Выдающийся ансамбль
Недавно в Зеллербах-Холле (Беркли) состоялся первоклассный концерт двух выдающихся музыкантов, виолончелиста Йо-Йо Ма и пианиста Эммануэля Акса. Друзья со времён учёбы в Джульярдской школе, они уже в те годы часто выступали совместно. Их дружба и творческий союз длятся на протяжении всех этих лет. Свою программу в Зеллербах-Холле они посвятили камерным произведениям Иоганнеса Брамса, слегка разбавив […]
Недавно в Зеллербах-Холле (Беркли) состоялся первоклассный концерт двух выдающихся музыкантов, виолончелиста Йо-Йо Ма и пианиста Эммануэля Акса.
Друзья со времён учёбы в Джульярдской школе, они уже в те годы часто выступали совместно. Их дружба и творческий союз длятся на протяжении всех этих лет. Свою программу в Зеллербах-Холле они посвятили камерным произведениям Иоганнеса Брамса, слегка разбавив концерт небольшими пьесами австралийского композитора Бретта Дина, которые были заказаны несколькими филармоническими организациями, включая и нашу родную Cal Performances.
Начался концерт с исполнения Сонаты №1 для виолончели и фортепиано ми минор, оп. 38. Покаюсь: мне всегда казалось, что Йо-Йо Ма, при всех его достоинствах, суховат и несколько формален. Нынешний концерт позволил мне покончить с подобным предубеждением. «Вдруг» выяснилось, что виолончелист обладает звуком необычайной красоты, богатым разнообразными оттенками – от еле слышного пианиссимо до громоподобного форте – и различными настроениями.
А вторая часть начинается с фраз детской чистоты и некоторой игривости, которая то и дело несколько неожиданно прерывается на «полуслове». Третья часть – возбуждённые фразы и бурный финал.
Эта ожившая красота и изящество каждой фразы были бы невозможны без единомыслия музыкантов и активного вклада фортепиано в создание общей атмосферы возвышенности, благородства и очарования.
Звучание фортепиано было воплощением свежести и глубины в одних эпизодах и полётности и невесомости – в других. Взаимопопонимание музыкантов было идеальным.
Известен факт, что, когда Брамс предложил одному из виолончелистов вместе с пианистом сыграть впервые эту сонату, виолончелист после первой попытки пожаловался: партия фортепиано настолько доминирует, что он не мог услышать самого себя. На что композитор с присущим ему чувством юмора ответил: «Вам повезло». В рецензируемом концерте каждый инструмент доминировал в тех эпизодах, где это было необходимо. Скорее всего, Йо-Йо Ма играл на своей виолончели, созданной в 1733 году итальянским мастером Доменико Монтаньяно, тогда как Акс довольствовался роялем, предоставленным ему компанией Cal Performances, который звучал превосходно.
Следующим номером программы стала Соната Брамса для виолончели и фортепиано ре мажор, ор. 78, знакомая каждому любителю музыки. Фактически это произведение было создано для скрипки и фортериано, но в 1897 году известный немецкий композитор и исполнитель Пол Кленгелем переделал его в Сонату для виолончели и фортепиано. Это очень мелодичная и трогательная романтическая поэма. Уже первая, очень быстрая, часть, носит законченный характер, но затем она обогащается новой ритмической структурой второй, медленной, части и живыми песенными и танцевальными темами третьей. Соната была сыграна с тонким вкусом, легко, изящно, без излишней драматизации.
Один из самых знаменитых композиторов Австралии, скрипач и дирижёр Бретт Дин родился в 1961 году, выступает с самыми выдающимися музыкальными коллективами мира и был первым исполнителем многих произведений современных авторов.
Своё сочинение, выполненное по заказу ряда филармонических коллективов, он создал в 2013 году для фортепиано и назвал его «Hommage ‘a Brahms”, что, в переводе с французского, означает «Почтение Брамсу». Первым исполнителем этого произведения стал Эммануэль Акс, сыгравший его в 2014 году в Лос-Анджелесе. Он же исполнил его в Зеллербах- Холле, открывая второе отделение концерта. Играл он по нотам, что было вполне объяснимо. Произведение состоит из трёх частей, каждой из которых в программке предпосылаются указания по поводу характера исполнения и темпов. Первая часть – небыстрая и задумчивая, вторая – достаточно бурная, а третья – опять медленная. Завершается сочинение как бы неожиданно, на полуслове. Значит ли это, что «продолжение следует»? Не знаю. Будущее покажет. Не думаю, что это музыкальный шедевр, но, мне кажется, вполне приятное произведение.
Завершилось второе отделение исполнением Сонаты №2 Брамса для виолончели и фортепиано фа мажор, ор.99. Это грандиозное четырёхчастное сочинение, в котором три разнохарактерные части исполняются в быстром темпе, и только вторая, медленная, полна задумчивости. Первая часть была исполнена бурно, в «рваных темпах» и с демонстрацией запредельных возможностей смычка, тогда как фортепиано поддерживало виолончель «бесконечными» трелями. Оба музыканта продемонстрировали во второй, певучей части, перемежающейся со щипками струн, сказочно красивые и выразительные пианиссимо. Быстрая и взволнованная перекличка фортепиано и смычка в третьей части становится неистовой. Песенное начало четвёртой части сменяется бурным и эмоциональным завершением сонаты.
В зале не было ни одного свободного места, человек 70-80 устроились (с разрешения администрации) на сцене. Бурные и вполне заслуженные овации вынудили музыкантов исполнить на бис вторую часть Третьей Скрипичной сонаты ре минор Брамса, ор.108, в переложении для виолончели и фортепиано.
Несколько слов об исполнителях. Эммануэль Акс родился в 1939 году во Львове. Большинство источников (в том числе и программка концерта) переписывают друг у друга биографию пианиста, утверждая, что он родился в Польше. Не верьте этому: в 1939 году Львов ещё был присоединён к Советскому Союзу. В раннем возрасте Эммануэль с родителями перебрался в канадский город Виннипег, где серьёзно занимался музыкой с одним из учеников легендарного Бузони. Продолжил учёбу в Джульярдской школе, одновременно занимаясь французским языком в Колумбийском университете. Первые его шаги на концертных подмостках оставались вне внимания критиков.
Поворотным пунктом в биографии музыканта стала победа на Международном конкурсе им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве (в 1974 году). Акса заметили и оценили. Один из английских критиков, Брюс Моррисон, тогда отметил: «Эммануэль Акс уже занимает заметное место среди немногих действительно примечательных молодых пианистов, выступающих на эстраде. Один из секретов его артистизма – способность достигать протяжённого дыхания фразы в сочетании с благородной гибкостью и тонкостью звуковых красок».
Сейчас Акс является одним из самых востребованных пианистов, выступающих (часто вместе с Йо-Йо Ма) на всех материках (исключая Антарктиду) и почти во всех сколько-нибудь известных концертных залах мира.
Акс – частый гость в Сан-Франциско. Он осуществил много записей, в том числе и совместные с другими выдающимися музыкантами. Ряд его записей были отмечены премией «Грэмми». И, если в первые годы концертной деятельности он, в основном, исполнял классику, то сейчас достаточно энергично включает в свой репертуар произведения, созданные во второй половине ХХ века вплоть до наших дней. Живёт Акс в Нью-Йорке. Его жена, Йоко Нозаки, – тоже пианистка. У них двое детей, Джозеф и Сэра.
Йо-Йо Ма родился в 1955 году в Париже в китайской семье. Его мама была певицей, а отец, скрипач, был профессором Нанкинского университета. Когда ребёнку было пять лет, семья переехала в Нью-Йорк. Вначале мальчик учился играть на скрипке, затем взялся за виолончель.
Ребёнок–вундеркинд уже в пятилетнем возрасте выступил с первым концертом. Его успехи были столь значительными, что мальчика пригласили выступить перед президентом Эйзенхауэром, а потом – и перед президентом Джоном Кеннеди. А было ему уже аж… 7 лет.
В восьмилетнем возрасте он выступил вместе со своей сестрой, Йоу-Сненг Ма, по американскому телевидеиию в концерте, которым дирижировал Леонард Бернстайн (!).
В девятнадцатилетнем возрасте Ма поступил в Джульярдскую школу в класс знаменитого виолончелиста, выходца из России Леонарда Роуза, затем играл в Фестивальном оркестре Мальборо под руководством великого виолончелиста Пабло Казальса, одновременно занимаясь в Гарвардском университете, в котором получил степень бакалавра в 1976 году. В 1991 году в том же университете он обрел уже звание почётного доктора. Йо-Йо Ма женат на своей первой любви, Джил Хорнор. У них двое детей, Николас и Эмилия. Живут они в Кембридже (штат Массачусеес).
Известность и слава виолончелиста возрастали всё больше. В 1998 году Ма основал проект «Шёлковый путь», задачей которого был поиск отдельных талантов и талантливых коллективов среди народов, живущих вдоль «Шёлкового пути», ознакомление с их творчеством, создание возможностей для их развития и выступлений. Ма уже привозил в Сан-Франциско такие группы.
Йо-Йо Ма записал более 90 альбомов, демонстрируя широкий спектр своих интересов и возможностей. Более семнадцати из них получили премии «Грэмми». Его творчество отмечено многочисленными премиями и наградами. Немало времени уделяет он педагогической деятельности, встречаясь с огромным количеством студентов, не только американских, но также из Литвы, Кореи, Ливана, Азербайджана, Китая, и консультируя их. Он выступал перед восемью американскими президентами.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в аптеке на.
2300 Sutter St. (тел. 567-3223)