Детское чтение

Share this post

Детское чтение

Когда в 1957 году в журнале «Пионер» начали печатать повесть фантаста Александра Полещука «Звездный человек», я ходил в читальный зал и с нетерпением ожидал выхода очередного номера. В повести старшеклассник Коля, пользуясь знакомством с залетевшим на Землю гуманоидом, надевал специальный шлем, настраивал его на определенную планету и начинал дистанционно управлять включающимся на этой планете роботом, […]

Share This Article

Когда в 1957 году в журнале «Пионер» начали печатать повесть фантаста Александра Полещука «Звездный человек», я ходил в читальный зал и с нетерпением ожидал выхода очередного номера.

В повести старшеклассник Коля, пользуясь знакомством с залетевшим на Землю гуманоидом, надевал специальный шлем, настраивал его на определенную планету и начинал дистанционно управлять включающимся на этой планете роботом, видя все его глазами, с полным эффектом присутствия. В фильме «Аватар» (Джеймс Кэмерон, 2009) используется схожая идея: человеческий мозг дистанционно управляет телом аватара, фактически – биоробота. Интересно,что у Полещука роботы в «свернутом» состоянии представляли собой что-то вроде бесформенного булыжника, который при попытке его распилить не оставлял опилок и восстанавливал форму. (Мачеха Коли пыталась, раскалив «булыжник», пропарить с его помощью бочку для засолки капусты. Это тоже не повлияло на жизнеспособность робота). Это напоминает жидкометаллического робота-убийцу из фильма «Терминатор-2» (Джеймс Кэмерон, 1991). Сразу скажу, что, если кто и рассказывал Кэмерону о повести Полещука, то это был не я.

охотники-за-растениями-228x300В той же повести, просматривая видеозапись военных действий на родине пришельца, Коля наблюдал смертников, которые, по-видимому, заранее хлебнув радиоактивного зелья, затем в нужном месте крепко обнявшись и тем самым обеспечив критическую массу, уничтожали врагов и себя атомным взрывом. Другой повестью  А. Полещука «Великое делание» про алхимию, говорящую собаку и усиливающий интеллект газ, восхищались в свое время Стругацкие. Кстати, похожий персонаж – собака с человеческим интеллектом – появляется в романе Дина Кунца «Ангелы-хранители» («Watchers»,1987).

Из многочисленных романов Майн Рида интересно было читать книгу «Охотники за растениями», оттуда я узнал, что гавиал – это узкорылый крокодил, а дуриан – очень вкусный плод, но вонючий и колючий. Когда в районной детской библиотеке разрешили самому выбирать книги с полок, я делал это бессистемно. Запомнилась непонятно как попавшая в детскую библиотеку монография «Животный мир лесозащитных полос нечерноземных областей России» (за точность названия не ручаюсь), оттуда я узнал о существовании слепыша – крупного подземного грызуна. С тех пор мечтал увидеть его живьем, но не довелось. Еще было прочитано жизнеописание венгерского поэта и героя революции 1848 года Шандора Петефи, погибшего в бою с казаками генерала Паскевича. По некоторым сведениям, он не был убит, а умер в Забайкальской ссылке и похоронен под своим настоящим именем  Александр Степанович Петрович (его отец был сербом, мать -словенкой). Позже при чтении шуточного стихотворения Петефи «Поп-кальвинист на свете жил, Чоконаи с попом дружил» у меня возник вопрос, кто такой этот Чоконаи? Оказалось, что Чоконаи Витез Михай (1773-1805) – венгерский поэт, предшественник Петефи.

Особняком стоит прочитанная в детстве суровая повесть  Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика». Когда мальчик Сережа (мать умерла, отец в тюрьме за растрату) едет в Киев в сопровождении своего мнимого дяди (шпиона) и его подручного, фальшивого орденоносца старика Якова (бандита), создается очень тревожная атмосфера повествования. В детстве мне был непонятен мрачный юмор гротескного рассказа дяди попутчикам в поезде о бегстве старика Якова с царской каторги, когда тот, оттолкнув конвоира, скрылся в лесу, переночевал в стогу сена, а наутро, услышав работающий трактор, вышел к крестьянам и выдал себя за ответственного работника, приехавшего на посевную. И далее: «Он спросил, как дела. Дал кое-какие указания. Выпил молока, потребовал лошадей до станции и скрылся, как вы догадываетесь, продолжать свое опасное дело на благо народа, страждущего под мрачным игом проклятого царизма».

00904569Читая повесть, я восхищался главным героем, моим ровесником, вставшим с браунингом в руке на пути врагов и убившим одного из них. Кстати, интересна трактовка этого образа, данная Виктором Пелевиным в его «Жизни насекомых»: «…герой Гайдара – это Раскольников, который идет до конца, ничего не пугаясь…, тот обрамляет свою топорную работу унылой и болезненной рефлексией, а этот начинает весело палить из браунинга…». Многие находят такую трактовку карикатурной и неприемлемой, но на то и Пелевин, чтобы удивлять.

Закончить рассказ о детском чтении я хотел бы, вспомнив добрую и грустную сказку Антония Погорельского «Черная Курица, или Подземные жители». Эту сказку мне читала мама, я читал дочери, а затем – внучкам. Сказка завораживает фантазией в духе Гофмана, учит нас не предавать друзей. Сказка была написана специально для мальчика Алеши (будущего поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого)  его дядей Алексеем Перовским, литератором, писавшим под псевдонимом Антоний Погорельский.

Иван СЕРБИНОВ

Саннивейл

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »