«Дега, импрессионизм и мир парижских шляпниц»
В сан-францисском Музее Почётного легиона открылась выставка «Дега, импрессионизм и мир парижских шляпниц». Экспозиция охватывает период между двумя войнами – Франко-прусской (1870) и Первой мировой (1914). В музейных залах, кроме работ Эдгара Дега, вы увидите холсты Ренуара, Джеймса Тиссо, Эдуарда Мане, Берты Морисо, Мари Касат, Жана Беро, литографии Тулуз-Лотрека. Портреты и жанровые сценки, запечатлевшие женщин […]
В сан-францисском Музее Почётного легиона открылась выставка «Дега, импрессионизм и мир парижских шляпниц». Экспозиция охватывает период между двумя войнами – Франко-прусской (1870) и Первой мировой (1914).
В музейных залах, кроме работ Эдгара Дега, вы увидите холсты Ренуара, Джеймса Тиссо, Эдуарда Мане, Берты Морисо, Мари Касат, Жана Беро, литографии Тулуз-Лотрека. Портреты и жанровые сценки, запечатлевшие женщин на парижских улицах, в кафе, в музее. Все женщины, разумеется, в шляпах (выйти на улицу без шляпы было немыслимо, просто непристойно): кто-то – в богатых шляпах, сделанных знаменитыми мастерами, кто-то – в скромных, не претендующих на особую элегантность.
Шляпы представлены в тех же залах. Более сорока шляп, многие из которых на современный взгляд кажутся сделанными не для каждодневной носки, а именно для выставки. Сложные украшения этих шляп требовали не только кропотливой многочасовой работы, но и недюжинного художественного вкуса.
Неудивительно, что шляпы были дороги. В семидесятых – восьмидесятых годах XIX века средняя цена шляпы была в районе 100 франков. Были шляпы и по 200, и по 300, и по 400 франков. (Для справки: рабочий в Париже получал в те годы примерно 7 франков в день.)
Шляпными мастерскими обычно владели женщины. Самые предприимчивые из них зарабатывали большие деньги. Владелица знаменитой парижской шляпной мастерской Мэйсон Вайрот стала миллионершей.
На выставке вы увидите и шляпы, сделанные известными мастерами, и работы безымянных модисток.
Вы можете спросить: почему в центр выставки поставлены работы Эдгара Дега?
Дега был человеком последовательным и даже педантичным. Если он увлекался театральной жизнью, то проводил недели и месяцы за кулисами Оперы, делая зарисовки балерин; если увлекался кафешантанами, то вечер за вечером отправлялся в различные заведения, не только респектабельные, на Елисейских полях, но и в кабачки с сомнительной репутацией.
Заинтересовавшись шляпными мастерскими, Дега посвятил им два десятка работ и запечатлел не только гламурную сторону мира шляп, мира моды, в котором элегантные женщины в светлых, обставленных с хорошим вкусом салонах выбирают очередную шляпку, но и заднюю комнату этого салона, в которой немолодые работницы трудятся над тем, что им самим никогда не придётся носить.
***
Экспонаты этой выставки прибыли в Сан-Франциско из многих музеев: из парижского Орсе, из Национальной галере в Вашингтоне, из Института искусств в Чикаго, из музеев Бостона, Сан-Луиса, Лос-Анджелеса, Филадельфии, Торонто.
***
Выставка «Дега, импрессионизм и мир парижских шляпниц» открыта до 24 сентября.
Фотографии автора
Михаил ЛЕМХИН