Был он клоун – смешной и добрый

Share this post

Был он клоун – смешной и добрый

   «От его шуток и ужимок смеялись даже мрачные пессимисты, а его рассказы и анекдоты, –  прекращая визжать и вытянув шеи, – слушали даже дети». В оксфордской «Энциклопедии кино» имя Юрия Никулина стоит среди имен великих комиков мирового экрана, и это признание русского артиста английским авторитетным изданием означает только то, что он таким и был. […]

Share This Article

   «От его шуток и ужимок смеялись даже мрачные пессимисты, а его рассказы и анекдоты, –  прекращая визжать и вытянув шеи, – слушали даже дети». В оксфордской «Энциклопедии кино» имя Юрия Никулина стоит среди имен великих комиков мирового экрана, и это признание русского артиста английским авторитетным изданием означает только то, что он таким и был. Неповторимый клоун, прекрасный актер и великий рассказчик, Юрий  Никулин ушел из жизни десять лет назад, оставив нам свое искусство и научив бесстрашно смеяться над самими собой.

Не было в стране под названием Советский Союз другого такого артиста, которого так любила бы публика, как Никулина, и это до сих пор остается загадкой, подобной «загадке русской души». Но мне кажется, что ключ к разгадке тайны его обаяния лежит в маленькой роли глуповатого владимирского дьячка Патрикея в картине Андрея Тарковского «Андрей Рублев», – ​образе, который собрал в себе все черты характера русского человека, от беспечности и простодушия до хитроумия и мужества. Так, от «муравья» до героя, мог раскрыть образ только Тарковский, а сыграть – ​только Никулин, но это тема другого разговора, а факт, что, однажды роль, гениально сыгранная артистом, наложила четкую печать на все остальные – ​комические и трагические – ​роли Юрия Никулина в кино…

Юрий Никулин в роли Балбеса в фильме «Бриллиантовая рука»

А начиналось все так. Московский клоун Юрий Никулин впервые появился на экране в 1958 году в фильме «Девушка с гитарой». Он сыграл неуклюжего пиротехника, который собрался жизнерадостным и красивым героям комедии показать какой-то новый изобретенный им фейерверк. Фейерверк взорвался не там и не так, как надо: перепугал и перепачкал всех окружающих, едва не покалечил самого «пиротехника», а зрителей – ​рассмешил. Это был веселый салют в честь прихода в кино нового комедийного актера.

С тех пор от роли к роли четко обозначилось комедийное амплуа Юрия Никулина, почти один образ – ​простодушного и веселого долговязого увальня, неумело старательного пройдохи-неудачника, который получил даже имя, ставшее нарицательным: Балбес. Но, несмотря на созданный актером штамп, ни в одной картине он не был одинаковым. «Неподдающиеся», «Молодо-зелено», «Деловые люди», «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники» и другие – ​комедии, в которых Никулин всегда узнаваем, но его персонажи смешны совершенно по-разному. И чем чаще мы видели артиста на экране, тем больше загадок он задавал, тем необъяснимей и противоречивей становились чувства, вызванные его игрой. Он беспредельно серьезен в роли Балбеса, а в зале – ​хохот. Но в картинах «Когда деревья были большими», «Ко мне, Мухтар!» или в шедевре «Андрей Рублев» Никулин другой, – ​мы думаем, грустим, переживаем вместе с ним и перестаем смеяться над его ужимками и фигурой, потому что видим его глаза… Это просто и непостижимо, как всякое настоящее искусство.

Сейчас, когда этого уникального мастера давно нет, думаешь: в чем был секрет его искусства? Откуда возникала вдруг серьезность, когда он смешил? И почему было так смешно, даже когда он просто молчал, просто ходил, просто был на экране? Конечно, во многом его «секреты» были чисто профессиональными. У него было преимущество перед другими актерами: работа в цирке. Цирк, с его вековыми традициями шутовских персонажей, с балаганной публикой, научил Никулина точности и филигранности жестов, реплик, мимики, научил его мастерству. Но это не все секреты никулинского обаяния, благодаря которому актер мгновенно завоевывал симпатии зрителей. Была еще искренность, которую Никулин вкладывал в любой образ, в любую банальность, сказанную его героями, в любой жест и поступок. Ему верили. Невозможно было удержаться от смеха, видя, как серьезно слушает Балбес глупую бессмыслицу песни, которую исполняет Трус в фильме «Дайте жалобную книгу» – ​«Рыбка, рыбка, где твоя улыбка…», а потом растроганно просит Вицина: «Спиши слова». И мы смеялись, потому что наша оценка пропетых куплетов вступала в веселое противоречие с искренней серьезностью Балбеса.

Непосредственность – ​хорошая черта. Но непосредственность глупости делает эту глупость более очевидной, а потому – ​комичной. Юрий Никулин никогда не сгущал красок, не преувеличивал смешных качеств своих героев, он преувеличивал только их искренность. Такой чистейшей, простодушной, незамутненной глупости в жизни не встретишь, а потому балбес Никулина – ​это действительно Балбес с большой буквы, настоящее произведение искусства. То же самое можно сказать о драматических персонажах артиста. Лишь легкий контур внешней комичности остается в его образах, наполненных неподражаемой искренностью и добротой. Маленький человек Кузьма Кузьмич из фильма «Когда деревья были большими» совершенно зауряден. Нет никакой тайны в его прошлом, никакой особой жизненной философии, которая если не оправдывала бы его, то, по крайней мере, делала бы эту фигуру более значительной. Он живет плохо, нечестно, с покорностью принимая удары судьбы. Усилия людей, пытающихся вернуть Кузьму Кузьмича на путь истинный, очень благородны. Но стоит увидеть полные собачьей тоски глаза «Кузьмича», как возникает ощущение, что актер знает о трагедии этого запивохи больше, чем все окружающие, больше, чем тот сам. Большой талант, что говорить. Поэтому Никулину легко было выходить из штампов бродяг и пьяниц в тончайшие человеческие образы лирических героев фильмов «Они сражались за Родину»,»Чучело», добившись вершины актерского мастерства в роли журналиста Лопатина в фильме Алексея Германа «Двадцать дней без войны».

Притом этот прекрасный артист вовсе не стремился внушить нам расхожую мысль, что все мы люди, все – ​человеки, и каждого нужно пожалеть. Грусть по несостоявшейся человеческой личности, пусть едва уловимая, вот она-то постоянно гнездилась в его персонажах, даже тогда, когда Никулин смешил, выставляя на осмеяние публики своих нелепых героев. И он никогда не выступал обличителем «социальных пороков», как тогда говорили, он не рисковал обобщать. Если что и проникало тревожное от личности артиста в его пройдох-неудачников и других киноперсонажей, так это вина человека перед самим собой.

В общем, Юрий Никулин был серьезным художником и ему удавалось реализовать на экране все, что он хотел показать в своих героях. Это искусство, но и не только. Это мироощущение. Ведь, кроме законов мастерства, есть еще и другое – ​жизнь, человеческий опыт, дороги, пройденные однажды… Отвоевать две войны и стать клоуном, видеть разрушение, злобу, смерть и остаться добрым и веселым человеком – ​это мироощущение Никулина. Как оно сформировалось? Загадка человека, загадка таланта.

Юрий Никулин в фильме «Ко мне, Мухтар!»

В 1918 году в маленьком городке Демидове Смоленской губернии открылся театр революционного юмора «Теревьюм». Его директор был одновременно и режиссером, и актером, и автором программ для эстрады и цирка, а его жена – ​актрисой. Это были родители Никулина. Искусство смешного требует постоянной выдумки, говорил Юрий Никулин. В его семье выдумывали непрестанно. Выпускали семейную стенгазету. Отец писал для Юры смешные пьесы (как впоследствии сам Юрий Никулин придумывал для своего сына Максима целые многосерийные приключенческие фильмы в рисунках). На старых детских фото Никулин с гитарой, Никулин с приклеенной бородой, с половой щеткой, Никулин с тремя бутылками – ​прообразы его будущих ролей. Он всегда хотел стать артистом – ​«сработали гены»; он верил в свою удачу, и из армии, отвоевав финскую, писал в семью: «Я надеюсь, что счастье мне не изменит, все будет хорошо. Я приеду в сентябре и мы заживем счастливо». Это был конец сорокового года, а впереди была вторая война…

Словом, можно было бы много чего еще рассказать о жизненном и творческом пути этого замечательного артиста, о том, как он своими блистательными афоризмами опровергал мнения, что клоун в жизни обязательно должен быть меланхоликом, но, во‑первых, это описано в его биографиях и собственных книгах «Почти серьезно», «Анекдоты от Никулина» и других, а во‑вторых, стоит вспомнить, например, похождения никулинского героя в бессмертной «Бриллиантовой руке», а там и любое из его знаменитых выражений, например, «Простите, у вас ус отклеился»… и можно больше ни о чем не писать!

Юрий Никулин и Людмила Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны»

Хочется только сказать, что однажды добрый и смешной клоун Юрий Никулин нашел ключ к сердцам людей и остался в них навсегда, потому что в той нашей не очень веселой жизни он выходил на сцену рассыпающим бриллианты смеха волшебником, оптимистом, простым, ясным и близким каждому человеком.

Анатолий СИГАЛОВ, Германия

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »