«Риголетто» – прекрасное начало нового сезона

Share this post

«Риголетто» – прекрасное начало нового сезона

Вердиевский шедевр обладает одним серьёзным недостатком: его знают и любят все. Без исключения. А это создаёт большие трудности для постановщиков и исполнителей: попробуйте-ка допустить мало-мальскую ошибку или слегка изменить среду обитания! И никакого консерваторского образования не потребуется, чтобы немедленно обнаружить это безобразие и пригвоздить. Но ситуация, в которой открылся нынешний оперный сезон, ещё и многократно […]

Share This Article

Вердиевский шедевр обладает одним серьёзным недостатком: его знают и любят все. Без исключения. А это создаёт большие трудности для постановщиков и исполнителей: попробуйте-ка допустить мало-мальскую ошибку или слегка изменить среду обитания! И никакого консерваторского образования не потребуется, чтобы немедленно обнаружить это безобразие и пригвоздить. Но ситуация, в которой открылся нынешний оперный сезон, ещё и многократно отягощена тем обстоятельством, что 12 спектаклей «Риголетто» поровну поделены между двумя составами исполнителей и идут почти одновременно. Такой расклад создаёт взрывчатую атмосферу опасной соревновательности (что тут объяснять: хотим мы это признать или не хотим, но исполнители – тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо).

Чтобы не подливать масла в огонь, я не стану называть команды исполнителей первым составом и вторым. Следуя обычаям Оперы Сан-Хосе, будем именовать их составом 1 и составом А. Это намного безопасней. Заметим ещё, что все небольшие роли исполняются во всех спектаклях одними и теми же артистами, и только три главные роли – Риголетто, Герцога Мантуанского и Джильды, дочери Риголетто, – отданы в разных составах разным исполнителям.

Американская меццо-сопрано Кендол Глэйден, прошедшая  стажировку  в программе Адлер Феллоус, исполняла партию Маддалены – как сейчас принято говорить, секс-бомбы – и, по совместительству, сестры  и сообщницы профессионального убийцы Спарафучиле. Это она, воспламенённая Герцогом, уговорила братика прикончить Джильду вместо заказанного Герцога Мантуанского. У неё большой и красивый голос и живая манера общения, граничащая с развязностью, что в данном случае кажется оправданным. Глэйден неоднократно пела в нашей Опере, в том числе исполняла и партию Кармен.

Роль её брата, Спарафучиле, исполнял итальянский бас Андреа Силвестрелли. Высокорослый мужчина, обладатель низкого и достаточно глубокого баса, он был очень естественен и органичен в роли наёмного убийцы. Сан-францисская публика помнит его в партии Оровезо («Норма», 1998 год) и в других ролях. Совсем недавно он исполнил в Сан-Франциско роль мерзкого Хагена в «Кольце Нибелунга». Силвестрелли выступает на многих престижных сценах Европы и Америки.

Риголетто – Лучич и Джильда - Курзак
Риголетто – Лучич и Джильда - Курзак

Несколько небольших партий исполняют молодые артисты, преимущественно участники Адлер Феллоус Програм: тенор Даниэл Монтенегро – Маттео  Борса; корейский баритон Джу Вон Канг – Марулло; американская сопрано Лора Крам исполнила две крошечные, но запомнившиеся роли – графини Чепрано и пажа; американская меццо-сопрано Рени Рапье – роль Джиованны, служанки Риголетто, предавшей и Риголетто, и Джильду; бас-баритон Райэн Кастер – графа Чепрано, супругу которого Герцог Мантуанский избрал для своих ночных утех, что почему-то не понравилось графу.

Однако среди исполнителей  небольших партий хочется особо выделить канадского баса (с болгарскими корнями) Роберта Помакова, выступившего в  роли Монтероне. Монтероне пережил ту же участь, которая была уготована и  Риголетто: Герцог обесчестил его дочь, а когда несчастный отец появился во дворце, его клевреты подвергли Монтероне осмеянию. Пытался покуражиться и горбатый шут Герцога, Риголетто. Взбешённый  отец проклял шута. Все несчастья, свалившиеся впоследствии на шута и его дочь, были результатом этого проклятия, по убеждению Риголетто и, по-видимому, Виктора Гюго, сюжет которого был использован в качестве драматической основы оперы. Молодой бас Помаков, обладающий красивым голосом,  исполнил свою партию с большим темпераментом и, я бы сказал, исступлённостью.

Партию Риголетто, шута при дворе Герцога Мантуанского, в составе 1 исполнял сербский баритон Желько Лучич, с которым сан-францисская публика познакомилась в 2004 году, когда он исполнял партию Жоржа Жермона в «Травиате», а затем встретилась в «Силе судьбы», где он исполнял роль Дон Карлоса. Пользуясь покровительством Герцога, горбун Риголетто (впрочем, мне не удалось разглядеть горб у исполнителей этой партии. Видно, подвело зрение) позволял себе говорить колкости придворным, чем вызывал их неприязнь. Лучич обладает большим, плотным и красивым голосом, пожалуй, драматическим баритоном, и, в основном,  хорошо играет. Нахален при дворе, трогательно заботлив в эпизодах с дочерью, неистово мстителен по отношению к Герцогу и трагичен, когда осознает гибель дочери. Мне всё же показалось, что временами он выходил из образа.

В составе А партию Риголетто исполнял итальянский баритон Марко Вратогна. Мы запомнили его в партии Яго в «Отелло» и Амонасро в «Аиде». Тогда он произвёл очень хорошее впечатление своим голосом и психологически тонкой интерпретацией создаваемых образов. Его голос несколько уступает по величине голосу Лучича, но по тембру он мягче, а пение Вратогны богаче оттенками и эмоциональней, чем у Лучича, так же,  как и сценическое воплощение образа.

Партию Герцога в составе 1 исполнил  тенор  Франческо Демуро, крайне модный теперь певец, уроженец Сардинии. Молодой и очень красивый мужчина, он выступал уже, кажется, чуть ли не на всех престижных сценах мира (кроме, пожалуй, Метрополитен Опера). У него не слишком большой голос красивого серебристого тембра, свободные верхи, но полное отсутствие кантилены, то есть певучести, плавности звукоизвлечения. Его голос звучит неровно и резко. Такой недостаток может быть изжит, но это потребовало бы затраты больших усилий и времени. Кроме того, Демуро даже не пытается создать какой-либо образ, характер. Его выступление скорее похоже на череду концертных номеров.

В составе А роль Герцога исполнял мексиканец Артуро Чакон-Крус (он за несколько дней до  выступлений сумел войти в роль и заменить объявленного в буклетах тенора Ломели. Причина замены не объявлена). Так же, как и у Демуро, это было первое знакомство певца с сан-францисской публикой. Молодой тенор, для которого роль Герцога стала дебютной, обладает как красивой внешностью, так и очень приятным мягким голосом и умением (и желанием) создать достоверный образ избалованного, сластолюбивого и зарвавшегося Герцога, способного, если нужно, быть беспредельно обаятельным.

 

Герцог Мантуанский -  Демуро и Джильда - Курзак
Герцог Мантуанский - Демуро и Джильда - Курзак

Но самым большим достижением и одного, и другого составов стала роль Джильды. В составе 1 эту роль исполнила молодая польская певица  Александра Курзак. Закончила Вроцлавскую и затем Гамбургскую консерватории. Прекрасная внешность и красивый голос (лирико-колоратурное сопрано). Огромный репертуар и лучшие сцены мира. Джильда – её первая роль в Опере Сан-Франциско. Кроткая наивность и чистота её первой увлечённости, раздирающая душу исповедь отцу,  решимость пожертвовать собой во имя спасения полюбившегося ей неверного человека – все эти градации чувств получили своё проявление и в пении, и в сценическом исполнении. К сожалению, Курзак упростила некоторые колоратурные украшения. Были ли они предусмотрены автором или добавлены  позднее, не могу сказать.

В составе А партию Джильды исполнила российская колоратурное сопрано  Альбина Шагимуратова. Первое знакомство с ней состоялось прошедшим летом, когда она исполняла роль Царицы ночи в опере «Волшебная флейта». Альбина – не просто певица, она явление. Красивая, молодая, слегка пухленькая  женщина была идеальной и уникальной Царицей как сценически, так и вокально. Сколько переслушал арий Царицы ночи и живьём и в записях, лучшего исполнения не слышал. Прекрасная колоратурная техника, в особенности идеальная техника стаккато (отрывистое исполнение музыкальных звуков). Какую бы высокую ноту она ни спела, всегда остаётся ощущение, что Альбина может легко спеть ноту октавой выше. Это то идеальное звукоизвлечение, к которому стремятся все вокалисты, но которое достигается немногими.

Эти же качества были продемонстрированы ею и в партии Джильды. Наивность, непосредственность, чистота помыслов, любовь к отцу, первые жизненные разочарования, готовность принести себя в жертву ради спасения дорогого ей человека – всё это было спето и сыграно замечательно. Надо бы ещё поработать над улучшением техники трелей. Среди многочисленных музыкальных достоинств оперы выделяется замечательный вокальный квартет из третьего акта. Мне часто приходилось слышать очень громкое исполнение этого квартета. Подозреваю, это происходило из-за боязни исполнителей «сбиться с пути». К большому удовлетворению, здесь квартет был исполнен изящно, чисто, выразительно и «бесшумно».

Хорошо прозвучали хоровые сцены (хормейстер Ян Робертсон). Мне показалось, что знаменитый хор «Тише,тише…» из первого акта был исполнен в слишком быстром темпе, что помешало прозрачности его звучания. В целом же дирижёр Никола Луизотти прекрасно продирижировал спекталями «Риголетто». Хорошо выглядели костюмы (дизайнер Констанс Хофман). Декорации «Риголетто» остаются почти без изменений на протяжении  десятка лет. Они очень мобильны, и их смена не сбивает ритм спектаклей, но хотелось бы большего разнообразия и более интересного сценографического решения (дизайнер Майкл Ерган). Игра света была важным компонентом сценической  выразительности (художник по свету Кристофер Маравич). Успех спектаклей в значительной степени был обеспечен постановщиком,  Гарри Сильверстайном.

Какой же состав исполнителей выиграл это подпольное соревнование? Помимо стандартного объявления «Победила дружба», хочу потихоньку признаться, что состав А мне показался интересней.

Хочется надеяться, что все последующие в этом сезоне  постановки будут не хуже, чем постановка «Риголетто».

Справка. Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте. Вскоре её родители переехали в Казань, где живут по сей день. В 1994 г. Альбина поступила в Казанское музыкальное училище, а после окончания – в Казанскую консерваторию по специальностям «хоровое дирижирование» и «оперный вокал». В 2001 году была принята в Московскую консерваторию (в класс Галины Писаренко). Там же в 2007 году окончила аспирантуру. В течение двух лет была солисткой театра Станиславского и Немировича-Данченко, где исполняла партии Царевны Лебедь и Шемаханской царицы.

 

Джильда – Шагимуратова  и Герцог - Чакон-Крус
Джильда – Шагимуратова и Герцог - Чакон-Крус

В 2006-2008 гг.стажировалась в Хьюстонской Большой опере, где спела партии Мюзетты, Лючии, Джильды и Виолетты. В 2008 г. дебютировала на Зальцбургском фестивале а партии Царицы ночи. Дирижировал Риккардо Мути. С 2008 года – солистка Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля. Параллельно выступала в различных оперных театрах, включая Метрополитен-опера, Ла Скала, Венскую государственную оперу, Большой театр и др. В 2011 г. выступала в Большом театре после его реконструкции в опере «Руслан и Людмила». Руслана пел Михаил Петренко, дирижировалВладимирЮровский, постановка Дмитрия Чернякова.

Среди многочисленных наград – Первая премия на конкурсе Чайковского, на котором  Шагимуратова также получила приз Союза театральных деятелей России «Перспективному артисту оперного театра» (2007).

Удостоена звания «Народная артистка Республики Татарстан» (2009).

Премия «Золотая маска» в номинации «Женская роль в опере» (за исполнение партии Лючии ди Ламмермур в Казани и премия музыкальных критиков «Casta Diva» за исполнение партии Людмилы в Большом театре и Лючии в Татарском театре оперы и балета. (2012).

 Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »