Капулетти, Монтекки и немного Беллини

Share this post

Капулетти, Монтекки и немного Беллини

Сан-Францисская Опера завершает исполнение оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки», совместной продукции с Баварской Государственной оперой (Мюнхен). Предшествующая и единственная постановка в Сан-Франциско этой оперы, одной из лучших у Беллини, состоялась более двадцати лет назад, в 1991 году. Она посвящена трагической судьбе Ромео и Джульетты (либреттист Феличе Романи) в Вероне, ныне небольшом итальянском городе, приобретшем […]

Share This Article

Сан-Францисская Опера завершает исполнение оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки», совместной продукции с Баварской Государственной оперой (Мюнхен).

Предшествующая и единственная постановка в Сан-Франциско этой оперы, одной из лучших у Беллини, состоялась более двадцати лет назад, в 1991 году. Она посвящена трагической судьбе Ромео и Джульетты (либреттист Феличе Романи) в Вероне, ныне небольшом итальянском городе, приобретшем всемирную известность, не в последнюю очередь благодаря событиям, связаным с именами этих юных влюбленных.

Либретто оперы имеет отношение не столько к знаменитой трагедии Шекспира, сколько к многочисленным источникам, из которых и он почерпнул свой сюжет, например, к «Трагической истории Ромеуса и Джульетты» Артура Брука, опубликованной в 1562 году, за два года до рождения  Шекспира. Возможно, были использованы и другие источники. В опере тоже два враждующих клана, но нет Меркуцио и Париса, родители Джульетты хотят выдать её за Тибальта, Лоренцо уже не монах, а доктор, Ромео в поединке убил сына Капулетти (брата Джульетты), а Ромео и Джульетта ещё до начала повествования накрепко связали свои судьбы.

Постановщик оперы «Капулетти и Монтекки» – француз Винсент Буссар, сценический художник – Винсент Лимейр (он дебютировал в Соединённых Штатах в нынешней сан-францисской постановке), художник по костюмам – Кристиан Лакро.

Первое впечатление от оперы, – какая странная постановка! Мужской хор временами задействован, женский хор как таковой отсутствует, однако почти во всех сценах присутствует огромное число мужчин и женщин с непонятными функциями. Они либо одеты в серые, почти неразличимые костюмы, либо в костюмы яркие, пёстрые, ярмарочные. Какой лагерь они представляют, трудно понять. Каждая женщина держит в зубах цветок. Зачем? Чтобы не занималась болтовнёй?  Временами они спускаются  по широкой лестнице, затем поднимаются. Возможно, в этом есть какой-то скрытый смысл, но кто в состоянии его разгадать? Вроде бы Беллини предусмотрел участие большой группы статистов в этом действе. Тогда следовало бы выяснить, какую цель ставил перед собой композитор.

В первом акте с потолка в огромном количестве свисают сёдла. Каково их назначение? В последующих сценах они отсутствуют. Джульетта залезает в раковину, прикреплённую к стене, и долго поёт, находясь в раковине вполоборота к публике. Одолевают мучительные раздумья: кухонная ли это раковина или из туалета? И если это некая символика, то какая? Джульетта после сильнодействующего снотворного спит глубоким сном. Вбегает Ромео, в отчаянии поднимает на ноги Джульетту, долго оплакивает  любимую, затем принимает яд.  Всё это время (минут десять или более) Джульетта стоит спиной к публике не шелохнувшись. Затем к ней присоединяется Ромео, и они, уже бездыханные, продолжают стоять. За какие грехи режиссёр решил так наказать исполнительницу роли Джульетты? Но вот где-то в небесах парит скульптура мужчины с женщиной на руках. И эта деталь оформления оказалась удачной.

Ромео (Джойси Дидонато) и Джульетта (Николь Кэбел)
Ромео (Джойси Дидонато) и Джульетта (Николь Кэбел)

Но не нужно торопиться с выводами. Спектакль не стал провальным, ибо была музыка Беллини, музыка несравненной красоты, музыка крупнейшего специалиста в технике бельканто с её искусно орнаментированными мелодиями, и было прекрасное пение. Вспомним каватину Ромео, каватину Тибальта, каватину Джульетты, дуэт Ромео и Джульетты и другие замечательные вокальные ансамбли.

А как хороши были инструментальные соло – валторны, виолончели, кларнета! Достойно выступил оркестр оперного театра под руководством Риккардо Фризза, и, как всегда, хорошо звучал мужской хор под руководством Иана Робертсона. Первая встреча Сан-Франциско с итальянским дирижёром Фризза состоялась в прошлом сезоне, на опере «Лукреция Борджиа». Он дирижировал оркестрами всех самых выдающихся оперных театров мира.

Партию Капеллио, отца Джульетты, исполнял хорошо знакомый сан-францисской публике бас-баритон Эрик Оуэнс. Он создал полнокровный образ величественного и властного отца семейства и руководителя клана Капулетти. Его голос звучал неплохо, но порой недостаточно ровно. Очень хорошее пение и сценическое воплощение продемонстрировал баритон Ао Ли в партии доктора Лоренцо. Китайский певец обладает очень красивым голосом, был участником Мерола Опера Програм и второй год участвует в стажёрской программе Адлер Феллоус. Уже исполнил несколько небольших ролей в Опере Сан-Франциско и замечен и отмечен рядом наград в Китае. Обладает высокой культурой пения, что позволит ему добиться успеха и признания.

Успешным стал дебют в нашей опере лирического тенора Сеймира Пиргу, исполнившего роль Тибальта, кузена и жениха Джульетты. Молодой албанский  певец очень быстро приобрёл международную известность и уже успел выступить во всех ведущих оперных театрах мира. Он подтянутый, стройный мужчина, обладающий красивым полётным и звонким голосом, правда, иногда звучавшим  несколько резко. Свободно и естественно ведёт себя на сцене. К сожалению, его роль не очень велика и не предоставила достаточной  возможности судить о сценических достижениях певца.

Роль Ромео исполняет колоратурное меццо-сопрано Джойси Дидонато. Традиция исполнения мужских ролей женщинами  сохранилась ещё со времён эпохи кастратов, и даже в ХIХ веке в отдельных операх композиторы, исходя из каких-либо соображений, сочиняли некоторые мужские партии в расчёте на женские голоса. Вспомним, например, оперу «Кавалер Розы» Рихарда Штрауса.

Дидонато обладает прекрасной колоратурной техникой, голосом красивого тембра, яркой эмоциональностью и темпераментом. Мы помним её ещё со времён  пребывания в Мерола Опера Програм, где она обратила на себя внимание публики и музыкальных кругов. С тех пор её пение и сценическое воплощение образов вышли на новый и более высокий уровень. Сейчас она одна из самых знаменитых и любимых певиц. Запомнился её выдающийся сольный концерт в Herbst Theatre. Её Ромео решителен, поэтичен, беззаветно верен в любви и полон обаяния. Вокальная партия ей удалась в такой же мере, как и драматический образ. Мне показалось, правда, что вибрация её голоса была несколько большей, чем обычно.

Но подлинной сенсацией стало выступление  американской певицы Николь Кэбел в роли Джульетты. Она обладает ровным, текучим лирическим сопрано красивого тембра, высокой культурой звукоизвлечения, совершенно идеальной фразировкой и умением проживать на сцене жизнь своей героини, что она осуществляет с большим вкусом, тактом и изяществом. Рядом с ней, что греха таить, потускнели все остальные исполнители. Кто же она, с каких небес спустилась на Землю?

Родилась в 1977 году в Калифорнии. Её корни – афро-американские, корейские и евразийские. В школе играла на флейте. В школьные же времена три года занималась частным образом с педагогами по вокалу Линдой Брайс, а затем с Винсенто Сорисио. Следующий поворотный пункт – три года в Чикагской Лирик Опера, где её педагогами были Рихард Перлман, Джианна  Роланди и легендарная Мэрилин Хорн. С Джианной Роланди Николь продолжала заниматься и в дальнейшем. В 2005 году стала победительницей Всемирного вокального конкурса BBC в Кардиффе, после чего о ней заговорили.

С тех пор Николь исполнила много ролей в различных оперных театрах, включая Метрополитен Опера, Вашинтонгскую Национальную Оперу, Чикагскую Лирик Опера, Deutsche Oper в Берлине и др. У неё довольно обширный концертный репертуар, а записи осуществляет фирма Decca. Хочется надеяться, что её выдающееся исполнение партии Джульетты не будет последним достижением этой певицы.

 

Х. АНАТОЛЬЕВ

 Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »