Триумф Рахманинова, Осмо Вянскя и Даниила Трифонова

Share this post

Триумф Рахманинова, Осмо Вянскя и Даниила Трифонова

Недавно прошли концерты оркестра Сан-Франциско Симфони с участием финского кларнетиста и дирижёра Осмо Вянскя и российского пианиста Даниила Трифонова. С Вянскя сан-францисские меломаны познакомились в 2002 году, с Трифоновым – в минувшем сезоне. Программа концертов была очень разнообразной и интересной. Значительная часть программы была уделена гордости финского музыкального искусства, выдающемуся композитору Яну Сибелиусу. В первом […]

Share This Article

Недавно прошли концерты оркестра Сан-Франциско Симфони с участием финского кларнетиста и дирижёра Осмо Вянскя и российского пианиста Даниила Трифонова. С Вянскя сан-францисские меломаны познакомились в 2002 году, с Трифоновым – в минувшем сезоне. Программа концертов была очень разнообразной и интересной.

Значительная часть программы была уделена гордости финского музыкального искусства, выдающемуся композитору Яну Сибелиусу. В первом отделении концерта была исполнена его музыкальная поэма под названием «Ночной рейд и восход солнца», созданная в 1908 году. Попытка наделить это произведение каким-либо содержанием терпит фиаско. Сам композитор вскоре после первого исполнения поэмы в беседе с журналистом сообщил ему о ее «содержании». Однако лет через 20 его высказывание об этой вещи претерпело коренное изменение, что, однако, совершенно не  сказалось на характере исполняемого произведения. Поэма состоит из трёх контрастных частей. Последняя из них, по идее,  описывает  с помощью рожка первые лучи восходящего солнца. Оркестр звучал сочно, часто прибегая к смене динамических оттенков.

Ян Сибелиус

Из созданных Сибелиусом семи симфоний последняя версия  шестой симфонии  появилась на свет в 1919 году. Создавалась она в трудных условиях Первой мировой войны, стремления Финляндии к отделению от Российской империи, частью которой она была в то время, и опасения попасть в зависимость от Швеции. Здоровье композитора пошатнулось, несмотря на то, что давняя операция по удалению злокачественной опухоли прошла успешно. Он очень похудел, много курил и часто «прикладывался» к спиртным напиткам.

Состоит Шестая симфония, исполненная во втором отделении концерта, из четырёх частей. Первые две умеренны по настроению и темпам, в третьей же темпы значительно увеличиваются, при этом настроение последних двух частей становится всё более мрачным. Современные  музыковеды дают этой симфонии разные оценки. Одним она кажется однообразной и невыразительной,  другие (в последнее время их появляется всё больше) оценивают совокупность этих двух произведений («Ночной рейд..» и Шестая симфония) как выдающееся достижение музыки ХХ столетия. В любом случае, «модернизм» Сибелиуса иной, чем, скажем, Шёнберга или  Стравинского.

Игорь Фёдорович Стравинский, будучи общепризнанным  и высоко оценённым композитором, никогда не мог заставить себя почивать на лаврах. Вся его жизнь (1882 – 1971) была наполнена неудовлетворённостью и поиском новых идей и новых свершений. К числу таких свершений можно отнести и исполненную в Дэвис-Холл «Симфонию для духовых инструментов»,  созданную им в 1947 году, – произведение для двадцати трёх инструментов, явно носящее экспериментальный характер. Симфонией это произведение можно назвать лишь условно. Необычное сочетание разных духовых инструментов привлекает внимание публики и создаёт ощущение некоей свежести. Всё нетривиально, всё чрезвычайно интересно. Публика прослушала это произведение с большим вниманием и прореагировала на его исполнение бурными аплодисментами.

Самым выдающимся событием этого вечера стало исполнение Даниилом Трифоновым и оркестром Сан-Франциско Симфони под руководством Осмо Вянскя «Рапсодии на тему Паганини», жемчужины, созданной Сергеем Рахманиновым в 1934 году.

Игорь Стравинский

Рахманинов начинает своё произведение фразой, не принадлежащей Паганини, потом использует одну из простеньких тем Паганини в качестве Первой вариации, а далее, с необычайным блеском и изобретательностью, создаёт 24 вариации на эту тему и заканчивает рапсодию непродолжительной последовательностью громоподобных октав, звучание которых сводится на нет.

Звучание оркестра и солиста меняется от вариации к вариации, и внутри каждой вариации происходят «события», не всегда предсказуемые. Иногда это расплавленная лава, неудержимо несущаяся в зал, а в других случаях – выделанная ткань, один лишь вид которой вызывает сердцебиение. И не уходит восприятие музыки во всём её разноцветии: это уже заслуга, в первую очередь, дирижёра, а затем – и оркестра, способного создавать такую «цветомузыку». Что касается Трифонова, то его игра была первоклассной – от начала до конца. Тонкое ощущение рахманиновского стиля и характера произведения, безупречность каждой фразы, культура и энергия исполнения, – всё было идеально.

У меня есть несколько записей этого «Пятого», фактически, концерта Рахманинова, я слушал этот шедевр в исполнении чуть ли не всех народных и заслуженных пианистов в прошлом и много раз уже  в Америке. Признаюсь, лучшего исполнения я не слышал.

Даниил Трифонов

Закончился концерт ожесточённой овацией, которая вынудила Трифонова исполнить ещё одно произведение: Фортепианную транскрипцию итальянского пианиста Гуидо Агости, «Дьявольские танцы Кащея» из балета Стравинского «Жар-Птица».

И немного о Данииле Трифонове. Родился он в 1991 году в Нижнем Новгороде в семье, так или иначе связанной с музыкой. Прабабушка и прадедушка были певцами и сборщиками аккордеонов. Бабушка руководила хорами, мама преподаёт   теорию музыки, отец – композитор. Когда родители убедились, что их пятилетнее дитя обладает абсолютным слухом, они пересадили его за фортепиано. После первых успехов, в девятилетнем возрасте,  мальчика принимают в музыкальную школу имени Гнесиных в класс Татьяны Зеликман, среди знаменитых учеников которой  был и Константин Лифшиц. С ней Даниил занимался до 2009 года (по-видимому, до её переезда в Израиль).  С этого времени он начал заниматься с известным пианистом Сергеем Бабаяном из Кливленда, который согласился работать с юношей, но велел ему никогда не появляться в джинсах и кедах.

Даниил также изучал композицию и сочиняет музыку (для фортепиано, камерных ансамблей и оркестра).

У меня есть диск, записанный Трифоновым два года назад, где он исполняет Шопена. Неплохой диск, демонстрирующий, как быстро развивается талант пианиста. Тогда он ещё не владел в полной мере техникой педали, сейчас он владеет этой техникой безукоризненно. Сегодня он, одновременно с развитием своего музыкального таланта, стал бурно приобщаться к живописи и другим видам искусства.

По свидетельству людей, соприкасавшихся  с пианистом, Трифонов обладает чрезвычайной работоспособностью, добиваясь осуществления всех задуманных им секретов пианизма, уже известных или только созревших в его голове.

Результаты не замедлили сказаться. В 2010 году он завоевал Третью премию на Международном фортепианном конкурсе Шопена в Варшаве и специальный приз польского радио за лучшее исполнение мазурки. В 2011 году – первая премия на Международном  фортепианном конкурсе Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, премия за лучшее исполнение камерной музыки и премия зрительских симпатий. А через несколько недель после этого Трифонов завоевал  первую премию и золотую медаль на 14-м Международном конкурсе им. Чайковского в Москве, приз зрительских симпатий и приз за лучшее исполнение камерного концерта.

В первый раз Даниил оказался в США благодаря стипендии Фонда Наума Гузика, нашего соотечественника, успешного бизнесмена и известного меломана. В течение непродолжительного времени Трифонов успел уже выступить в лучших концертных залах мира.

В нынешнем году ему предстоят  выступления в лучших залах Чикаго,  Лондона, Парижа, Вены, Берлина, Амстердама и Рио-де-Жанейро  с самыми разнообразными программами. Уже несколько записей с участием Трифонова вышли в свет, и каждая из них заслуживает внимания. Артист находится в самом начале своего профессионального пути, обещающего дальнейшие успехи этого выдающегося музыканта.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско  

 

Вышла в свет книга Х. Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в магазине «Глобус» (332 Balboa St., между 4-й и 5-й Ave. (тел. (415) 668-4723), а также в аптеке на 2300 Sutter St. (тел.567-3223) .

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »