«Малый фестиваль» Мейсона Бейтса и Бетховена
Первая январская программа оркестра Сан-Франциско Симфони была посвящена творчеству Бетховена и Бейтса. Начался концерт с исполнения двух обаятельных пьес Бетховена для скрипки с оркестром, названных романсами (первый – сольмажорный, второй – фамажорный). Солировал концертмейстер оркестра Александр Баранчик, дирижировал как этими пьесами, так и всей программой Майкл Тилсон Томас (МТТ). Обе вещи были исполнены грациозно, романтически […]
Первая январская программа оркестра Сан-Франциско Симфони была посвящена творчеству Бетховена и Бейтса.
Начался концерт с исполнения двух обаятельных пьес Бетховена для скрипки с оркестром, названных романсами (первый – сольмажорный, второй – фамажорный). Солировал концертмейстер оркестра Александр Баранчик, дирижировал как этими пьесами, так и всей программой Майкл Тилсон Томас (МТТ). Обе вещи были исполнены грациозно, романтически приподнято, с деликатным сопровождением оркестра. Солист продемонстрировал глубокое понимание стиля этих произведений и соответствующий характер звукоизвлечения. Второй из романсов показался даже более изящным, хотя, быть может, такое восприятие было обусловлено тем, что он исполняется чаще, чем первый.
Завершился концерт исполнением во втором отделении одного из лучших произведений Бетховена, Седьмой симфонии. Мне всегда представлялось, что, как бы эта симфония ни исполнялась, она обречена на успех. А если она к тому же ещё и великолепно исполнена? Это был тот случай, когда оркестр играл с подлинным вдохновением, которое передалось дирижёру (а может быть, всё было наоборот).
Звучал оркестр волшебно; характер каждой из четырёх частей, как и избранные темпы, были совершенно убедительны; эмоциональность исполнения и выверенность каждого шага находились в поразительном, непротиворечивом единстве.
Не слишком ли я увлекаюсь? Признаюсь, вернувшись домой после концерта, я прослушал несколько записей этой симфонии. Дирижёры – самые громкие имена, оркестры – сплошь самые выдающиеся. «Наше» исполнение оказалось лучше всех прослушанных.
И всё же «гвоздём программы» стало сочинение Мейсона Бейтса “The B-Sides”: Пять пьес для оркестра и электроники (дата создания 2009).
Публика сравнительно недавно познакомилась с творчеством Бейтса. В частности, он был одним из участников фестиваля «American Mavericks», прошедшего полтора года назад, где исполнялось его новое произведение “Mass Transmission”для хора, органа и электроники. Сочинение “The B-Sides”посвящено МТТ, который в 2007 году пригласил Мейсона за кулисы во время антракта в одном из концертов и предложил молодому автору создать пятичастное сочинение с использованием новых идей и новых инструментов.
Многие композиторы ХХ – ХХI века искали и продолжают искать новые пути в развитии музыки, ибо нельзя до бесконечности муссировать достижения классики. Человечество меняется, и вместе с ним фантастически меняются его технические достижения и духовные ценности. Какой будет музыка будущего? Никто не может ответить на этот вопрос. Но имеют место попытки представить ее в виде всё той же, современной, только перевёрнутой «вверх ногами». Можно привести много примеров такой, с позволения сказать, какофонии, выдаваемой за будущее музыки. Мне кажется, намного продуктивней развивать новые возможности, отталкиваясь от достижений прошлого. Например, как это делает Мейсон Бейтс, который, используя электронную технику, значительно увеличивает красочность и глубину звучания традиционного симфонического оркестра и усиливает его технические и эмоциональные возможности. Творчество Бейтса самобытно, он не идёт проторёнными путями.
«The B-Sides» представляет собой пять небольших частей, различающихся по характеру, настроению, окраске, звучание которых было изрядно сдобрено электроникой, добавляющей к общему звучанию особую и разнообразную звонкость. Во время концерта руководил электронной системой с помощью лэптопа сам автор, находившийся во время концерта в последнем ряду музыкантов.
В первой части под названием «Метла системы» к звучанию традиционного оркестра и электроники добавляются ещё звуки метлы и даже наждака, скребущих специальные поверхности, что вызвало оживление в зале. Во второй, лирической, части, под названием «Мелодия аэрозоля», события разворачиваются на фоне одного и того же ритмического рисунка, при постепенном угасании звучания. Всё спокойно, мелодично и даже слегка лениво.
В третьей части, под названием «Джимини в солнечном ветре», роль электроники особенно велика. Композитор использует, наряду с музыкой, подлинные отрывки из записей переговоров с командой астронавтов на космическом корабле «Джимини IV». Отрывки фраз, непонятные звуки и шумы, отдельные музыкальные фразы… Многоголосная гамма… Без паузы начинается четвёртая часть, оживлённая, весёлая, без участия электроники, – своеобразная разрядка напряжённости.
Финальная часть под названием «Оптовый магазин лекарств» – нестандартное подведение итогов.
«В –Sides» – достаточно абстрактное произведение, поражающее колористическим разнообразием, оригинальностью и яркостью звучания, неожиданностью используемых приёмов и технических средств.
Концерт был особенно успешен благодаря вдохновенному дирижированию Майкла Тилсон Томаса. Зал взорвался и устроил продолжительную овацию.
Следующая задача – нахождение области приложения музыки подобного характера.
Вторая январская программа стала продолжением «Малого фестиваля»: в программе опять Бетховен и Бейтс. Начался концерт с исполнения оркестром под управлением МТТ Увертюры Бетховена к исторической драме Коцебу «Король Стефен», посвящённой событиям венгерской истории. Безупречное исполнение, очень красочное, сочное звучание. В нескольких эпизодах синкопы приходились на вторую долю такта.
Следующим номером программы стало сочинение Бейтса «Liquid Interface», тоже для оркестра и электроники. Мой несовершенный перевод названия – «Текучая грань», а может – «Водная симфония». Сочинение было создано в 2007 году, за два года до «B-Sides». Однако ныне было первое исполнение этого произведения в Сан-Франциско. Заметим, что Бейтс является композитором-резидентом Чикагского оркестра, и, по заказу руководителя этого оркестра, Риккардо Мути, он написал симфоническое произведение «Альтернативная энергия», премьера которого состоялась в 2012 году. Все три сочинения образуют своеобразную симфоническую трилогию.
В четырёхчастной «Liquid Interface» автор пытается изобразить море и другие формы существования воды, в том числе замёрзшую воду, с помощью музыкальных средств, рисующих ураганы, таяние льдов и т.п. и не исключающих, в том числе, и мелодические эпизоды. Его музыка создаёт цветовые эффекты, тембральные находки, динамическое разнообразие, смену настроений. Воображение публики следовало смене эпизодов на сцене, хотя наверняка каждый человек в зале создавал в уме и сердце различные образы. Зал опять прореагировал бурной овацией.
Сейчас тридцатисемилетний Бейтс рассматривается как самый востребованный молодой американский композитор. В одном из своих высказываний он утверждает, что пытается продолжить работу по созданию своих сочинений, используя новую палитру и звучания двадцать первого столетия.
Он изучал в различных университетах восточной части Америки фортепиано, композицию, английскую литературу. Среди его педагогов был и один из самых выдающихся американских композиторов, Джон Корильяно.
В 2008 году Мейсон закончил университет в Бёркли, получив PhD по композиции. С интересом, но под псевдонимом, Мейсон работает в качестве диск-жокея в Окленде и Сан-Франциско. Очень успешным было его двухгодичное пребывание в Европе (Рим, Берлин), где он был удостоен высоких наград. По заказу он сочинил для YouTube Symphony Orchestra 2011 пьесу “Материнство», которая была исполнена и записана Лондонским Симфоническим оркестром. Его произведения всё чаще исполняются в Европе, Австралии, Канаде, не говоря уже о Соединённых Штатах. Проживает Бейтс по соседству c нами, в одном из городов Района Залива.
Второе отделение концерта было посвящено исполнению Мессы до мажор, соч. 86, Бетховена, где к нашему оркестру присоединился Симфонический хор под руководством Рагнара Болина и солисты сопрано Джоэл Харвей, меццо-сопрано Келли О’Коннер, тенор Виллиам Бёрден и бас-баритон Шеньянг. Композитор сочинил эту мессу в 1807 году. Публика гораздо лучше знает другую мессу Бетховена, созданную в 1819-23 годах («Торжественная месса»). Давно укоренилось мнение, что вторая месса намного сильней первой. Однако исполнение Мессы до мажор в этом концерте значительно пошатнуло это убеждение. Я пришёл к выводу, что исполняемая Месса – недооценённый шедевр, Все четыре солиста были превосходны и соло, и в малых ансамблях, тембральная окраска их голосов хорошо сочеталась друг с другом, ни одна из фраз солистов не потерялась на фоне хорового пения. Хор звучал безукоризненно чисто и выразительно (спасибо руководителю). По-видимому, некоторое уменьшение числа хористов благотворно сказалось на звучании этого замечательного коллектива.
Две январские программы Сан-Франциско Симфони стали подлинным праздником и для исполнителей и для любителей музыки.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско
Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в магазине «Глобус» (332 Balboa st.., между 4-й и 5-й Аve. (тел. (415) 668-4723), а также в аптеке на 2300 Sutter St (тeл.567-3223).