«Долорес Клейборн»

Share this post

«Долорес Клейборн»

В Сан-Францисской опере прошла мировая премьера заказанной этим театром оперы «Долорес Клейборн» американского композитора Товия Пиккера. Либретто создано поэтом J.D.McClatchy по мотивам романа Стивена Кинга. Поставлена опера режиссёром Джеймсом Робинсоном, дирижировал впервые выступающий в Сан-Франциско Джордж Менахан. По завершении спектакля сидевший рядом со мной пожилой мужчина прокомментировал: «Сплошная какофония, а в сюжет набросали всё, что […]

Share This Article

В Сан-Францисской опере прошла мировая премьера заказанной этим театром оперы «Долорес Клейборн» американского композитора Товия Пиккера. Либретто создано поэтом J.D.McClatchy по мотивам романа Стивена Кинга.

Поставлена опера режиссёром Джеймсом Робинсоном, дирижировал впервые выступающий в Сан-Франциско Джордж Менахан. По завершении спектакля сидевший рядом со мной пожилой мужчина прокомментировал: «Сплошная какофония, а в сюжет набросали всё, что смогли придумать». В это время поднявшийся зал устроил бурную и продожительную овацию всем участникам спектакля. Кто же прав?

Долорес Клейборн – Катерина Кук

Сюжет оперы достаточно прямолинеен, но не прост. Жизнь Долорес Клейборн тесно связана с жизнью Веры Донован, имение которой расположено на небольшом острове. Долорес в течение сорока лет служит у Веры в качестве горничной и экономки. Муж Долорес, Джо, – алкоголик, потерявший какое-либо представление о порядочности. Между супругами то и дело возникают конфликты, часто заканчивающиеся драками. Их пятнадцатилетняя дочь, Селена, стала объектом сексуальных поползновений отца. Как только Долорес осознала сложившуюся ситуацию, она приняла решение оставить супруга и забрать из банка все свои сбережения, но выяснилось, что муженёк ухитрился изъять весь её вклад.

Долорес делится с хозяйкой своим горем, а Вера, в свою очередь, делится с ней воспоминаниями о своём замужестве и сообщает, что «несчастный случай может стать для несчастной женщины лучшим другом». А далее она напоминает Долорес, что скоро произойдёт полное солнечное затмение, во время которого может случиться всё что угодно. Долорес приняла этот намёк как руководство к действию.

Солнечный день. Начинает смеркаться. Долорес сообщает Джо, что ей удалось вернуть свои деньги, украденные им. Он требует сказать, где спрятаны эти деньги, Долорес отвечает, что в лесу.  Небо почернело, а Долорес ведёт Джо в западню – заброшенный колодец.

Прошло много лет. Спальня Веры. У постаревшей, дряхлой женщины начинаются галлюцинации, связанные с её покойным мужем; Долорес пытается успокоить её. Вера упала (или бросилась либо была сброшена) с лестницы,  Долорес стоит над ней с тяжёлым предметом в руках. В следующей сцене следователь Тибоде допрашивает Долорес, пытаясь получить от нее признание в убийстве Веры, но Долорес говорит только о том, как несчастна Вера была в последние годы.  Теряя терпение, Тибоде говорит Долорес, что все знают о том, что она убила своего мужа.

Тибоде продолжает допрашивать Долорес, но появляется Селена, которая стала к тому времени юристом.  В качестве адвоката своей матери, она требует немедленно освободить Долорес. Тибоде показывает документ, косвенно подтверждающий преступление Долорес: завещание Веры, оставляющей всё Долорес. Селена замечает, что этот документ составлен 7 лет тому назад. Долорес заявляет, что не нуждается в деньгах, её освобождают. Селена предлагает Вере передать все деньги в детский приют для сирот и спрашивает, что же действительно произошло той ночью, когда Вера скончалась. Мать рассказывает, что Вера  призналась ей в убийстве мужа и отчаянно просила Долорес помочь ей уйти из жизни. Остаётся неясным, была ли Вера убита или умерла своей собственной смертью. Мать и дочь ещё долго обсуждают свои взаимоотношения, затем Селена уходит, а Долорес остаётся одна.

Сюжет оперы (многим известный по фильму с таким же названием) изложен во временной последовательности, тогда как в спектакле события сегодняшнего дня перемежаются с давними событиями, что не помогает восприятию перипетий происходящего. Есть детективная составляющая, что, с другой стороны, обостряет восприятие сюжета. Например, в  эпизоде, где добро побеждает зло, зал разразился бурными аплодисментами. Центральным персонажем оперы является мать, которая готова на всё во имя спасения своей дочери  и, спасая, одновременно теряет её. Несчастья, сопутствующие Долорес, порой кажутся чрезмерными, но чаще всего вызывают сострадание.

Однако серьёзным  недостатком оперы стала её музыкальная основа. Товий Пиккер известен не только как автор серьёзных симфонических произведений, исполняемых ведущими симфоническими коллективами Америки и Европы, но и как оперный композитор.  «Долорес Клейборн» – его пятая опера. В её музыкальном языке присутствуют вроде бы все необходимые составляющие, начиная с речитативов и ансамблей и кончая, условно говоря, ариями. Но музыка здесь ограничивает свою роль лишь в качестве более или менее удачных иллюстраций отдельных сцен и часто просто не воспринимается как существенная компонента спектакля. Часто она кажется однообразной и серой, но, правда, в некоторых эмоциональных взрывах сюжета присоединение оркестра добавляет вес соответствующей сцене.

Однако большой удачей спектакля стало его исполнение солистами  и оркестром. Как известно, запланированная на исполнение ведущей партии в опере «Долорес Клейборн» выдающаяся меццо-сопрано Долора Зайджик отказалась от этого, столкнувшись с многочисленными трудностями музыкального характера. Спасла ситуацию Патрисия Расет, которая героически быстро  выучила новую партию и участвовала в исполнении двух параллельно идущих опер. Но справиться одной с нахлынувшими трудностями было невозможно, и дополнительная помощь поступила от  Катерины Кук, живущей в Сан-Франциско. В двух спектаклях она исполнила роль Долорес.

Я присутствовал на спектакле, в котором участвовала меццо-сопрано Катерина Кук. Она хорошо известна публике Сан-Франциско, обладает красивым голосом, хорошим чувством юмора и часто исполняет небольшие партии, требующие большого темперамента.

Партия Долорес,  похоже, – первая большая партия в её репертуаре, и она справилась с ней весьма успешно, пройдя вместе с героиней все круги ада. Она была очень органична в роли матери, готовой на всё ради своей единственной дочери. Партию Джо исполнял бас-баритон Вэйн Тиггес – ещё одна удача спектакля. Его герой похотлив, нагл и готов на любую подлость. В Сан-Франциско Тиггес уже пел в операх «Сердце солдата», «Ксеркс» и «Кармен». Обладает красивым голосом и должной артистичностью.

В партии Селены выступила хорошо известная в Сан-Франциско сопрано Сусанна Биллер. Это небольшая роль, успешно исполненная молодой певицей, которую мы запомнили в качестве участницы Мерола Опера Програм и Адлер Феллоус.

В небольшой партии Веры Донован запомнилась лирико-колоратурное сопрано Элизабет Футрэл, с которой мы познакомились ещё в 1998 году, когда она исполняла роль Стеллы Ковальской в опере Превина «Трамвай Желание». В других небольших партиях выступили тенор Грег Феддерли (в роли следователя Тибоде), тенор Джоэл Соренсен, сопрано Никки Эйнфилд, сопрано Марина Харрис, сопрано Рени Рапье и др.

Режиссёр Джеймс Робинсон нашёл удачное решение практически всех сцен, удачны были декорации и костюмы (дизайнеры Аллен Мойер и Джеймс Шуэт). Хорошим дирижёром оказался дебютант Джордж Манехам. Сделан ещё один шаг к созданию полноценных современных опер, хотя и не во всём удачный. Как же ответитить на вопрос, заданный в первом абзаце этой статьи? Пожалуй, обе точки зрения верны, но лишь частично.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »