Дирижирует Эдо де Ваарт

Share this post

Дирижирует Эдо де Ваарт

В год столетия Сан-Франциско Симфони к нам зачастили  звёзды, исполнители мирового класса, так или иначе связанные с этим коллективом, и лучшие американские  оркестры. Памятным стало выступление замечательного дирижёра Эдо де Ваарта, который с 1977 по 1985 год был Музыкальным директором Сан-Франциско Симфони. Он сменил на этом посту Озаву и был предшественником Бломстедта. Это де Ваарт […]

Share This Article

В год столетия Сан-Франциско Симфони к нам зачастили  звёзды, исполнители мирового класса, так или иначе связанные с этим коллективом, и лучшие американские  оркестры.

Памятным стало выступление замечательного дирижёра Эдо де Ваарта, который с 1977 по 1985 год был Музыкальным директором Сан-Франциско Симфони. Он сменил на этом посту Озаву и был предшественником Бломстедта. Это де Ваарт занимался строительством Дэвис-Холла, что в конечном итоге позволило оркестру, который, до ввода в строй нового зала, делил с Оперой одно и то же здание, стать единоличным хозяином Дэвис-Холла и продлить концертные сезоны чуть ли не до августа. Это во времена де Ваарта была заложена традиция приглашения выдающихся сочинителей музыки в качестве композиторов-резидентов оркестра, и первым таким резидентом стал молодой человек по имени Джон Адамс. Это при де Ваарте оркестр СФСимфони значительно поднял свой исполнительский уровень. При нём была введена практика ежегодных заказов новых произведений и исполнения новых сочинений. При нём был создан Молодёжный оркестр Сан-Франциско Симфони. К сожалению, дирижёр не появлялся на подиуме в нашем городе последние лет пятнадцать.

Концерт начался с исполнения увертюры к первому акту оперы Франца Шрекера «Заклеймённая». Увертюра оказалась весьма привлекательным и сочным номером, местами  звучащим одновременно в разных тональностях, и стала удачным началом представленной программы. Имя композитора мало известно. Он родился в 1878 году в Монако, значительную часть своей жизни провёл в Германии, успешно сочинял симфоническую музыку, но главным его достижением стали оперы. Тогдашние критики считали композитора последователем Вагнера и Рихарда Штрауса. Приход к власти нацистов резко осложнил его жизнь, поскольку его отец был евреем. Шрекер был уволен со всех занимаемых им позиций и после перенесённого инсульта скончался в 1934 году. Его творчество до сих пор остаётся  мало известным широкой публике.

Эдо де Ваарт
Эдо де Ваарт

Затем последовал Четвёртый фортепианный концерт Рахманинова с солистом Симоном Трпчески. Кто сказал, что Четвёртый концерт уступает  Второму и Третьему? С этим трудно согласиться. Каждый из них – лучше остальных двух. И они очень различны. Общим у них является то, что они – замечательные творения последнего выдающегося романтика. Первая часть Концерта – воплощение порывистости, часто непредсказуемой смены тем, настроений и способов их выражения, одним словом, «романтический полёт», поддержанный ослепительными пассажами, продемонстрировашими  прекрасную мелкую технику пианиста. Вторая часть,  песенная, – полный контраст с первой. Раздумье, покой, сакраментальное парение души, эмоциональность, выплескивающаяся наружу. И последняя часть – быстрая гонка, острые гармонии, синкопы и т.п.,  победная кода и  совсем непривычный  стиль и приёмы, – таким был Рахманинов тех, давно ушедших, лет.

Трпчески  хорошо справился с техническими  трудностями концерта и предельно выразительно исполнил грустную, раздумчивую вторую часть. Приятно прозвучала в его исполнении и третья часть. Мне показалось, что звук, извлекаемый пианистом, был недостаточно ярким. Македонец Симон Трпчески родился в 1979 году, выиграл несколько международных конкурсов (в Великобритании, Чехии  и Италии) и дебютировал  в Лондонском престижном Вигмор-Холле. Ведёт очень интенсивную концертную деятельность,  выступает с ведущими оркестрами и в лучших залах. Несколько из его записей  были отмечены наградами. Недавно он получил звание Национального артиста Республики Македония – первое присвоение этого звания в его стране. На бис Трпчески, при участии коцертмейстера оркестра Александра Баранчика, сыграл пьесу македонца Косо Петровски «Танцевальная фантазия». Де Ваарт, сидя   на органной скамье, внимательно слушал выступление артистов.

Но всё же главным событиеи вечера  стало исполнение Третьей симфонии Сен-Санса, которую часто называют Органной симфонией и которую автор посвятил памяти Ф.Листа. Это опять-таки  ярко выраженное произведение эпохи позднего романтизма. Формально оно состоит из двух частей, однако каждая из них очевидным образом делится на две части. Оживлённое начало с пульсирующей темой  многократно вариируется, звучность вариаций меняется от pianissimo до fortissimo – и наоборот, в какой-то момент – ненадолго – проявляется звучание органа, который решительно заявляет о своих правах. Начинается распевная «подчасть», которая приводит слушателя к взволнованной второй части, гдо орган принимает на себя роль вершителя судеб, а оркестр аккомпанирует ему, избегая конфронтаций, и всё вместе причудливо движется к успокоению и  финалу.

Искусство де Ваарта лишено сенсационности и взрывоопасности, но отличается глубиной постижения, отделкой деталей, ясностью и убедительностью интерпретаций. Поражают его «легато», т.е. текучесть фраз, связанных друг с другом «без узлов». Это как если бы поезд мчался по рельсам, успешно избегая постукивания колёс и дёрганья. При этом дирижёр умеет выделить главные темы, не давая им «затонуть». Можно утверждать также, что искусство де Ваарта отличатся надёжностью и культурой. С органистом, Джонатаном Диммок, мы уже встречались, притом неоднократно. Он выступал в Вестминстерском аббатстве, в соборах Нью-Йорка, Миннеаполиса. Много раз играл в Сан-Франциско, в Grace Cathedral. Регулярно выступает с СФ Симфони.

Нидерландец  Эдо де Ваарт родился в Амстердаме.в 1941 году. Его отец был участником хора Нидерландской оперы. В консерватории учился дирижированию и игре на гобое  и фортепиано. Через год после окончания консерватории был назначен помощником главного гобоиста в Королевском оркестре Соncertgebouw. В 23 года стал одним из победителей  Конкурса дирижёров имени Дмитрия Митропулоса и ассистентом Леонарда Бернстайна в Нью-Йорк Филармоник, а после возвращения в Голландию – ассистентом дирижёра в оркестре Concertgebouw, которым тогда руководил Бернард Хайтинк. В 1973 году да Ваарт стал музыкальным директором Роттердам Филармоник. После Сан-Франциско он какое-то время руководил Нидерландской оперой, был в течение почти десяти лет  музыкальным директором Оркестра Миннесоты.

В 1989 году де Ваарт стал музыкальным директором Филармонического оркестра Нидерландского  Радио, которым руководил в течение  15 лет. Эти годы он вспоминает как самые счастливые и успешные годы его деятельности.  Десять лет он возглавлял Сиднейский  симфонический оркестр, а в 2004 году возглавил Гонконгский Филармонический оркестр, что привело к значительному оживлению музыкальной жизни Гонконга. Когда де Ваарт согласился продлить свой контракт с оркестром Гонконга до 2012 года, председатель правления тамошнего филармонического общества заявил: «Это волнующее и своевременное решение. Оно позволит маэстро даже превзойти впечатляющие успехи последних трёх лет и гарантирует дальнейшее развитие оркестра в качестве лидирующей музыкальной силы в этом регионе. Будущее музыки в Гонконге видится весьма перспективным». В сентябре 2009 года де Ваарт стал музыкальным директором Симфонического оркестра Милуоки. В Милуоки он перевёз и свою семью.

Одновременно он выступал со многими другими известными оркестрами и  оперными спектаклями (дирижирование операми – одно из главных его увлечений). Среди его могочисленных записей имеются, например, и все оркестровые произведения Рахманинова. Среди многих его наград – высшие награды и звания Голландии и Австралии.

 

                                                                                     Х.АНАТОЛЬЕВ

                                                                                     Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »