Открытие нового сезона и новой звезды в Дэвис-Холле
Третьего сентября состоялось торжественное открытие сезона Сан-Франциско Симфони. Была интересная программа гала-концерта. Шампанское лилось рекой и, конечно, были большое застолье и танцы. Всё это, как вы понимаете, не бесплатно. Внимание присутствующих в равной мере делилось между событиями на сцене, танцевальными парами и великолепными платьями, имевшими как художественную ценность, так и не только художественную. Ещё более […]
Третьего сентября состоялось торжественное открытие сезона Сан-Франциско Симфони. Была интересная программа гала-концерта. Шампанское лилось рекой и, конечно, были большое застолье и танцы. Всё это, как вы понимаете, не бесплатно. Внимание присутствующих в равной мере делилось между событиями на сцене, танцевальными парами и великолепными платьями, имевшими как художественную ценность, так и не только художественную. Ещё более ценными были и многие украшения.
Но не менее интересной была одна и та же программа, представленная Сан-Франциско Симфони на концертах четвёртого, пятого и шестого сентября, где исполнялись произведения Чайковского, Равеля, Стравинского и Прокофьева (с явным предпочтением русской музыки). Теперь уже ничто не отвлекало внимание публики от событий на сцене. Нашлись спонсоры, которые предоставили Сан-Франциско Симфони возможность продавать публике на эти концерты билеты стоимостью в 10 долларов, но главным образом – обеспечить любителей музыки бесплатными билетами. В зале присутствовала самая «демократичная» публика, которая слушала музыку с огромным вниманием, но, правда, аплодировала после каждой части равелевского концерта. Программа концерта была очень яркой и, в то же время, вполне доступной для подавляющего большинства присутствовавших в зале слушателей.Я был на концерте четвёртого сентября.
Концерту предшествовало исполнение американского гимна в сопровождении нашего оркестра во главе с Майклом Тилсоном Томасом. Пел весь зал. Не перестаю удивляться тому, как чисто и эмоционально прозвучал гимн США. Как будто этому исполнению предшествовали многочисленные репетиции.
Начался концерт с исполнения Фантазии-Увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта», первый вариант которой автор создал в двадцатидевятилетнем возрасте, а потом, будучи необычайно требовательным к себе, дважды возвращался к ней, внося существенные изменения. В концерте исполнялся последний, окончательный вариант, воплощение роскошества и совершенства. Думаю, исполнение этого музыкального шедевра вполне соответствовало замыслу автора.
Второе отделение концерта началось с исполнения «Русского скерцо» ( или «Скерцо в русском стиле») Игоря Стравинского. Предназначенное для использования в одном из кинофильмов, «Скерцо» вскоре приобрело «самостоятельность». Шуточная, весёлая оркестровая вещь была создана в 1944 году и рассчитана первоначально на исполнение небольшим сельским джазовым коллективом. Это что-то напоминающее строевую музыку. Первое исполнение этой забавной вещи состоялось в Сан-Франциско в 1946 году. Дирижировал джазо-оркестровым коллективом автор. В нынешнем концерте МТТ дирижировал «Русским скерцо» , тонко понимая характер всего произведения и его отдельных частей. Неординарно завершается эта вещь, – внезапно, «на полуслове».
Заканчивается концерт почти тем же, чем начинался: исполнением сцен из «Ромео и Джульетты», только на сей раз это была балетная музыка Сергея Прокофьева. Поразительна судьба этого выдающегося произведения. Оно было создано в 1935 – 1936 годах. Автор предложил эту музыку Ленинградскому Театру оперы и балета им. Кирова, она была принята к постановке, но затем отвергнута. После этого Прокофьев предложил эту вещь Большому театру в Москве, и тоже через некоторое время она была отвергнута по той же причине: танцевать такую музыку невозможно. Премьера балета состоялась лишь в 1938 году, и не в Советском Союзе, а в Брно (Чехословакия). Самое удивительное в этой истории – постановку отвергали не «сверху», к чему мы уже привыкли, а «снизу»: балетные коллективы и оркестры. Прошло некоторое время, и балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева совершил победное шествие по всем цивилизованным балетным театрам мира, включая Большой и Мариинский (Кировский) театры.
Сюжет балета хорошо известен.
Во время всех злоключений балета Прокофьев создал в 1936 году две оркестровые сюиты, а в 1946 – ещё и третью, используя музыку для «Ромео и Джульетта» . Часть этих сюит и была исполнена с большим успехом в рецензируемом концерте, завершая его программу.
Но главный успех вечера тесно связан с исполнением в первом отделении фортепианного концерта Равеля, созданного им в 1931 году и исполненного нашим оркестром под руководством МТТ и английским пианистом Бенджамином Гросвенором.
Двадцатидвухлетний (а на вид – совсем юный) пианист поражает воображение своим постижением музыки, её настроения, её возможностей и умением целесообразно использовать их. Никаких зажатостей, мягкость рук и тела, все сверхтрудные пассажи первой и третьей частей концерта Равеля соль мажор исполняются на очень большой скорости, но без всякого напряжения. Спокойно и умиротворённо сыграна вторая часть, настроение которой меняется от эпизода к эпизоду. Хрупкость и поэтичность могут соседствовать с настойчивостью и терпением. Заканчивается концерт выразительным финалом.
Исполнение этого произведения продемонстрировало как мастерство оркестра Сан-Франциско Симфони под руководством МТТ, так и безусловное, хотя и несколько неожиданное большое мастерство молодого пианиста. Будущее покажет, насколько стабильно дарование этого выдающегося парня.
Бенджамин Гросвенор родился в 1992 году в Великобритании. В 2004 году стал победителем фортепианного конкурса BBC юных музыкантов. Его отец – преподаватель английского языка и драмы, а мать, Ребекка, – учитель игры на фортепиано. Бенджамин – младший из пяти братьев. Он начал учиться игре на фортепиано у своей мамы в шестилетнем возрасте. Гросвенор продолжал учёбу в Королевской Музыкальной Академии, по окончании которой в 2012 году получил Королевскую награду за отличие как лучший студент года.
В 2003 году он впервые выступил в концерте, исполнив фортепианный концерт № 21 Моцарта. С тех пор он регулярно выступает в Европе и США в самых престижных залах, таких, как Альберт Холл, Вигмор Холл, Барбикан Центр, Карнеги Холл, и со многими знаменитыми оркестрами, такими, как Королевский Филармонический Оркестр, Бразильский Симфонический Оркестр и др.
Летом 2011 года Бенджамин дебютировал в BBC Promps как самый юный за все времена солист, открывающий концертную программу. Он исполнил Второй фортепианный концерт Листа, а позднее – фортепианный концерт Бриттена.
Среди многих его достижений отметим две награды Gramophone: он стал самым юным за все времена обладателем таких двух наград. Появились первые записи пианиста.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско