Мифы и факты – Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах

Share this post

Мифы и факты – Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах

Путеводитель по арабо-израильскому конфликту Продолжение. Начало в №816-876   Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах. Cитуация сегодня   Евреи Сирии Еврейское население 1948: 30 000 2001: меньше 100 История евреев Сирии уходит корнями в библейские времена. Благодаря соседству этой страны с Палестиной, еврейская община Сирии была большой и процветающей. В 1944 г. […]

Share This Article

Путеводитель по арабо-израильскому конфликту

Продолжение. Начало в №816-876

 

Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах. Cитуация сегодня

 

Евреи Сирии

Еврейское население

1948: 30 000

2001: меньше 100

История евреев Сирии уходит корнями в библейские времена. Благодаря соседству этой страны с Палестиной, еврейская община Сирии была большой и процветающей.

В 1944 г. Франция предоставила Сирии независимость. Новое сирийское правительство запретило эмиграцию евреев в Палестину и наложило жесткие ограничения на преподавание иврита в еврейских школах. Увеличилось число нападений на евреев, и деловым предприятиям евреев были объявлены бойкоты.

Когда в 1947 г. стало известно о разделе Палестины, арабские толпы в Алеппо учинили разгром еврейской общины, возникшей 2500 лет тому назад. Множество людей было убито, более 200 домов, магазинов и синагог были разрушены. Тысячи евреев в поисках спасения нелегально бежали из Сирии в Израиль.

Вскоре после этого сирийское правительство усилило притеснения еврейского населения. Жесткие ограничения были наложены на свободу передвижения. Евреев, пытавшихся бежать, ожидали каторжные работы или смертная казнь. Евреям не разрешалось работать в правительственных учреждениях или в банках, они не могли покупать телефоны и получать водительские права, им не разрешалось приобретать какую-либо собственность. Банковские счета евреев были заморожены. Через еврейское кладбище в Дамаске была проложена дорога в аэропорт; еврейские школы были закрыты и переданы мусульманам.

Алоис Бруннер

Весьма показателен тот факт, что Сирия предоставила убежище Алоису Бруннеру, одному из самых отъявленных нацистских военных преступников. Бруннер, главный помощник Адольфа Эйхмана, служил советником в учреждениях сирийского режима. В 1987–1988 гг. сирийская секретная полиция арестовала 10 евреев по подозрению в нарушении законов о передвижениях и эмиграции, планировании побега и незаконных поездках за границу. Несколько евреев, впоследствии освобожденных, сообщили о том, что во время пребывания в тюрьме подвергались пыткам.

Многие годы сирийские евреи жили в чрезвычайном страхе. Еврейский квартал в Дамаске находился под постоянным наблюдением секретной полиции. Полицейские присутствовали на службах в синагогах, на свадьбах, церемониях вступления мальчиков в совершеннолетие и на других еврейских мероприятиях. Контакты с иностранцами тщательно контролировались. Зарубежные поездки и путешествия разрешались лишь в особых случаях и только если вносился залог в сумме 300–1000 долл. США. Члены семьи должны были оставаться в стране в качестве заложников. В 1990 г. давление, оказанное Соединенными Штатами во время мирных переговоров, помогло убедить президента Хафеза Асада ослабить эти ограничения, равно как и ограничения на покупку и продажу собственности.

В процессе проведения тайной операции в конце 1994 г. 1252 еврея были доставлены в Израиль. Рабби Авраам Хамра (Avraham Hamra), духовный руководитель сирийской еврейской общины в течение 25 лет, был среди тех, кто уехал из Сирии и добрался до Нью-Йорка (сейчас он живет в Израиле). Сирия предоставляла выездные визы только при том условии, что евреи не поедут в Израиль. Лишь после Мадридской конференции в 1991 г., в основном в результате нажима со стороны США, было принято решение о том, чтобы окончательно освободить сирийских евреев.

К концу 1994 г. синагога Джоаб Бен Зеруях (Joab Ben Zeruiah) в Алеппо, существовавшая более 1600 лет, опустела. В 1995 г. в Дамаске фактически проживало примерно 250 евреев, оставшихся там, по-видимому, по собственному выбору. К концу 2001 г. рабби Худер Шахада Кабарити (Huder Shahada Kabarity) насчитал 150 евреев, живущих в Дамаске, 30 – в Халебе и 20 – в Камашили. Каждые два или три месяца один рабби приезжает из Стамбула в Турции, чтобы проследить за приготовлением кошерного мяса; затем жители замораживают это мясо и используют его до следующего приезда рабби. В Дамаске остались открытыми две синагоги.

Хотя евреи иногда подвергаются насилию со стороны палестинцев, приехавших в Сирию, правительство приняло строгие меры безопасности, включая аресты нападающих и охрану синагог.

Согласно сообщению Государственного департамента США, сирийские евреи все еще имеют отдельные начальные школы, где учащихся знакомят с иудаизмом, а в некоторых начальных школах разрешается изучать иврит. Около дюжины студентов все еще посещают Еврейскую школу, в которой не так давно (в 1992 г.) было 500 студентов. Евреи и курды являются единственными представителями национальных меньшинств, которым не разрешается работать в учреждениях политической системы. Кроме того, немногим оставшимся в Сирии евреям обычно запрещено устраиваться на работу в государственные учреждения, и на них не распространяются требования воинской обязанности. Это – единственное национальное меньшинство, в паспортах и удостоверениях личности представителей которого приводятся сведения об их религии». Правительство использовало средства массовой информации для распростанения в стране антисемитской пропаганды. В 2003 г. частная телекомпания выпустила антисемитский сериал «Аш-Шата» («Диаспора»), основанный на «Протоколах Сионских мудрецов». В сериале утверждается, что евреи стояли за двумя мировыми войнами и манипулировали мировым общественным мнением с целью создания Государства Израиль.

 

Евреи Туниса

Еврейское население

1948: 105000

2004: 1200

Тунис был единственной арабской страной, оказавшейся под немецкой оккупацией во время Второй мировой войны. Роберт Сатлофф утверждает, что «с ноября 1942 по май 1943 г. немцы и их местные пособники применяли режим принудительных работ, конфискации собственности, взятия заложников, массового шантажа, депортаций и экзекуций. Они принудили тысячи евреев носить звезду Давида и создали еврейские комитеты типа Юденрата, во главе которых стояли еврейские лидеры, с целью проведения в жизнь нацистской политики, под угрозой тюремного заключения или смерти».

После того как в 1956 г. Тунис обрел независимость, была провозглашена серия антиеврейских правительственных постановлений. В 1958 г. правительство упразднило Совет еврейских общин, а древнееврейские синагоги, кладбища и еврейские кварталы были разрушены в целях «возрождения городов». Возрастающая нестабильность ситуации в Тунисе привела к тому, что 40 тыс. тунисских евреев эмигрировали в Израиль. К 1967 г. еврейское население Туниса уменьшилось до 20 тыс. человек.

Во время Шестидневной войны взбунтовавшиеся арабские толпы напали на евреев, сожгли синагоги и еврейские магазины. Правительство осудило эти акты насилия, а президент республики Хабиб Бургиба извинился перед главным раввином. Правительство призвало еврейское население оставаться в стране, но и не запретило уезжать из Туниса. Впоследствии 7 тыс. евреев эмигрировали во Францию.

В 1982 г. в городах Джарджис и Бен-Гуардане имели место нападения на евреев. По сообщению Государственного департамента США, тунисское правительство «действовало решительно, с тем, чтобы защитить еврейскую общину».

В 1985 г. тунисский охранник открыл огонь по верующим в синагоге на острове Джерба; пять человек было убито, четверо из них были евреями. Чтобы предотвратить в будущем возникновение таких трагедий, правительство Туниса решило в случае необходимости предоставлять евреям вооруженную защиту. После того, как 1 октября 1985 г. Израиль обстрелял штаб-квартиру ООП около города Тунис, «правительство предприняло экстраординарные меры для защиты еврейской общины». После трагедии на Храмовой горе в октябре 1990 г. «правительство разместило вооруженную охрану вокруг главной синагоги в г. Тунис».

На острове Джерба действует еврейский детский сад. В Тунисе также есть шесть еврейских начальных школ (три – в Тунисе, две – на острове Джерба и одна – в прибрежном городе Джарджис) и четыре средние школы (две – в Тунисе и две – на острове Джерба). В Тунисе и на острове Джерба имеются также ешивы. Еврейская община располагает двумя домами для престарелых. В стране функционируют несколько кошерных ресторанов. В Тунисе работают пять раввинов, совершающих богослужение, один из них – на острове Джерба. Большинство евреев тунисской общины придерживаются правил кашрута.

Сегодня 1300 евреев образуют самое большое религиозное меньшинство в стране. «Правительство обеспечивает еврейской общине свободу вероисповедания и платит жалованье главному раввину» общины.

В октябре 1999 г. еврейская община избрала новое правление – в первый раз после провозглашения независимости Туниса в 1956 г. Этому правлению присвоили новое название: «Еврейский комитет Туниса».

11 апреля 2002 г. у стены синагоги Эль Гхирба на острове Джерба взорвался грузовик с резервуаром природного газа. Вначале тунисские чиновники говорили, что грузовик случайно врезался в стену синагоги, но потом группа, связанная с организацией Осамы бин Ладена «Аль-Каида», взяла на себя ответственность за эту «операцию», которая фактически являлась террористической атакой на старейшую синагогу в Африке. В результате взрыва грузовика с газом погибли 17 человек, в том числе 11 немецких туристов. В 2003 г. французские власти задержали в аэропорту Шарль де Голль немецкого гражданина Кристиана Ганзаски за его предполагаемое участие в теракте в Джербе.

Правительство Туниса предприняло меры для усиления охраны синагог во время еврейских праздников, а также поощряет еврейских экспатриантов совершать ежегодное паломничество в Джербу.

 

Евреи Йемена

Еврейское население

1948: 55 000 (в Адене еще 8000)

2004: 200

В 1922 г. правительство Йемена вновь ввело в действие древний исламский закон, согласно которому еврейские сироты в возрасте до 12 лет должны быть принудительно обращены в ислам.

В 1947 г., после голосования о разделе Палестины, мусульманские бунтовщики, к которым присоединились местные полицейские, устроили кровавый погром в Адене. В результате погрома 82 еврея были убиты и сотни еврейских домов разрушены. Еврейская община Адена была экономически парализована, потому что во время погрома большинство еврейских магазинов и деловых предприятий было разрушено. В начале 1948 г., из-за ложного обвинения в ритуальном убийстве двух девушек, еврейская община пострадала от массовых грабежей.

Сложившаяся в Йемене опасная и с каждым днем ухудшавшаяся ситуация привела к тому, что в процессе проведения в июне 1949 г.- сентябре 1950 г. операции «Волшебный ковер» практически вся йеменская еврейская община – почти 50 тыс. человек – эмигрировала. Еврейская миграция происходила с разрешения властей до 1962 г., когда начавшаяся гражданская война положила конец дальнейшему исходу евреев из Йемена.

До 1976 г., когда один американский дипломат случайно обнаружил небольшую еврейскую общину в отдаленном районе Северного Йемена, считалось, что йеменская еврейская община исчезла.

Однако, как выяснилось во время проведения операции «Волшебный ковер», некоторые евреи остались в стране, потому что члены ряда семей не хотели оставлять больных или старых родственников на произвол судьбы. Этим евреям было запрещено эмигрировать и вступать в контакт с зарубежными родственниками. Они были изолированы от внешнего мира, ограничены в перемещении и в основном проживали в гористой части страны в Северном Йемене; они были лишены медицинской помощи, у них не было еды, одежды, предметов религиозного культа. В результате некоторые йеменские евреи отказались от своей веры и обратились в ислам.

Сегодня евреи в Йемене – единственное местное религиозное меньшинство, помимо небольшого числа христиан, индусов и бахаи. Небольшой общине, оставшейся в северном районе Йемена, разрешается исповедовать иудаизм. Однако члены этой общины по-прежнему рассматриваются как второсортные граждане; они не могут служить в армии или быть избранными на государственные должности. Проживание евреев традиционно ограничивается каким-либо кварталом города или поселка, они имеют очень ограниченный выбор рода занятий – это обычно сельское хозяйство или ремесленное производство. Евреи могут обладать собственностью и пользуются этим правом.

В течение последних нескольких лет около 400 йеменских евреев выехали в Израиль, несмотря на официальное запрещение эмиграции.

Государственный департамент США сообщал, что в середине 2000 г. «правительство приостановило свое разрешение владельцам паспортов – израильтянам йеменского происхождения посещать Йемен, если у них имеются только пропуска типа laissez-passer. Однако йеменские евреи, израильтяне и другие евреи могут свободно приезжать в Йемен и передвигаться по его территории, если у них есть паспорта других стран, но не Израиля».

В январе 2001 г. правящая «Общенародная партия» впервые занесла в списки кандидатов в члены парламента йеменского гражданина-еврея. Сообщалось, что этот кандидат – Ибрагим Эзер – был рекомендован президентом Али Абдаллой Салахом и что этот факт надо рассматривать в качестве жеста доброй воли в адрес вновь сформированной администрации президента США Буша – в надежде получить экономическую помощь для Йемена. Однако позднее Центральная избирательная комиссия отклонила поданное Эзером заявление на основании того, что отец и мать кандидата должны быть мусульманами. Политические комментаторы говорили тогда, что истинной причиной отклонения заявления было желание не создавать прецедента, позволяющего еврею выставлять свою кандидатуру на выборах.

 

Продолжение следует

 

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »