«Военный реквием» Бриттена

Share this post

«Военный реквием» Бриттена

Великий британский композитор, дирижёр и пианист Эдвард Бенджамин Бриттен родился в 1913 году, в 1976 году был удостоен почётного титула Барон Олдборосский (единственный за всю историю Великобритании музыкант, удостоенный подобной чести) и через несколько месяцев скончался  от болезни сердца. Бриттен был самым выдающимся композитором Великобритании за всю её историю. Он сочинил не менее десяти опер, […]

Share This Article

Великий британский композитор, дирижёр и пианист Эдвард Бенджамин Бриттен родился в 1913 году, в 1976 году был удостоен почётного титула Барон Олдборосский (единственный за всю историю Великобритании музыкант, удостоенный подобной чести) и через несколько месяцев скончался  от болезни сердца.

Бриттен был самым выдающимся композитором Великобритании за всю её историю. Он сочинил не менее десяти опер, симфонии, инструментальные концерты, оратории, кантаты, струнные квартеты, балеты и т.п. Его перу принадлежит огромное количество вокальной музыки.

Эдвард Бенджамин Бриттен

Он поддерживал дружеские связи со многими российскими композиторами (Ростроповичем, Вишневской, Рихтером, Шостаковичем и др.), несколько раз посещал Советский Союз вместе со спутником своей жизни, тенором Питером Пирсом, и они во время этих посещений выступали с концертами. Бриттен посвятил Шостаковичу свою оперу «Блудный сын», тогда как Шостакович посвятил ему свою Четырнадцатую симфонию.

В нынешнем году исполнилось столетие со дня рождения замечательного композитора, и музыкальные круги всех цивилизованных стран отметили эту дату фестивалями, новыми постановками его опер и концертными программами, посвящёнными его творчеству.

В своё время, лет 15 -10 назад, Сан-Францисская Опера с большим успехом поставила ряд опер Бриттена. К сожалению, в этом году нам не удалось в полной мере насладиться музыкой композитора. Летом наша Опера силами участников Мерола Опера Програм осуществила постановку оперы Бриттена «Поругание Лукреции», а Сан-Франциско Симфони исполнил с выдающимся успехом «Военный реквием» этого автора. Ближе к концу сезона пройдёт концертная программа, целиком посвящённая творчеству композитора. И это всё. Не густо!

«Военный реквием» считается самым значительным сочинением композитора. Он был завершён Бриттеном в конце 1961 года и впервые исполнен в 1962 году на церемонии освящения знаменитого кафедрального собора в городе Ковентри, который был разрушен до основания вместе со своим собором германскими бомбардировщиками. Успех был оглушительный, запись произведения разошлась в первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок. Реквием был написан для большого и камерного оркестра, взрослого смешанного хора и хора мальчиков в сопровождении органа, а также для трёх солистов: тенора, баритона и меццо-сопрано.

В качестве солистов Бриттен пригласил  тенора Питера Пирса, выдающегося баритона того времени Дитриха Фишер-Дискау и сопрано Галину Вишневскую. В самый последний момент тогдашняя министр культуры Советского Союза Екатерина Фурцева отказалась выпустить Вишневскую в Англию, и пришлось спешно пригласить для первого исполнения «Реквиема» другую сопрано. Однако через некоторое время Фурцева всё же согласилась выпустить Вишневскую для участия в первой записи этого произведения (в 1963 году). Похоже, до сих пор эта запись является лучшей из всех записей «Реквиема».

Необычность «Реквиема» заключается в том, что композитор, наряду с музыкальными средствами, широко использовал не только религиозные тексты, но и вдохновенные стихи молодого талантливого английского поэта Уилфрида Оуэна, который долго добивался возможности воевать на фронтах Первой мировой войны, в январе 1917 года оказался на Западном фронте, был ранен, лечился в госпитале, был награждён Военным крестом за мужество, вернулся на фронт и примерно через месяц был убит, прожив всего 25 лет. Оуэн как поэт не успел развернуться в полной мере, его поэзия, поначалу не привлекавшая публику, со временем стала восприниматься всё с большим вниманием,  а затем и с восторгом. Одним из восторженных почитателей поэта стал и Бенджамин Бриттен. Его привлекли безусловно яркий талант поэта и гуманность его идей. Вот некоторые отрывки его стихов в переводе Дж. Далгата. Понятно, что перевод не всегда бывает равноценен оригиналу.

 

Моя тема – война и скорбь войны,

Моя поэзия скорбна.

Всё, что поэт должен сделать –

           это предостеречь.

Не служат месс для жертв

           кровавой бойни,

Лишь канонада по ним прогремит,

И, заикаясь, дробный залп обоймы

Свой «Отче наш» им наспех

отстучит.

Горн пел, тоски вечерней полн,

И столь же грустно пел

ответный горн.

Говор солдат смолкал вблизи ручья;

Сон крался к ним, беду в себе тая.

Грядущий день людьми уже владел.

Горн пел…

Мук прежних отзвук в их

сердцах молчал,

Завтрашней болью заглушённый, спал.

 

Семён Бычков

Конечно, нет никакой возможности исследовать в этой статье достоинства всего текста, но даже в приведённых небольших отрывках в переводе ощущается красота поэзии Оуэна, сила её воздействия и антимилитаристская направленность. Что побудило Бриттена создать «Военный реквием»? Однажды он ответил на этот вопрос: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах…Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нём немало сожалений по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому «Реквием» обращён к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны».  Свой «Реквием» Бриттен посвятил памяти четырёх своих друзей, погибших на фронтах. Его прозведение вполне можно назвать «Антивоенным реквиемом».

На сцене  Дэвис-Холла разместились два оркестра: большой симфонический и небольшой камерный (оба сформированы на базе оркестра Сан-Франциско Симфони). Первые лица каждой инструментальной секции оказались в составе камерного оркестра. За ними возвышался смешанный Симфонический хор (возглавляемый Рагнаром Болиным, превосходным хормейстером). Хор мальчиков (Pacific Boychoir, руководитель Кевин Фокс) время от времени появляется, по мере необходимости, на балконе первого яруса, а иногда поёт в прилежащем помещении с распахнутой дверью. Солистка, сопрано Христин Брюер , – перед хором, солисты Джеймс Гилхрист (тенор)  и Родерик Вильямс (баритон) – рядом с дирижёром.

Собрать воедино все подразделения этой «армии» – непростая задача, но дирижёр решил все проблемы самым блистательным образом, предложив публике волнующую картину борьбы и страданий во всех их «разноцветиях». И подобное достижение не стало неожиданностью для слушателей в зале, ибо сцена была предоставлена выдающимся коллективам, а дирижёром был замечательный музыкант Семён Бычков, который сумел разглядеть и прочувствовать со всей возможной ясностью и точностью страдания Бриттена во всех их проявлениях.

Мрачные и чувствительные сцены с участием хора, сопровождаемые колокольным звоном, порой переходят в зловещие марши, но иногда сменяются восторженными высказываниями, светлыми воспоминаниями. Затем всё замедляет свой ход, оркестр играет всё тише, и, наконец, тишина…

Хор звучал великолепно. Прекрасный хор (примерно 160 участников), и это было одно из лучших его выступлений. Безукоризненная чистота звучания, разнообразие приёмов и оттенков, эмоциональность и подвижность, поражающие фортиссимо и еле слышные (но слышные!) эпизоды. Нужно воздать должное Рагнару Болину, поддерживающему хоровой коллектив в такой прекрасной форме. Хор мальчиков пел в сопровождении органа (органист Джонатан Диммок). Пел очень чисто, очень красивое звукоизвлечение. Что тут говорить,  – ангелы, как им и было положено.

Хорошо, темпераментно, но несколько скованно пела Христин Брюер. Сильное впечатление произвели оба солиста, тенор Гилхрист и баритон Родерик. Пели очень чисто и мягко, выглядели очень выигрышно в дуэтах, демонстрируя идеальное ансамблевое пение.

Исполнение «Военного реквиема» стало одним из самых волнующих событий музыкальной жизни Сан-Франциско.

 

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

 

Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество иллюстраций. Книгу можно приобрести в магазине  «Глобус» (332  Balboa St., между 4-й и 5-й Авеню). Тел.(415)668- 4723. 2


Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »