Гений джаза

Гений джаза

Наши дети, находящиеся, к сожалению, под сильным влиянием «рэпа» и прочей «техно-музыки», знать ничего не знают о джазе. Они не слушают Дюка Эллингтона, Майкла Отфилда, Ната Кинга Кола или Каунта Бейси, у них нет даже своего «Элвиса» – эту музыку они называют «бабушкиными снами». И это жалко, потому что, если бы они вслушались в великолепные […]

Share This Article

Наши дети, находящиеся, к сожалению, под сильным влиянием «рэпа» и прочей «техно-музыки», знать ничего не знают о джазе. Они не слушают Дюка Эллингтона, Майкла Отфилда, Ната Кинга Кола или Каунта Бейси, у них нет даже своего «Элвиса» – эту музыку они называют «бабушкиными снами». И это жалко, потому что, если бы они вслушались в великолепные джазовые блюзы в исполнении Билли Холидей, Ареты Франклин или Эллы Фицджеральд, они бы поняли, что в этой музыке есть и мечтательное обаяние, и зажигательный ритм, и, наконец, настоящее искусство, и они бы «почувствовали разницу»… Нам в свое время было трудно добраться до хорошего джаза, тем более что он был долгое время запрещен в Союзе, но все же мы знали, что завораживающий хриплый баритон, вступающий за чистыми звуками трубы в импровизированном негритянском блюзе, принадлежит «Сачмо», Луи Армстронгу.

Луи Армстронг в в начале своей музыкальной карьеры

Да, у джаза, как у всего музыкального искусства, есть своя история, которую мы тоже не очень хорошо знаем. Эту историю создавали корифеи джаза, которые великого негритянского музыканта, певца и актера Луи Армстронга называли его душой.

Нью-Орлеан, расположенный в центре бывшего рабовладельческого Юга, где 4 июля 1900 года, в День Независимости США, родился будущий «король джаза» Луи, называли в Америке «родиной джаза» и «городом греха». Монополия на звание «родины» давно развенчана, но правда, что Нью-Орлеан был самым веселым и легкомысленным городом, который жил музыкой и развлечениями самого пикантного толка. А ломившийся от притонов, кабаков и ночных клубов Сторивилл был самым «грязным» его районом. Там и прошло детство и «музыкальная юность» Луиса и его младшей сестры Бейси – детей рано покинувшего их шахтера-папы и проститутки-мамы, которую, впрочем, он нежно любил всю жизнь. Дедушка и бабушка Луиса были рабами, семья была нищей, и мальчика воспитывала улица. Джаз звучал в каждом ее уголке, в каждом баре, в каждой церквушке (Gospel – духовная хоровая джазовая музыка), джаз звучал у Луиса в душе. У афроамериканцев – а их в городе проживало большинство – джаз был в крови, они учились и играли джаз все, всегда, за деньги и бесплатно, и кто на чем. Шел естественный отбор: просто способные музыканты играли джаз на похоронах и в дешевых кафе, талантливые собирались в оркестры.

Мир узнал и полюбил великого музыканта

Луи днем работал разносчиком угля, вечером бежал в кафе, где жадно вслушивался в импровизации джазовых виртуозов, игравших модные оркестровые композиции и сочные негритянские блюзы. Луи крутился в кругу джазменов, его уже знали и доверяли носить инструменты. Мальчик быстро выучился играть на ударных, а вскоре свободно наигрывал «чепуху» почти на всех духовых, и даже импровизировал. Попав в колонию за какое-то преступление, которое в этом городе невозможно было не совершить, Луис (вот они – парадоксы жизни!) сел… за парту, научился читать и писать и преуспел в других начальных науках, но главное – он получил первый инструмент, маленькую трубу корнет, и изучил музыкальную грамоту. Так что, когда парень снова оказался «на свежем воздухе», он помчался к своему учителю «дяде Джо» – известному джазмену-трубачу Джо Оливеру, показать, что он умеет. Так начиналась его слава. Корнет «бэби Лу» звучал так превосходно, что на парня обратили внимание лучшие музыканты Нью-Орлеана.

Но талантливый Луи Армстронг – за свой огромный белозубый рот с вывернутыми губами получивший прозвище «Сачмо» (сокращение от английских слов «рот-мешок»), которое сохранилось на всю жизнь – стал играть в оркестре Джо «Кинга» Оливера, которому был обязан своей счастливой творческой карьерой. И не пожалел. Вскоре по рекомендации маэстро Луи принимают в известный джаз-оркестр Кида Ори, где талантливый корнетист получил практическое музыкальное образование, а спустя год Армстронг уже играл в чикагском оркестре Джо Оливера, в котором проходил первоклассную школу ансамблевой игры, причем в кругу лучших джазменов того времени: Чарли Паркера, Бени Гудмана, Ната Кинга Кола. Его приглашали в очень хорошие оркестры, но, будучи добрым и благодарным человеком, Луи не уходил от Оливера. И так и играл бы с ним, если бы не встретилась ему Лили Хардин, довольно средняя джазовая пианистка, которая, как и многие женщины, была очарована игрой на трубе этого темпераментного «черного бэби». В общем, предприимчивая Лили назвала его «Паганини корнета», женила на себе и, пользуясь своими обширными знакомствами, перевела Луи в знаменитый Нью-Йоркский оркестр Фила Хендерсона. Именно там Армстронг в дуэтах с Дюком Эллингтоном, Джеком Косби и «императрицей блюза» Бесси Смит покоряет Америку – любители джаза в восторге от его импровизаций на трубе. Тогда же музыкант начал петь, и его «импозантный» хриплый голос также неизменно вызывал шквал оваций. Это был настоящий успех.

А с Лили Хардин они безболезненно расстались. Впрочем, подобный любовный опыт у Сачмо был: в 18 лет он «по ошибке юности» женился на стриптизерше из ночного клуба Дэйзи Паркер, от которой через пару лет сбежал и о которой забыл, погрузившись с головой в пучину джазовой музыки. И, чтобы сразу покончить с матримониальной темой, скажем, что всего этот любвеобильный джазовый гений был женат четырежды. Причины семейных крушений были банальны – на первом месте для Армстронга всегда была музыка, и женам приходилось довольствоваться вторыми ролями. Понять это и согласиться с таким положением удалось только четвертой – бывшей танцовщице Люси Уилсон, с которой Луи жил мирно и счастливо с 1938 года до самой смерти.

Теперь вернемся к творческой карьере Сачмо, который уже к середине тридцатых был самым известным джазовым музыкантом Америки.

Огромной популярностью пользовались записанные на пластинки его великолепные джазовые композиции «Горячая пятерка» и «Горячая семерка», ставшие сейчас энциклопедическими. «Этот сногсшибательный джазмен превратил ревю «Горячий шоколад» в свой бродвейский триумф!», – восторгались нью-йоркские журналисты. В 1933 году Сачмо впервые едет с оркестром в Европу и завоевывает европейскую публику. Местная пресса в восторге от «золотой трубы и золотого голоса этого обаятельного негра с большими улыбающимися глазами». «Игра Луи Армстронга на трубе просто поражает воображение», – писали европейские газеты. Вдохновленный успехом, Армстронг работает в сумасшедшем темпе: выступает в концертах, десятках шоу, снимается в голливудских фильмах, играя, как правило, джазового музыканта, то есть себя. В сороковые годы Армстронг – на вершине славы, с ним, считая за честь,  фотографируются писатели, художники, президенты. Он просто генерирует джазовую музыку, придумывая все новые и новые темы, и о нем говорят как о классике.

Современные музыковеды считают, что искусство Луи Армстронга дало толчок трем направлениям в музыке второй половины ХХ века: року, джаз-року и ритм-энд-блюзу.

В конце сороковых он создает джаз-ансамбль All Stars – «Все звезды», с которым выступает как трубач и певец, завораживая публику своей артистической манерой исполнения сложнейших джазовых композиций. Весь мир аплодировал дуэту Луи Армстронга с великой Эллой Фицджеральд, с которой он записал свои потрясающие вещи «Мэгги-нож», «Этот удивительный мир» (которому Луи, кстати, простодушный, открытый и добрый, не переставал удивляться до старости…) и неподражаемую песню «Хэллоу, Долли!», по которой был снят голливудский мюзикл, – в нем он играл с Барброй Стрейзанд.

В послевоенные годы Армстронг продолжал сниматься в кино, выступать в музыкальных шоу и ездить с концертами по всему миру. Его непревзойденное мастерство импровизации вызывало бурный восторг публики в сорока странах планеты. Не удостоили его своим приглашением только Советский Союз и Китай, куда-то он не смог приехать сам. Но и там слушали и напевали его знаменитые «Rock My Soul», «On My Long Way» и много других популярных мелодий.

Обаятельный оптимист и жизнелюб - таким помнят Луи Армстронга

Но время жизни артиста неумолимо завершало свой бег. В шестидесятые годы Армстронг все реже выступал на сцене, все меньше снимался в кино, все чаще стал появляться у врачей. Великий музыкант доигрывал и допевал свои последние концерты… Американская пресса, будто предчувствуя что-то нехорошее, грустно вещала в конце шестидесятых: «Луи Армстронг – король джаза, чья корона будет очень тяжела даже для самого талантливого его преемника…». Как в воду глядели. Но, будучи больным, Сачмо еще продолжал творить, сочинять музыку, продолжал встречаться с людьми и помогать деньгами и советами бедным начинающим талантливым музыкантам. И вдруг все кончилось. Но судьба и в этот раз была благосклонна – Сачмо умер тихо, во сне, 6 июля 1971 года, через два дня после своего дня рождения. По телевидению на всю страну, еще не остывшую от празднования Дня Независимости (4 июля), сообщили: «Сегодня скончался Луи Армстронг – гений джаза…». И все концерты по Америке, назначенные на эти дни, были отменены.

Он оставался королем джаза до конца своих дней

В начале мы упомянули, что великие музыканты называли Луи Армстронга «душой джаза». Ну, а теперь, послушайте пластинки с записями Сачмо – как не поверить, что «душа» бессмертна?

Анатолий СИГАЛОВ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »