Замечательный концерт с участием Марека Яновского

Share this post

Замечательный концерт с участием Марека Яновского

Прекрасный концерт с участием Сан-Франциско Симфони и знаменитого дирижера и музыканта Марека Яновского состоялся недавно в Дэвис Холле. Марек Яновский родился в 1939 году в Варшаве, но образование получил в Германии. Выступал со многими известными оркестрами этой страны и за её пределами, в том числе и в Америке. В Сан-Франциско он дебютировал в 1990 году […]

Share This Article

Прекрасный концерт с участием Сан-Франциско Симфони и знаменитого дирижера и музыканта Марека Яновского состоялся недавно в Дэвис Холле.

Марек Яновский родился в 1939 году в Варшаве, но образование получил в Германии. Выступал со многими известными оркестрами этой страны и за её пределами, в том числе и в Америке. В Сан-Франциско он дебютировал в 1990 году и несколько раз появлялся на наших сценах после «знакомства». В дальнейшем руководил многими уважаемыми оркестрами как Европы, так и Америки, и дирижировал такими выдающимися коллективами, как, например, Метрополитен Опера, знаменитыми Чикагским и  Венским сифоническими оркестрами и т.п. Осуществил огромное количество записей как опер, так и грандиозных симфонических полотен.

В программе концерта 24 января  были Четвёртая и Восьмая симфонии Бетховена и три прелюдии из оперы мало известного нам немецкого композитора Ханса Эриха Пфитцнера. Оркестром дирижировал Марек Яновский. Как это часто случалось в «Бетховнские времена», включение в программу двух симфоний одного автора позволяло слушателям заметить разницу в исполнении,  а также эволюцию мастерства автора. В основном, каждая последующая симфония Бетховена оказывается короче по времени, чем предыдущая, – подобное часто является косвенным доказательством растущего мастерства композитора.

Не все музыкальные критики времён Бетховена и последующих лет были способны по достоинству оценить Восьмую симфонию, например, тонкий юмор первой части, как и её лирику. Для этого понимания потребовались годы. Вторая часть, несколько тяжеловесная, но и разнообразная, допускает различые интерпретации, зависящие от живой фантазии слушателя. Третья часть – озорное скерцо, вызывающее улыбки как взрослых, так и детей, и, наконец, Четвёртая часть,- бурный финал. В целом исполнение Восьмой сифонии произвело прекрасное впечатление своей убедительностью, изяществом и безукоризненным звучанием. Думаю, наш оркестр играл её многократно и в разных интерпретациях, однако в описываемый вечер он делал это с особым удовольствием, следуя указаниям дирижёра.

 

Марек Яновский
Марек Яновский

Вслед за Восьмой симфонией  оркестр исполнил  три отрывка из  оперы Пфитцнера «Палестрина». Но сначала несколько слов об авторе. Ханс Эрих Пфитцнер  родился в Москве в 1869 году в немецкой семье. Отец его был оркестровым скрипачем, мать – пианисткой. Семья вскоре вернулась в Германию, где отец занял позицию концертмейстера городского театра во Франкфурте. В 1886 году Ханс поступил в консерваторию. Уже с ранних лет у него проявились собственные убеждения, связанные с музыкой. Когда директор консерватории, прослушав одно из первых (обязательных) сочинений юного студента, концерт для виолончели с оркестром, предложил Хансу внести некоторые изменения в партитуру, юноша отказался что-либо переделывать.

В зрелом возрасте он с удовольствием сочинял оперы, кантаты, скрипичные и виолончельные концерты, вокальные и инструментальные произведения. Преподавал в Берлинской консерватории, где его коллегами были Энгельберт Хампердинк и Арнольд Шёнберг. В 1908 году Пфитцнер переехал в Страсбург (в то время немецкий город), где в течение нескольких лет возглавлял консерваторию, дирижировал её оркестром, а с 1910 года стал директором местного оперного театра. Созданная  им в те годы опера «Палестрина» стала одним из самых популярных его сочинений.

Первая Мировая война завершилась разгромом Германии, Страсбург отошёл к Франции, а Пфитцнер, в какой-то степени разделявший националистические идеи, перебрался в Мюнхен. В 1923 году он попал в госпиталь по поводу операции жёлчного пузыря, и один из его приятелей, будучи приятелем и другого человека, уговорил того навестить Пфитцнера. Этим вторым оказался Адольф Гитлер. Они познакомились, остались вдвоём, беседа пошла  «не туда», новый знакомый не переставал отчитывать за что-то Пфитцнера. А когда Гитлер пришёл к власти, он не забыл уволить знаменитого к тому времени композитора и педагога со всех его позиций.

Сюжет оперы «Палестрина» относится к псевдособытиям начала пятнадцатого столетия и носит нравоучительный характер. Несмотря  на определённую примитивность  сюжета, произведение вызвало интерес публики и некоторые разногласия среди музыкальных критиков. Опера трёхчастная, и каждая часть начинается с одной и той же прелюдии, развитие которой приводит всякий раз к различным результатам.

Первая из них (анданте) – короткая и меланхолическая, описывает грусть, ностальгию по прежним, более спокойным временам. Глубокая экспрессивность музыки показывает, насколько мастерски Пфитцнер владел оркестровой техникой. Вторая часть в какой-то мере следует влиянию Вагнера (впрочем, такие высказывания не всегда встречают поддержку музыкантов). Короткая третья часть возвращается к меньшему оркестру и большей созерцательности.

Во втором отделении концерта была исполнена Четвёртая симфония Бетховена. Она достаточно компактна и требует меньше исполнителей, чем другие симфонии этого композитора. Она, пожалуй, легче и для исполнения, и для восприятия. Начинается опера тихо, звучит всего несколько инструментов. Затем к ним присоединяются другие. Быстрые темы сменяют друг друга, усиливается их звучание и, наконец, всё завершается  торжественными аккордами. Затем идет часть вторая – певучая мелодия струнных, прерываемая духовыми инструментами. Всё звучит торжетвенно и достаточно романтично.

В третьей части мы слышим бурную романтическую перекличку волевых сил, перед которыми  виновато оправдываются скрипки, иногда поддерживаемые другими инструментами. И, наконец четвёртая часть: общее ликование на сцене, а может быть, и в зале.

Читатель может заинтересоваться, где найти более подробное описание этих сцен. Оно, покаюсь, является плодом фантазии автора статьи. Таких описаний,  зависящих от воображения читателя, может быть несметное количество, и в этом нет ничего зазорного: назначение музыки – развивать воображение людей и помогать им принимать правильные жизненные решения. Впрочем, я не претендую на исчерпывающее определение роли музыки в жизни человечества.

Но музыка в недавнем исполнении оркестра Сан-Франциско Симфони под руководством Марека Яновского была прекрасна.

           Х. АНАТОЛЬЕВ

        Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »