Французский прототип героя романа Достоевского
В 1836 году в Париже был казнен на гильотине Пьер-Франсуа Ласенер (Pierre François Lacenaire) – поэт, вор и убийца. Он родился в обеспеченной семье торговца, получил хорошее образование, увлекался литературой.
На черный эшафот ты голову взнесешь
Под звон колоколов – и глянешь с пьедестала,
И крикнут мускулы, и просверкает нож, –
И это будет пир, пир крови и металла!..
Эмиль Верхарн (пер. В. Брюсова)
По улицам Петербурга передвигалась долговязая черная фигура. Родион Раскольников опять шел убивать старух. В городе уже не осталось ни одной процентщицы, а неистовый Родион все не унимался. Поправив петельку подмышкой, Раскольников решил зайти в кабак порассуждать про тварь…
А. Никонов
После того как отец разорился и перестал снабжать сына деньгами, Пьер попал в тюрьму за мошенничество. Во время отсидки он опубликовал несколько очерков, в которых критиковал пенитенциарную систему Франции. После выхода из тюрьмы он решил ограбить знакомого и, придя к нему вместе с сокамерником, совершил жестокое убийство хозяина и его пожилой матери. Через пару месяцев он был арестован, а еще через год – казнен. В заключении Ласенер писал стихи и мемуары, где провозглашал себя сознательным борцом с социальной несправедливостью. Достоевский обратил внимание на процесс Ласенера в 1860 году, просматривая сборники уголовных дел Франции. Он отметил в своих записях: «Низкие инстинкты и малодушие перед нуждой сделали его преступником, а он осмеливается выставлять себя жертвой своего века. И это при безграничном тщеславье…» Считается, что Пьер-Франсуа Ласенер стал одним из прототипов Родиона Раскольникова, а его процесс послужил толчком к написанию романа «Преступление и наказание», опубликованного в 1866 году. Известный литературовед Леонид Гроссман подробно обсуждает эту тему в своей книге «Достоевский».
Когда-то на меня произвел большое впечатление фильм режиссера Марселя Карне «Дети райка» (1945), черно-белый, снятый скупыми средствами в оккупированной Франции. Одним из главных персонажей картины был Пьер Ласенер (1803–1836), поэт, вор и убийца. В фильме он показан тщеславным щеголем с манией величия. Совершив убийство аристократа, он остается на месте преступления, чтобы сдаться полиции. Другими героями в этой картине выступили также реальные исторические личности: великий мим Батист Дебюро (1796–1846), создавший на сцене трагический образ Пьеро, отвергнутого влюбленного (много лет спустя этот образ снова воплотит на сцене Вертинский), и знаменитый актер и реформатор французского театра Фредерик Леметр (1800–1876). Про Леметра И.С. Тургенев писал: «…Фредерик – самый сильный актер, какого я только знаю». В фильме показан любовный треугольник: Батист, Фредерик и роковая красавица Гаранс. (Исполнительницу роли Гаранс, актрису Арлетти, не допустили на премьеру фильма из-за обвинения в коллаборационизме за связь с немецким офицером. На суде на вопрос, как она посмела общаться с немцами, она отвечала: «Не надо было их сюда пускать», – чем вызвала ярость обвинителей).
Исполнитель роли Фредерика Леметра Пьер Брассер ранее, в 1938 году, исполнил роль главаря бандитов Люсьена в знаменитом фильме Марселя Карне «Набережная туманов», где в главных ролях Жан Габен и Мишель Морган.
Актер Марсель Эрран, исполнивший роль Пьера Ласенера, вора с замашками философа, позднее отметился в роли Людовика XV в полюбившемся многим фильме «Фанфан-тюльпан» (1952), где в главных ролях выступили Жерар Филип и Джина Лоллобриджида.
Кстати, напомню, что слово «раек» в названии фильма «Дети райка» означает устаревшее название верхнего яруса театра, т. е. галерку.
Иван СЕРБИНОВ
Саннивейл