Нами будет править либо Трамп, либо Хиллари
Большинство наблюдателей расценивают результаты субботнего голосования в Неваде и Южной Каролине как начало триумфального шествия Хиллари Клинтон и Дональда Трампа к выдвижению кандидатами своих партий в президенты США. Еще не вечер, и у их противников есть шанс выйти в дамки, но уже довольно микроскопический. В последнее время социалист сенатор Берни Сандерс, который еще месяц назад отставал от Клинтон в Неваде на 25 процентов, наступал […]
Большинство наблюдателей расценивают результаты субботнего голосования в Неваде и Южной Каролине как начало триумфального шествия Хиллари Клинтон и Дональда Трампа к выдвижению кандидатами своих партий в президенты США.
Еще не вечер, и у их противников есть шанс выйти в дамки, но уже довольно микроскопический.
В последнее время социалист сенатор Берни Сандерс, который еще месяц назад отставал от Клинтон в Неваде на 25 процентов, наступал ей на пятки и шел с нею почти голова в голову.
Поражение в Неваде было бы для экс-госсекретаря США крайне болезненным ударом и еще больше окрылило бы лагерь Сандерса, чьи шансы cовсем недавно котировались близко к нулю, но резко улучшились в последнее время, особенно после его убедительной победы в Нью-Гемпшире.
Но счастье не улыбнулось ему в Неваде. Хотя Клинтон выиграла у него со сравнительно небольшим отрывом, поражение Сандерса напомнило многим, почему они еще недавно были готовы списать его со счетов.
По словам политического обозревателя нью-йоркского городского телеканала NY1 Эррола Льюиса, состояние экономики Серебряного штата (прозвище Невады, выбитое на номерах тамошних машин) оставляет желать лучшего, и ее граждане предпочли клинтоновский опыт воздушным замкам Сандерса и его проповедям классовой борьбы.
«Американцы разгневаны, – заявила Клинтон на итоговом митинге в Неваде. – Имеют полное право. Но мы также жаждем реальных решений!»
Как замечает Льюис, это был прозрачный намек на сны Веры Павловны, которые сулит избирателям ее соперник, обещающий бесплатное высшее образование и медобслуживание, а также минимальную ставку зарплаты в 15 долларов в час.
В Неваде эта ставка составляет 8.25 в час, или 7.25, если хозяин обспечивает работника медицинской страховкой. Увеличение ее до 15 долларов поднимет ее на целых 82%.
Но тамошние избиратели, среди которых масса сравнительно низкооплачиваемых таксистов, крупье, горничных и официантов, все равно предпочли Клинтон, хотя она призывает увеличить минимальную ставку лишь до 12 долларов.
Если Сандерс не смог победить в таком экономически неблагополучном штате, как Невада, то ему будет нелегко продать свою программу в других районах страны, пишет Льюис.
Невадские сторонники Клинтон говорили, что репертуар Сандерса ограничивается нападками на крупные банки и прогресссивными инициативами, которые он не смог бы протолкнуть через конгресс, контролируемый республиканцами.
«Все вместе мы создадим экономику, которая работает на всех нас, а не только на верхний один процент!» – заявил на своем прошальном митнге в Неваде 74-летний социалист, повторив формулировку, которую он произносит практически в каждой речи и интервью.
Сандерс не надеется на праймериз в Южной Каролине, назначенные на 27 февраля, поскольку Клинтон ведет там с соткрушительнымым перевесом. Вермонтский мечтатель смотрит дальше – на «Супервторник», 1 марта, когда выборы состоятся сразу в 12 штатах, включающих Техас, Массачусетс, Оклахому, Вермонт, Вайоминг и Джорджию.
«Я считаю, что в «Супервторник» у нас есть отличный шанс победить во многих из этих штатов», – заявляет Сандерс.
Он может рассчитывать на победу у себя в Вермонте и, возможно, в прогресивном Массачусетсе, но в южных штатах у Клинтон, как принято говорить, имеется непреодолимый брандмауэр в виде значительного афроамериканского населения. Пока чернокожие американцы в массе своей остаются к Сандерсу равнодушны.
Есть, конечно, исключения, например, сторонник Сэндерса рэппер Киллер Майк, который на днях шокировал публику заявлением, что «наличие матки – это недостаточная квалификация для того, чтобы быть президентом Соединенных Штатов!».
Но исключений пока немного.
Не покорил Сэндерс пока и профсоюзы, которые сильно помогли Клинтон в Неваде по призыву тамошнего сенатора-демократа Гэри Рида.
Джоун Венноки из либеральной «Бостон глоб» считает, что Клинтон, тем не менее, все еще уязвима, хотя бы потому, что минюст США продолжает копаться в ее частном сервере, через который шла и ее личная, и служебная переписка в бытность ее госсекретарем.
Кроме того, опросы регулярно показывают, что большинство избирателей ей не доверяют. Многие ее соперники-республиканцы постоянно обзывают друг друга лжецами, но эти обвинения, по словам Венноки, вредят им намного меньше, чем Клинтон.
Нельзя сказать, чтобы она всегда отражала эти обвинения удачно.
На днях корреспондент телекомпании CBS Скотт Пелли спросил у нее: «Вы всегда говорили правду?». «Я всегда старалась ее говорить», – ответила она, оставив себе, по замечанию Пелли, «место для маневра». Я бы перевел это как салазки для отмазки.
Большинство наблюдателей, впрочем, обещают победу ей, а не социалистическому дон-кихоту Сандерсу. В числе прочего, у американских демократов существует институт так называмых «суперделегатов», посланных на предвыборный съезд партии не избирателями, а партактивом. Который в массе своей – за Клинтон.
Главной новостью республиканских праймериз в Южной Каролине была не сокрушительная победа Трампа, в которой заранее никто не сомневался, а выход из гонки первоначального ее фаворита и избранника истеблишмента Джеба Буша.
Его капитуляция тоже была практически неизбежна, но все равно показалась неожиданной. Под занавес Буш, наконец, подключил к своей избирательной кампании старшего брата Джорджа и мать, 90-летнюю Барбару Буш.
Джордж чрезвычайно популярен в консервативной Южной Каролине, в которой много военных и отставников. Чрезвычайно популярна и Барбара.
Но ни их поддержка, ни новые миллионы долларов, истраченные на предвыборную агитацию в этом штате, имеющем кличку Пальметто, то есть карликовая пальма, не помогли Джебу завоевать и здесь сколько-нибудь респектабельное место.
Я был бы счастлив, если бы избиратели предпочли его, а не Дональда Вольфовича. Но жизнь несправедлива.
Раньше считали бы, что теперь Джеб выскажется в поддержку сенатора Марко Рубио, которого он когда-то взял под крыло у них во Флориде, где Буш был два срока губернатором. Но в последние месяцы они с Рубио дурно отзывались друг о друге в ходе дебатов, так что Буш может и воздержаться от помощи своему бывшему подопечному.
Группа поддержки кубинца Рубио была замечательно разноцветна и включала популярного губернатора Южной Каролины Никки Хейли, дочь индийских сикхов, Тима Скотта, первого с конца 19-го столетия чернокожего члена сената США из южного штата, и белого конгрессмена Троя Гауди, обладателя, как и Трамп, диковинной прически.
В последние дни они выступали вместе, но обеспечить Рубио первое место так и не смогли. Рубио, оставшийся теперь последней надеждой республиканского истеблишмента, занял в этом штате второе место, но не победил пока ни в одном.
Другой кубинец, сенатор Тед Круз, занявший третье, хотя бы победил в Айове и рассчитывал преуспеть и здесь, полагаясь на многочисленных в Пальметто евангелистов. Но большинство из них предпочли Трампа, который не особенно религиозен и только что поцапался с Папой Римским, но режет, с точки зрения своих фанатов, правду-матку, а на нее сейчас небывалый спрос.
Южная Каролина, по идее, была для Круза идеальным штатом, и, если он не сумел победить здесь, то, спрашивается, где он сможет победить в будущем? Третье место резко уронило его котировки, и в последующих аналитических передачах о Крузе говорили меньше, чем о других.
Точно такой же вопрос задали в воскресенье Рубио: «Вы пока не выиграли нигде; где же вы сможете, наконец, победить?» – спросил ведущий Си-эн-эн Джейк Тэппер.
Рубио смог назвать лишь Флориду.
Сторонники его ближайшего соперника Круза тут же возразили, что флоридские праймериз состоятся 15 марта, когда республиканцы выберут уже почти половину делегатов на свой предвыборный съезд. Дескать, дорога ложка к обеду.
Трамп, который в начале этого десятилетия не был республиканцем, а теперь постоянно нарушает республиканские табу и поливает партийных кумиров, снова победил с большим отрывом и наверняка победит теперь в Неваде.
Политологи предлагают хитроумные сценарии его грядущего поражения, но в данный момент они выглядят не очень убедительно.
Наперебой напоминают, что все республиканцы, которые победили с 1980 года, как Трамп, и в Нью-Гемпшире, и в Южной Каролине, становились в конце концов избранниками своей партии и боролись за прописку в Белом доме.
Двое из них – Рейган и Буш-старший – ее получили.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ