До свидания, Камилла Колчинская! До новых встреч!
Недавно мне посчастливилось побывать на традиционном, завершающем сезон, концерте симфонического оркестра El Camino Youth Symphony, базирующегося в Пало-Алто и хорошо известного не только в Кремниевой Долине, но и далеко за её пределами. Количество оркестрантов меняется от года к году, но всегда насчитывает более 100 человек. И покаюсь: всегда, когда я вижу на сцене виолончелистов, не […]
Недавно мне посчастливилось побывать на традиционном, завершающем сезон, концерте симфонического оркестра El Camino Youth Symphony, базирующегося в Пало-Алто и хорошо известного не только в Кремниевой Долине, но и далеко за её пределами. Количество оркестрантов меняется от года к году, но всегда насчитывает более 100 человек. И покаюсь: всегда, когда я вижу на сцене виолончелистов, не достающих ногами до пола, или духовиков, успешно удерживающих в руках свои тяжелейшие инструменты, я невольно испытываю чувство умиления.
Концерт в Купертино состоялся в большом симпатичном зале Флинт Центра. Всей программой концерта, как и в прошлые годы, продирижировала музыкальный директор El Camino Youth Symphony Association Камилла Колчинская.
Программа концерта, очень насыщенная, состояла из достаточно сложных в техническом отношении, но и привлекательных произведений. Начался концерт с исполнения очень популярной увертюры к опере Вебера «Вольный стрелок». Случилась небольшая помарка духовых, но в целом оркестр хорошо справился с этой вещью.
Следующим номером программы стало исполнение шикарной (другого слова не подберу) и чрезвычайно сложной Концертной фантазии Сарасате на темы оперы Бизе «Кармен». Солировал выпускник High School нынешнего года в Саратоге и очень талантливый скрипач Байрон Фан. Он обладает хорошей техникой и полнокровным красивым звуком, стал победителем многих молодёжных конкурсов. Но его педагог, по-видимому, переоценил возможности своего ученика, который ещё недостаточно созрел для выступлений на большой сцене перед большой аудиторией. Наряду с удачно исполненными частями сюиты, были и части, в которых юный скрипач допускал некоторые промахи.
Завершилось первое отделение концерта исполнением увертюры-фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Юные музыканты сыграли это произведение с большим пониманием и воодушевлением, что неудивительно: во всём чувствовались рука и сердце Камиллы Колчинской, выросшей и созревшей как музыкант на постижении творчества гениального русского композитора. Убедительны были и темпы, и настроение отдельных эпизодов, и все градации звучаний.
Второе отделение началось с исполнения первой части фортепианного концерта №3 Сергея Прокофьева. Солировала шестнадцатилетняя пианистка Агата Соротокина (ныне – Соротокин). Очень талантливая и рано созревшая пианистка поразила аудиторию не только мастерским владением инструментом, но и тонким и глубоким пониманием музыки Прокофьева, очень непростого композитора. На высоте оказался и оркестр. Жаль, что пианистке была предоставлена возможность исполнить только первую часть замечательного творения а, хотя и можно понять причину принятия такого решения. Агата является пианисткой Сан-Францисского Молодёжного симфонического оркестра и победительницей нескольких музыкальных конкурсов. Она очень талантливая и разносторонняя личность, с которой, надеюсь, мы встретимся ещё не раз.
Закончился концерт исполнением Сюиты №2 балета Мануэля де Фалья «Треуголка». Создание этого балета тесно связано с русским балетом и именами Дягилева, Пабло Пикассо, Леонида Массина. Это очень весёлый балет, и столь же забавна Сюита. Молодёжный оркестр исполнил Сюиту №2 с большим удовольствием, которое передалось и залу.
Но, в соответствии с многолетним выработанным ритуалом, во время паузы между двумя продолжительными концертными номерами второго отделения состоялось чествование нынешних оркестрантов, поступивших этим летом в различные учебные заведения страны и прощающихся с коллективом, с которым они жили душа в душу в течение многих лет. На авансцену вышли 19 выпускников. Каждому из них был вручён цветок, о каждом были найдены индивидуальные сердечные, трогательные слова, а многие из выпускников обратились к своим друзьям-оркестрантам, педагогам и руководителям коллективов (а их очень много) со словами любви и благодарности.
Но больше всех в этот вечер «досталось» музыкальному директору и дирижёру этого выдающегося коллектива, доктору Камилле Колчинской, отдавшей этой сложной организации двадцать лет своей жизни и любви и поднявшей вместе с коллегами этот коллектив, насчитывающий более пятисот участников, до нынешнего выдающегося уровня. Жизнь в творчестве, увы, не бесконечна, как и хорошее здоровье, и, хотя творческий потенциал замечательного музыканта и педагога всё ещё очень велик, Колчинская приняла мужественное решение расстаться с должностью музыкального директора El Camino Youth Association.
Трогательными были выступления вице-президента компании Эндрю Фармера и исполнительного директора Кэси Спайс, сообщивших об этом решении музыкального директора.
От имени родителей, спонсоров, сотрудников, а главное, от имени детей было произнесено много искренних, идущих от сердца, слов благодарности, отмечались многие вехи, достигнутые коллективами с помощью идей и непосредственного участия Камиллы Колчинской. Её целовали, ей преподносили цветы, а она потом одаривала этими цветами очень многих юных соратников.
После концерта к ней невозможно было пробиться, она была окружена сплошными стенами людей, и мне пришлось уехать, не попрощавшись с ней, прекрасным музыкантом и очаровательным человеком.
Наверное, это был самый счастливый и самый грустный день её жизни. Может быть, она ещё раз вспомнила годы учёбы в Московской и Ленинградской консерваториях, и своего наставника, легендарного Илью Александровича Мусина, и очень именитого и уважаемого дирижёра, который убеждал её в том, что «не бабье это дело – дирижирование», и свою уникальную стажировку в Большом театре. Трудно перечислить все коллективы, с которыми ей довелось работать на родине и за границей. Своей жизнью она доказала, что маэстро был неправ. А чего стоило создание многоступенчатого детского коллектива с той или иной специализацией, и устройство (и материальное, и организационное) регулярных гастролей «старшего оркестра» за рубежом, и восторженный приём коллектива тамошней публикой!
На что обратит свою неукротимую энергию эта неугомонная женщина? Частичный ответ уже готов: она согласилась продолжать руководство двумя детскими коллективами, Симфониеттой и Струнными имени Голбрейта, так что регулярное пополнение главного симфонического оркестра обеспечено, а значит, не исключены наши новые встречи с Маэстро. До новых встреч!
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в Сан-Франциско в аптеке на 2300 Sutter St. (тел. 567-3223)