Омнибус, шмобнибус
Гигантский бюджет, принятый Конгрессом США и подписанный 23 марта 2018 года президентом Трампом, часто называют «омнибус». Омнибус – это предшественник автобуса, но на конной тяге. Переводится с латинского как «для всех» или «для всего». Короче, средство передвижения для всех и вся. В том числе и средство совместного передвижения для демократов и республиканцев – перманентных дружественных врагов в американской политической жизни.
Бюджет 2018 года был принят и в Сенате, и в Палате Представителей легко и с энтузиазмом. В оппозиции к этому бюджету выступила лишь небольшая группа американских консерваторов. Но их, как обычно, никто и не слушал. Подумаешь, впервые в истории человечества государственный долг страны превысил 21 триллион долларов. Консервативные издания в Америке захлестнула волна гневных публикаций, но поздновато. Тратить усилия надо было на другом фронте и в другое время. А сейчас Демократы и Республиканцы, забыв разногласия, ликуют в предвкушении распила астрономически огромного бюджета.
Напомню, что и Демократическая, и Республиканская партии были основаны как либеральные партии правого толка (в изначальном смысле слова «либеральные», то есть в смысле классического либерализма XVIII века). Иными словами, в своем младенчестве обе эти партии ратовали за низкие налоги, что логически приводит к небольшому федеральному бюджету и соответственно небольшому по размеру федеральному правительству.
Но эволюция этих партий происходила различными путями (подробнее об этом – в статье (Д)егенераты против (Р)азгильдяев).
Демократическая партия выбрала движение влево, к социализму, и за период с конца XIX века к началу XXI века превратилась в обычную партию марксистского типа. Венцом этой трансформации стало избрание президентом социалиста Обамы (которого по устоявшейся коммунистической терминологии правильнее бы называть не социалистом, а меньшевиком). В настоящее время Демократическая партия Америки полностью отказалась от идей отцов-основателей США и является партией высоких налогов и большого федерального правительства. Сторонники этой партии до сих пор традиционно, по инерции (но ошибочно) называют себя либералами.
Республиканская партия тоже эволюционировала, но не так плавно и равномерно, как Демократическая партия. К какому-то когерентному состоянию, в отличие от Демократов, эта партия не пришла. В результате Республиканская партия – партия разношерстная и противоречивая. Современные Республиканцы являются сторонниками логически несовместимых идей – низких налогов и большого правительства.
Лишь незначительная фракция Республиканской партии (они называют себя консерваторами) продолжает придерживаться первоначальной (и выигрышной) комбинации отцов основателей США – низких налогов и небольшого правительства. Напомню, что захват консерваторами Республиканской партии в 2016 году не состоялся. Поэтому вместо того, чтобы пенять на проигранную бюджетную битву 2018 года, консерваторам следует сосредоточиться на стратегии возврата Республиканской партии к идеям отцов-основателей.
Как Демократы, так и Республиканцы в случае победы на выборах предпочитают не разочаровывать своих избирателей, и предвыборные обещания выполнять. Поэтому Республиканцы, как и обещали, существенно снизили налоги (а когда Демократы Социалисты придут к власти, они обязательно их поднимут). Но в вопросе о размере правительства позиции и Республиканцев, и Демократов совпадают – чем больше, тем лучше (точнее, выгоднее). Поэтому с принятием гигантского бюджета проблем не возникло.
И незачем консерваторам возмущаться – республиканцы сделали именно то, что обещали. Они, как ни в чем не бывало, продолжили свой путь на омнибусе вместе со своими дружественными врагами по Вашингтонскому Олимпу. Ведь омнибус – это политический транспорт для всех. Кроме американских налогоплательщиков.
Игорь ГИНДЛЕР