Замечательный дуэт

Share this post

Замечательный дуэт

Недавно в зале Old First Church, на пересечении Сакраменто и Ван Несс, состоялся концерт меццо-сопрано Сибел Гувернoр (Cybele Gouverneur) и пианиста Темиржана Ержанова. С этим залом у любителей музыки связаны приятные воспоминания: в нём состоялось много отличных концертов. Думаю, концерт Сибел Гувернор и Темиржана Ержанова можно тоже отнести к числу замечательных событий. Очень необычной была программа концерта. В первом отделении исполнялись песни Рихарда Вагнера […]

Share This Article

Недавно в зале Old First Church, на пересечении Сакраменто и Ван Несс, состоялся концерт меццо-сопрано Сибел Гувернoр (Cybele Gouverneur) и пианиста Темиржана Ержанова. С этим залом у любителей музыки связаны приятные воспоминания: в нём состоялось много отличных концертов. Думаю, концерт Сибел Гувернор и Темиржана Ержанова можно тоже отнести к числу замечательных событий.

Очень необычной была программа концерта. В первом отделении исполнялись песни Рихарда Вагнера и Эдварда Эльгара, вокальная музыка которого мало известна публике. Во втором – чудные песни испанцев Энрико Гранадоса, Хавье Монтсалватче, Пабло Луна, Руперто Чапи. Все песни исполнялись на языке оригиналов. В песне Вагнера «Стэнд стилл» («Стой спокойно) хотелось бы услышать более чёткую дикцию. В остальных произведениях произношение и дикция были идеальными, на каком бы из трёх языков они ни исполнялись.

Сибел Гувернoр

Гувернор исполнила пять песен Вагнера. Все прозвучали очень хорошо. Вот, например, песня «Ангел». «В дни моего раннего детства я часто слышала Ангела, который советовал мне заменить блаженную радость Небес на Земной свет» и т. д.

Песня прозвучала легко и умиротворённо. В первом же отделении были исполнены пять песен Эдварда Эльгара из вокального цикла «Морские картины»: «Sea Slumber Song» («Дремотная песня моря»), «In Haven” («В Небесах»), ”Sabbath Morning at the Sea” («Отдохновение в море»), “Where Corals Lie” («Где покоятся кораллы») и “The Swimmer” («Пловец»). Всё было исполнено чисто, без единой погрешности, и очень эмоционально. Особенно хочется выделить исполнение песни «Пловец». Сюжет ее – приключенческий и носит романтическую окраску. Музыка весьма разнообразна, эмоциональна и то и дело меняет свой характер и настроение. Сибел блестяще справилась со всеми подводными камнями произведения и создала очень интересную версию этой романтической истории, заслужив бурные аплодисменты зала.

Второе отделение концерта началось с исполнения трёх волнующих песен Энрико Гранадоса из одного и того же песенного «подцикла» La Maja Dolorosa: «О, безжалостная смерть! Почему ты так вероломно унесла моего любимого? Я не могу перенести жизнь без него, потому что жизнь без него – не что иное, как смерть», – поётся в первой песне. Две следующие песни продолжают печальные воспоминания: «Я отдала ему всю свою жизнь и была бы готова к этому ещё тысячу раз, если бы он захотел…». Исполнение этих песен было безукоризненным и в чисто вокальном отношении, и в эмоциональном плане. Каждое слово здесь было продумано и пережито певицей, а вслед за ней – и аудиторией, несмотря на то, что песни звучали на испанском языке.

Очень хороши были и последующие песни, созданные испанцами. Вначале были исполнены пять произведений Хавье Монтсалватче, которые в России называют «Пять чёрных песен», а надо бы – «Пять негритянских песен». Небольшие песни с интересным и сложным аккомпанементом были исполнены грациозно и разнохарактерно. Часть второй из них исполняется с сомкнутыми губами. Полагаю, что в этом случае следует «открывать» нос.

Прозвучало по одному произведению композиторов Пабло Луна и Руперто Чапи, родившихся в 19-м столетии. Певица чутко уловила характер и специфику этих вещей. Оба произведения представляют собой арии из сарсуэл (испанского варианта музыкальной комедии). Бойкая, темпераментная песня из сарсуэлы Луны – своеобразное кредо песенного персонажа «Я в Испании рождён»: «Всё, связанное с Мадридом, приводит меня в неистовство, и, когда я разражаюсь песней, цыганский стиль моего пения заставляет цвести цветы на моей шали». Столь же решительно кредо песенного персонажа из сарсуэлы Чапи из «Дочери Зебедео»: «Я люблю своего возлюбленного, потому что он похищает сердца своей элегантностью и обаянием. Мне есть чем гордиться, потому что так много девушек жаждут его без успеха. Я родилась эгоистичной, и хочу его всего, всего только для себя». Ах, с каким темпераментом персонажи Сибел декларируют свои чувства, и на фоне какого аккомпанемента!

Стройная и обаятельная певица обладает большим голосом очень красивого тембра, а её пение может служить наглядным пособием к учебнику по правильному звукоизвлечению: высокая позиция звучания, свидетельствующая об умелом использовании всех головных резонаторов; превосходная полётность звука, хорошо слышимого во всех уголках зала; умелое использование диафрагмы, позволяющее создавать «текучесть» звучания и возможность исполнять на одном вдохе длительные вокальные фразы; и, наконец, подвижность голоса, которую избранный певицей репертуар не позволял продемонстрировать в полной мере, но для которой существуют все предпосылки.

Певица показала наличие полноценных «верхов» и неплохих «низов». Впрочем, при исполнении некоторых фраз в нижнем регистре можно было услышать небольшую вибрацию голоса, от которой можно – и надо бы – избавиться. Чувствуется, что Сибел прошла хорошую вокальную подготовку у отличных педагогов. Но самым большим достижением Гувернор являются выразительность и эмоциональность её исполнения, гармонически сочетающиеся с бесспорным интеллектом певицы.

На протяжении всей программы партия фортепиано в исполнении Темиржана Ержанова составляла органичную часть исполняемого произведения, подчёркивая смысл и настроение каждой вещи. Роль фортепиано в таких дуэтах всегда очень велика: часто это нить, связывающая воедино различные идеи произведения, порой – это может оказаться палочкой-выручалочкой «сбившегося с пути» партнёра, но иногда пианист может помочь «угробить» исполняемое произведение (такое случалось). Много лет я наблюдаю за творчеством этого талнтливого музыканта и не перестаю удивляться разумности его таланта и восхищатьтся его глубиной. Вот исполняются на рояле громогласные фразы, предшествующие высказыванию солистки, приближается катастрофа, сейчас Темиржан беспощадно сомнёт вокальную партию, оставив только её обломки. Но ничего подобного почему-то не происходит, и мы наслаждаемся пением Сибел во всей его выразительности и красоте. Это потому, что Ержанов обладает поразительным чувством ансамбля, проявляя заботу не столько о своей партии, сколько о характере исполняемого произведения и качестве звучания ансамбля. Не случайно он завоевал звание «Лучшего аккомпаниатора» на Конкурсе вокалистов им. Чайковского в Москве и на Конкурсе оперных вокалистов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге.

Темиржан Ержанов закончил Московскую консерваторию, где его педагогом был известный пианист Михаил Воскресенский, и завоевал золотую медаль на Международном конкурсе Роберта Шумана в Цвикау. Он много и успешно гастролирует по Европе, Азии и Северной Америке, выступая в весьма престижных залах, таких, как в Лондонском Вигмор-Холле, в Малом зале Московской консерватории, в Парижском зале Гаво, в Большои зале Санкт-Петербургской филармонии, с удовольствием аккомпанирует многим вокалистам и инструменталистам.

В 2007 году он был назван программой San Francisco Classical Voice лучшим исполнителем года, наряду с такими звёздами, как Анжела Георгиу, Филармонический Барочный оркестр, Танцевальная группа Марка Морриса и др. В последние годы он всё больше увлекается дирижированием, и его первые выступления в этой ипостаси, например, с Казахским Государственным Симфоническим оркестром и хором, прошли очень успешно. В настоящее время Ержанов работает Музыкальным директором оперы «Культура» в Сан-Хосе. В прошлом году он был удостоен звания «Заслуженный деятель Казахстана», высшей награды его Родины..

Темиржан Ержанов

Сибел Гувернор успешно выступала в Каракасе (Венесуэла), с Филармоническим оркестром Сакраменто, солируя в различных хоровых партиях, спела на оперных сценах в West Bay Opera Амнерис в «Аиде» и Далилу в «Самсоне и Далиле». В 2011 году пела в Сан-Франциской Опере в «Кольце Нибелунгов», в «Кармен» и в «Лючии ди Ламермур». В течение двух лет (так положено) пела в Опере Сан-Хосе ведущие партии репертуара, в том числе Ольгу в «Евгении Онегине». Много выступала в Хьюстоне. Она окончила Школу музыки в Манхеттене, Маннесский музыкальный колледж и Университетскую школу музыки Мурс в Хьюстоне. По-справедливости, её певческая карьера должна сложиться самым успешным образом. 2

 

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

 

Вышла в свет книга Х. Анатольева «Пленённый музами музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в Сан-Франциско в аптеке на 2300 Sutter St. (тел. 567–3223).

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »