Обзор DVD Выпуск 238

Share this post

Обзор DVD Выпуск 238

Bitter Rice. A film by Giuseppe De Santis. 1949. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Горький рис» – режиссёр Джузеппе Де Сантис).  На итальянском языке с английскими субтитрами. Основное действие фильма «Горький рис» разворачивается на рисовых плантациях, и тяжёлый труд сезонных работниц показан в этом фильме не просто фоном, а как бы одним из важнейших элементов, движущих […]

Share This Article

Bitter Rice. A film by Giuseppe De Santis. 1949. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Горький рис» – режиссёр Джузеппе Де Сантис).  На итальянском языке с английскими субтитрами.

Основное действие фильма «Горький рис» разворачивается на рисовых плантациях, и тяжёлый труд сезонных работниц показан в этом фильме не просто фоном, а как бы одним из важнейших элементов, движущих сюжетную интригу.

Кинокритиками-современниками фильм был воспринят как одна из основополагающих работ итальянского неореализма.

На наш сегодняшний взгляд это кажется немного странным. При всей расплывчатости термина, неореализм для нас ассоциируется не только с материалом, но и с определённым стилем, то есть подходом к этому материалу.

Можно сказать с уверенностью, что для большинства сегодняшних образованных зрителей понятие «неореализм» определяется и иллюстрируется одним и тем же примером – фильмом Де Сики «Похитители велосипедов» (вышедшим годом раньше «Горького риса»).

Если Сильвана Мангано, Витторио Гассман и Раф Валлоне, которых мы по, так сказать, взаимной договорённости (то есть принимая правила кинематографа), готовы в течение полутора часов считать работницей Сильваной, проходимцем Вальтером и отставным капралом Марко, то Антонио Ричи и его маленький сын Бруно из «Похитителей велосипедов» по самим условиям другой «игры», предложенной Де Сикой, не лицедеи, а реальные люди. И они  действительно реальные люди. Если камера Де Сики и оператора Карла Монтуори стремится создать впечатление документальности, то есть съёмки по ходу событий, со свободной, текучей композицией кадра, камера Де Сантиса и оператора Отелло Мортелли стремится организовать классически уравновешенные, «красивые» композиции, более того, временами даже кокетничает со зрителем.

Не подумайте, что я пытаюсь как-то принизить значение «Горького риса», я просто хочу подчеркнуть, что старого, привычного в нём было гораздо больше, чем нового. Но история есть история, и, коли в 1949 году «Горький рис» воспринимался как фильм неореалистический, значит, так тому и быть.

***

Фильм превосходно отреставрирован. В качестве дополнительных материалов Criterion Collection предлагает нам 2002-го года интервью со сценаристом “Горького риса” Карло Лиззани и документальный фильм о Де Сантисе, снятый тем же Карло Лиззани в 2008 году.

A Day In the Country. A film by Jean Renoir. 1936. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Загородная прогулка» – режиссёр Жан Ренуар). На французском языке с английскими субтитрами. 

Во французском кино нет имени более уважаемого, нет человека более обожаемого, чем Жан Ренуар (1894-1979). На Ренуаре сходятся все вкусы, темпераменты, политические убеждения. Им восхищались Франсуа Трюффо, Годар, Ален Рене, Андре Базен, великий Анри Картье-Брессон (который, между прочим, был ассистентом Ренуара на “Загородной прогулке” и “Правилах игры” (1939) и даже появился в обоих фильмах в маленьких ролях). Я думаю не будет преувеличением сказать, что Жан Ренуар был и остаётся одной из ключевых фигур французской культуры 20-го века.

За полвека работы в кино Ренуар снял без малого четыре десятка фильмов. Среди них есть и шедевры, давно ставшие киноклассикой, и проходные работы, сегодня интересные разве что историкам киноискусства.

Зная это, вы можете подумать, что незаконченная картина, экранизация рассказа Мопассана “Загородная прогулка”, снятая в 1936 году и пролежавшая несмонтированной десять лет, относится как раз к второстепенным работам, восстановленным лишь из уважения к автору. На самом же деле эта лента стала важной вехой в художественной эволюции Ренуара.

Сюжет картины весьма прост. Парижский лавочник мсье Дюфурт вывозит своё семейство на загородную прогулку. В ресторане, расположенном у реки, они заказыают ланч, расстилают скатерь в саду, перекусывают, пьют вино. Дочка мсье Дюфурта Генриетта качается на качелях, толстый папаша Дюфурт и его помощник по лавке туповатый Анатоль (жених Генриетты) отправляются на рыбалку, а двое местных молодых людей – Анри и Рудольф – предлагают дамам покататься по реке. Анри отправляется с Генриеттой, в лодку к Рудольфу садится мамаша Дюфурт. Рыбалка и две маленькие интрижки заканчиваются дождём.

Проходит несколько лет, Генриетта с мужем Анатолем опять оказываются в этих краях. На берегу реки Генриетта встречает Анри. «Я вспоминаю о нашей встрече каждый вечер», – говорит она. «И я тоже», – признаётся Анри.

Жан Ренуар собирался снять ещё несколько сцен в Париже, но деньги кончились, он подписал договор на другую картину, а когда десять лет спустя вернулся к этому фильму, то оказалось, что, в сущности, ничего прибавлять не надо. Потому что дело не в сюжете. Точнее говоря, не в сюжете, который складывается только из интриги (довольно банальной, а в пересказе почти пародийной), но и в сюжете, который возникает из самой фактуры, атмосферы, настроения. Прелесть этого фильма – как прелесть полотен отца режиссёра, Пьера Огюста Ренуара – именно в атмосфере, которая даёт объёмность и глубину этой курьёзно-фривольной истории.

***

Картина великолепно отреставрирована. Среди дополнительных материалов особенно интересно интервью с продюсером фильма Пьером Бронберже.

The River. A film by Jean Renoir. 1951. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Река» – режиссёр Жан Ренуар). На французском языке с английскими субтитрами. 

“Река” – первый цветной фильм Жана Ренуара. Картина, целиком снятая в Индии, отмечена призом Венецианского фестиваля 1951 года.

Вот один из отзывов об этой замечательной картине: “Фильм начинает напоминать величавую реку… Сюжет теряется за её излучинами. Действительность и мечта смешиваются… Это как бы величие души в лоне окружающего её мира. Произведение космического охвата и в то же время задушевное, где в рамках определённых обстоятельств и среды создаётся представление о слиянии человеческого существа со Вселенной. Из сказанного видно, что это произведение отметает пресловутые законы драматического построения. Кажущаяся бессвязность фильма отвечает правде жизни и мечты и передаёт, как в поэме, их сложность и богатство”.( Пьер Лепрон, “Современные французские режиссёры”, М., Издательство иностранной литературы, 1960, стр. 203).

Впрочем, картине была принята не всеми. Критики определённого направления  увидели в фильме апологию колониализма. Почему Ренуар не показал трущобы?

Почему в фильме царит гармония? Где борьба за независимость?

Сегодня смешно об этой критике вспоминать.

***

Фильм великолепно отреставрирован. На диске вы найдёте множество дополнительных материалов, среди которых, в первую очередь, стоит обратить внимание на документальную ленту “Вокруг реки”, рассказывающую о работе Жана Ренуара над этим фильмом.

Kwaidan. A film by Masaki Kobayashi. 1965. The Criterion Collection. Blu-Ray. («Кайдан» – режиссёр Масаки Кобаяси).

Масаки Кобаяси (1916-1996) – один из крупнейших из мастеров японского кино двадцатого века, известен прежде всего своими антивоенными фильмами и фильмами, затрагивающими социальные проблемы. Самая знаменитая работа Кобаяси – девятичасовая трилогия «Условия человеческого существования» (1959-1961) – рассказывает о пацифисте, который против своей воли отправлен в армию и которому приходится по приказу начальства убивать.

«Кайдан» – неожиданный для любителей Кобаяси фильм. Он для тех, кто увлекается рассказами о привидениях и демонах – виртуозная экранизация четырёх рассказов Лафкаидо Хирна, основанных на японском фольклоре. На Каннском фестивале 1964 года картина была удостоена Специального приза жюри. В США она была номинирована на «Оскара» по разряду «Лучший фильм на иностранном языке».

Фильм представлен в оригинальной трёхчасовой версии (раньше в США он был известен в сокращённом варианте).

***

Реставрация выполнена прекрасно. На диске множество дополнительных материалов.

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »