Встреча с Настоящим
Заметки дилетанта Как вы думаете, для чего делаются подзаголовки в статьях? Скажу по секрету: я это делаю для того, чтобы самим подзаголовком снять закономерные вопросы профессионалов. Такая вот хитрость, потому что написать о картинах Аллы Виксне хочется давно, но все как-то неловко было говорить о том, на что, как мне кажется, имеют право только люди […]
Заметки дилетанта
Как вы думаете, для чего делаются подзаголовки в статьях? Скажу по секрету: я это делаю для того, чтобы самим подзаголовком снять закономерные вопросы профессионалов. Такая вот хитрость, потому что написать о картинах Аллы Виксне хочется давно, но все как-то неловко было говорить о том, на что, как мне кажется, имеют право только люди со специальным образованием.
Но появился повод: художница открыла новую галерею и студию, где 11 декабря любители живописи, друзья и знакомые имели возможность посмотреть работы Аллы и ее учеников.
… Я не буду говорить, что сама студия расположена в таком изумительно красивом месте, в котором, даже если ты в жизни не держал кисти в руках, тебе захочется писать. Не буду рассказывать и о том, какая доброжелательно-спокойная атмосфера была на выставке: это надо самим почувствовать, побывав там и пообщавшись с хозяйкой, у которой для каждого нашлось и доброе слово, и улыбка, и минута поговорить.
Мне просто хочется провести вас – хотя бы мысленно – вдоль этих картин…
Должна предупредить: у меня с живописью отношения особые и строятся они, как правило, на очень простом принципе: я стою перед полотном и, если мне хочется подольше смотреть на него, если оно вызывает у меня какие-то ассоциации, чувства, воспоминания, этого для меня вполне достаточно, чтобы назвать это настоящим искусством. Перспектива в картине? Чем работает художник – масло, акварель, карандаш… Да, наверное, это исключительно важно и интересно (я не ерничаю, все это надо знать и понимать), но для меня важнее эмоциональная волна, идущая от картины. Волна, которая иногда заставляет колотиться твое сердце, туманит глаза слезой, или – наоборот – впускает в душу такой свет, что сразу понимаешь: это – Настоящее. И не надо объяснений, почему, как и за счет чего. Это – Настоящее, так редко встречающееся в нашей жизни, полной замечательно исполненных подделок. А если это Настоящее еще и твое по духу…
Я не люблю тусовок на выставках, люди отвлекают меня от общения с картиной, кроме того, как правило, стараются рассказать, что хорошо и что плохо. Возможно, они правы, и многих надо благодарить за обучение, но мне интересно не их мнение, а Картина, Художник и наш диалог.
… Когда я вошла в галерею и стала потихоньку двигаться вдоль выставленных картин, не только глаза мои разбежались… мне показалось, что полотна окликают меня. Я возвращалась к одной и той же картине по нескольку раз. Они звали…
… «Мириам». Cмычок в тонких пальцах, полузакрытые глаза, легкий наклон головы, волосы, золотисто-рыжеватые кудри, льющиеся на плечи, руки, смычок… И цвета – персиково-кремовый – платья, оттенки золотисто-коричневого – виолончели, лицо, омытое легким туманным светом, падающим сверху. Наверное, эту картину можно было бы назвать «Творчество», потому что суть ее – гармония и музыка, красота и печаль, полная самоотдача.
… «С.-Петербург. Нева». Летящая темная и сливающаяся с мрачным небом вода, разведенный (а может, оборванный?) мост. Утро? Вечер? Свинцово-холодная тяжесть предчувствия беды. Ах, Петербург, Петроград, Ленинград, Петербург – что впереди?
…Улицы старой Москвы, канал и мостики, дорога в мастерскую, утренний свет – холодновато-голубой, канал днем и канал на закате, буквально утопленный в солнечном свете… улица, идущая в гору, золоченые купола твоих храмов, Москва. Вы очень любите этот город, правда, Алла?
… Зима в Bear Valley. Ощущение слова, стынущего на лету, застывшие в снегу деревья, зима и покой, особый, зимний, воздух.
… «Ромашки». Они стоят в керамической вазе, справа – теплый свет… и почему-то так трогателен и беззащитен поломанный стебелек, клонящийся вниз вдоль вазы. Он так одинок.
… «Сирень в вазе». Конечно, ее только что сорвали. Сочные упругие гроздья и свет – позади…Вы помните майское буйство сирени, кусты так и рвутся из-за заборов наружу, и запах кружит голову. Юг, весна, сирень. И имя этому – Счастье.
О картинах Аллы можно говорить и говорить. Они сами приглашают к разговору. Поражает не только это необыкновенное чувство света и цвета, присущее художнику, но какая-то внутренняя гармония и нежность того, что на полотне. Это может быть пейзаж, натюрморт, портрет, это масло и акварель, но почти в любой работе есть этот внутренний свет. На ее работы хочется смотреть.
Душа художника в каждом полотне. Это ее светом освещены ромашки и сирень, нежностью и гармонией окутана картина «Мириам», ее любовью пронизана Москва, ее тревога в работах о Петербурге. Наверное, поэтому к ним хочется возвратиться, смотреть на них и думать о них. Ничего не навязывая, ее картины дают огромный простор для вашей фантазии и воображения, для жизни вашей души., поэтому каждый из вас может построить с ними свой диалог.
Картины Аллы Виксне просты для восприятия? Да, наверное, они так же просты, как «проста» жизнь с ее взлетами и падениями, «просты» рассветы и закаты, или легкий туман, крадущийся вдоль Залива, или «прост» шелест опадающих под наступающим осенним ветром листьев… Картины ее просты. Подняться бы до такой простоты…
Живопись и поэзия – разные виды искусств, но иногда, стоя у картины, вспоминаешь стихи. С работами Аллы, по-моему, очень созвучны по настроению и ритму бунинские строки:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.
Если вы захотите посмотреть работы Аллы Виксне, вы сможете сделать это на ее сайте https://www.avartstudio.com/allahome/home/homepage.htm
Жанна Сундеева