким красивым звуком, очень выразительно и достаточно эмоционально. Пару раз она слегка не донесла верхние ноты, впоследствии это не повторялось. Настоящее драматическое сопрано, притом очень красивое. Но вот она присела в кресло, взяла в руки небольшой микрофон и следующие пару вещей спела тоже выразительно, но уже небольшим (даже при наличии микрофона)  низким голосом, округлым, но мало приятым по тембру. В одних случаях это было меццо-сопрановое звукоизвлечение, в других – контральтовое. Я думаю, ей было трудно выстоять весь концерт.

То же повторялось во втором отделении: стоя, Норман пела драматическим сопрано, сидя – используя низкие регистры. Разница была лишь в том, что, как правило, во втором отделении исполнялись вещи, не указанные в программке, а выбираемые певицей из её огромнейшего репертуара и наиболее соответствующие настроению зала в данный момент. Она пела популярные американские арии и песни, джаз, спиричуэлс (духовные песни афроамериканцев), иногда – без объявления названия: в этом не было необходимости, ибо зал схватывал на лету, что именно исполняет певица. Несколько раз Норман заводила зал, обращаясь к публике с призывом поддержать её, и публика исполняла вместе с певицей ту или иную песню. Ах, как пел зал: ни одной помарочки, ни одной фальшивой ноты! Наверное, для этого нужно было родиться в Америке. Начало каждой песни вызывало овацию, а завершение – бурные аплодисменты.

Да, это была уже не прежняя Джесси Норман, но её искусство до сих пор заряжает людей радостью и духовной отдачей. Успеху певицы  немало способствовал пианист Марк Маркхэм. Талантливый виртуоз и большой знаток джаза и других музыкальных направлений, он с 1995 года является аккомпаниатором Джесси Норман. О том, что это значит, говорит следующий факт: в 1995 году он с Норман выступил почти в 300 концертах.

В 2002 году они выступали с концертом в Сан-Франциско. Мы хорошо помним этот концерт. Он и Джесси понимают друг друга с полуслова.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »