Вермеер и Рембрандт в Сан-Франциско
Можно только порадоваться, что крупные европейские музеи время от времени затевают ремонт. Какое нам, казалось бы, дело до того, что французы собрались реставрировать Малый Трианон, небольшой дворец, расположенный на территории Версаля? Но, пока они занимались ремонтом, Сан-Францисский Музей изящных искусств получил замечательную выставку, посвящённую Марии-Антуанетте. Когда пошёл на ремонт Музей Пикассо – в Сан-Франциско приехала […]
Можно только порадоваться, что крупные европейские музеи время от времени затевают ремонт.
Какое нам, казалось бы, дело до того, что французы собрались реставрировать Малый Трианон, небольшой дворец, расположенный на территории Версаля? Но, пока они занимались ремонтом, Сан-Францисский Музей изящных искусств получил замечательную выставку, посвящённую Марии-Антуанетте. Когда пошёл на ремонт Музей Пикассо – в Сан-Франциско приехала обширная ретроспектива великого испанца. Ремонт музея Орсе обеспечил нам две выставки: «Рождение импрессионизма» и «Ван-Гог, Гоген, Сезанн и другие». Музей Писсарро, закрывшись на ремонт, одарил нас выставкой «Люди Писсарро».
Сегодня мы должны сказать спасибо городу Гааге, или Нидерландскому министерству культуры, или кому-то там ещё, озаботившемуся выделить деньги на ремонт и расширение музея Маурицхёйс. Благодаря этому ремонту, 26 января в Сан-Франциско открылась выставка «Девушка с жемчужной серьгой».
Такой экспозиции, какая сегодня развёрнута в Сан-Франциско, Маурицхёйс не показывал за пределами музея уже более тридцати лет. Среди 35 полотен, привезённых из Гааги, жанровые сценки Яна Стина, портреты Франца Хальса, натюрморты и пейзажи других замечательных голландских художников 17-го века, но в центре экспозиции – четыре полотна Рембрандта и знаменитая работа Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серьгой».
Ян Вермеер не был плодовитым художником. До нас дошло всего 34 его работы (плюс ещё пять, подлинность которых подвергается сомнению). Далеко не каждый из крупнейших мировых музеев может похвастаться Вермеером в свой коллекции. В Эрмитаже, например, нет ни одной его работы.
Любая картина Вермеера на какой бы то ни было выставке – событие. Но у «Девушки с жемчужной серьгой» особый статус. Этот датируемый 1665 годом портрет нередко называют голландской Моной Лизой, о нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи диссертаций. В 1999 году роман «Девушка с жемчужной серьгой», сочинённый американской писательницей Трейси Шевалье, стал международным бестселлером и был даже экранизирован.
Интересно, что это небольшое полотно, 44,5 х 39 см., – сегодня относящееся к категории бесценных, – в 1881 году было приобретено неким А. А. дис Томбе на аукционе в Гааге за 2 гульдена 30 центов. И только в 1902 году, по завещению этого дис Томбе, оно попало в музей.
Параллельно с выставкой живописи, привезённой к нам из Гааги, в Музее изящных искусств развёрнута выставка гравюр из собственного собрания музея. Эта обширная выставка, озаглавленная «Век Рембрандта», включает в себя работы важнейших голландских художников 17 века, но центральную часть – почти 60 работ – занимают гравюры Рембрандта.
***
Обе выставки открыты в музее De Young до 2 июня.
***
На фотографиях – открытие выставки 26 января 2013 г. Выступают президент Сан-Франциского музея изящных искусств Диана Вилсей, директор Королевской художественной галереи Маурицхёйс Эмили Горденкнер и посол Нидерландов в США Рудольф Бикинк.
Фотографии автора
Михаил Лемхин