Шостакович и Чайковский хорошо вписались в программу

Share this post

Шостакович и Чайковский хорошо вписались в программу

Недавно в Дэвис Симфони Холл состоялся концерт, в котором исполнялись Шестая симфония П.И.Чайковского, Первый концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра до минор Д.Д.Шостаковича и одна часть, Allegro con brio,  Симфонии №5 малоизвестного чешского композитора Эрвина Шулхоффа. Всей программой дирижировал Джеймс Конлон, нынешний музыкальный директор Лос-Анджелесской Оперы, прежде руководивший другими солидными музыкальными коллективами, например, Парижской […]

Share This Article

Недавно в Дэвис Симфони Холл состоялся концерт, в котором исполнялись Шестая симфония П.И.Чайковского, Первый концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра до минор Д.Д.Шостаковича и одна часть, Allegro con brio,  Симфонии №5 малоизвестного чешского композитора Эрвина Шулхоффа. Всей программой дирижировал Джеймс Конлон, нынешний музыкальный директор Лос-Анджелесской Оперы, прежде руководивший другими солидными музыкальными коллективами, например, Парижской Национальной Оперой, оркестром Роттердам Филармоник, и многими музыкальными фестивалями.

По контрактам он, в связи со столетием со дня рождения Бриттена, в течение трёх лет  будет исполнять произведения великого английского композитора, как оперные, так и концертные, как в США, так и в европейских странах. Кроме того, Конлон с удовольствием занимается и педагогической деятельностью, например, в Джульярдской Школе. Он осуществил много записей, получил две премии «Грэмми» и много других высоких наград.

Джеймс Конлон, помимо прочих своих достоинств, широко известен в музыкальных кругах своими поисками забытых композиторов и забытых произведений и возвращением последних в оперные или концертные залы. Один из таких композиторов – чешский еврей Эрвин Шулхофф (1894 – 1942). Он с детства проявил большую музыкальность, в шестилетнем возрасте был представлен Дворжаку, который, высоко оценив достижения мальчика, благословил его на музыкальную карьеру.

Джеймс Конлон

Шулхофф участвовал в Первой Мировой войне, затем осел в Дрездене, где сотрудничал со многими композиторами, включая  Шёнберга, Берга, Веберна. В этот период времени он страстно полюбил американский джаз и частично использовал его возможности и достижения авангардистов в собственных сочинениях. Вернувшись в Прагу, он стал уделять больше внимания народной музыке. В этот же период своей жизни он примкнул к коммунистической партии. В начале Второй Мировой войны безуспешно пытался попасть в страны Запада,  но получил лишь гражданство Советского Союза, однако пробиться туда не успел (гитлеровская армия  уже вторглась в СССР), был арестован в Праге и через год погиб в одном из концентрационных лагерей.

Шулхофф успел полностью сочинить шесть симфоний, причём все – на «политической подкладке», и много других произведений. Он начал работать над  Пятой симфонией в 1938 году, а завершил её в 1939-м , когда Чехословакия была полностью оккупирована гитлеровскими войсками. Эту симфонию Шулхофф посвятил Ромену Роллану.

В рецензируемом концерте была исполнена только третья часть Пятой симфонии, Allegro con brio, фактически исполняющая роль скерцо (шутки) в традиционных симфониях. Композитору было не до шуток, и исполненное скерцо носило несколько зловещий характер. Вместе с тем, слушать эту музыку было интригующе интересно. Однако судить о Пятой симфонии по одной лишь части невозможно.

Жан-Ив Тибоде

Мне кажется, что исполнение только одной части Пятой симфонии было недостаточно продуманным решением. Услышать произведение в полном варианте совершенно необходимо, и Конлон совершил бы благое дело, исполнив в ближайшее же время с нашим оркестром или с каким-либо другим всю Пятую симфонию Шулхоффа, добавив и другие его произведения.

В первом же отделении концерта прозвучал Концерт №1 Шостаковича (1906-1975) для фортепиано, трубы и струнных, созданный в 1933 году. Одно из самых светлых и задорных произведений композитора, концерт стал как бы ответом на критику созданной им ранее сатирической оперы «Нос», которая оказалась слишком радикальной для восприятия и музыкальными, и чиновничьими кругами, и вызвала шквал отрицательных отзывов и рецензий. В наше время эта опера с успехом идёт как в Москве, так и в Нью-Йорке.

В своём Концерте №1  Шостакович как бы бесшабашно использует разнообразные темы из самых разностильных произведений популярных композиторов прошлого, видоизменяя отрывки почти до неузнаваемости и связывая эти музыкальные «загадки» в единую яркую ткань. Так оказались в одной «связке» Бах, Гайдн, Бетховен, Россини, Малер, Шопен, Пуленк и какой-то модный в то время третьестепенный композитор. Радостные восклицания перемежались с меланхоничными раздумьями, переходящими в скорбные переживания, которые опять сменялись весёлым настроением. Первая часть, поначалу напоминающая  бетховенскую «Аппассионату», сменяется опереточным легкомыслием. Вторая часть – что-то вроде медленного, чувствительного вальса. Третья часть, без участия трубы, кажется переходной между вальсом и пёстрой и развесёлой Четвёртой частью, в которой смешано всё, начиная от Гайдна и кончая популярной песней «Цыплёнок жареный».

Партию фортепиано исполнял выдающийся пианист нашего времени Жан-Ив Тибоде, француз, живущий сейчас в Калифорнии. Прекрасный звук, безукоризненная техника, которая позволяет слушателям вообще забыть о технике, тонкое понимание каждой фразы и умение донести его до каждого слушателя в зале, – все эти качества пианизма Тибоде общеизвестны. Несколько смутило меня использование им педали. Это нечто новое в его обращении с роялем – и нежелательное. По этой причине рояль часто гудел. Партию трубы исполнял ведущий трубач нашего оркестра и выдающийся музыкант  Марк Айноуи. Участие двух солистов столь высокого уровня украсило исполнение Концерта.

Во втором отделении была исполнена Шестая симфония Чайковского, «Патетическая», его последнее, предсмертное сочинение, самое совершенное и самое трагическое в творчестве великого композитора. Первая часть, очень эмоциональная, с частой сменой настроений и раздумий, с неожиданными всплесками грусти и отчаяния; третья часть, скерцо, переходящее в маршеобразное движение; четвёртая часть, прощальная, трагическая, душераздирающая – нашли адекватное воплощение в исполнении оркестра и дирижёра Джеймса Конлона. Исполнение оркестром второй части Концерта вызвало некоторое разочарование: хотелось бы услышать  больше изящества и соответствующего настроения.

 Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

 

Вышла в свет книга Х.Анатольева «Пленённый музами Парнаса», посвящённая музыкальной жизни Сан-Франциско и Района Залива и содержащая большое количество цветных иллюстраций. Книгу можно приобрести в Сан-Франциско в аптеке на 2300 Sutter St. (тел. 567-3223).

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »