54-й Сан-Францисский международный кинофестиваль

54-й Сан-Францисский международный кинофестиваль

Сан-Францисский фестиваль начинался как конкурсный, затем превратился в фестиваль фестивалей, но постепенно вернул себя некоторые конкурсные программы. Самые существенные из них: конкурс документальных и телевизионных фильмов и конкурс на лучший фильм начинающего режиссера (первая или вторая работа). Впрочем, лицо фестиваля определяли даже не эти программы, а группа призов, которые стали присуждать ежегодно: режиссерский приз за […]

Share This Article
На фестивальном плакате – кадр из фильма Иоселиани
На фестивальном плакате – кадр из фильма Иоселиани

Сан-Францисский фестиваль начинался как конкурсный, затем превратился в фестиваль фестивалей, но постепенно вернул себя некоторые конкурсные программы. Самые существенные из них: конкурс документальных и телевизионных фильмов и конкурс на лучший фильм начинающего режиссера (первая или вторая работа).

Впрочем, лицо фестиваля определяли даже не эти программы, а группа призов, которые стали присуждать ежегодно: режиссерский приз за вклад в киноискусство (в 1986–2002 годах он назывался призом Куросавы), призы актеру, сценаристу, пропагандисту кино и режиссеру – документалисту или мультипликатору. Все эти награды, учрежденные в разное время и спонсируемые различными организациями и фондами, позволяли приглашать в Сан-Франциско крупных мастеров, а ретроспективы, которыми сопровождалось вручение призов, помогали поддерживать высокий уровень фестиваля вне зависимости от качества текущей кинопродукции. Кроме того, фестиваль ежегодно включал в свою программу и другие тематические или авторские ретроспективы.

Такая система сложилась при Питере Скарлете, который был художественным руководителем фестиваля в 1983–2001 годах.

Разумеется, фестиваль не пренебрегал и текущим кинематографом, непременно приглашая на свои экраны лучшие фильмы из тех, что были показаны в Венеции, Каннах и Берлине.

После ухода Питера Скарлета фестиваль почти зачах и на четыре года погрузился в летаргический сон. Нынешнему руководителю фестиваля Грэхэму Леггату удалось поставить сан-францисский киносмотр на ноги, но при этом лицо фестиваля сильно изменилось.

Если при Скарлете важнейшей наградой фестиваля был приз режиссеру, то сегодня призы режиссеру, актеру и сценаристу практически уравнялись в значении. Авторские и тематические ретроспективы исчезли, и даже  лауреаты этого года – режиссеры, актеры, сценаристы – представлены теперь каждый только одним-единственным фильмом. Раньше было заведено, что новые работы режиссеров, получавших сан-францисские награды, обязательно попадали в фестивальные программы следующих лет. Эта традиция больше не соблюдается.

Другими словами, раньше концепция фестиваля была похожа на концепцию художественной галереи, у которой имеются своя коллекция и свои авторы, за чьим творчеством галерея следит. Понятно, что галерея выставляет и новых художников и кто-то из них может превратиться в одного из постоянных авторов, но, главное, имидж, лицо галереи – это сложившийся авторский коллектив.

Концепция нынешнего фестиваля – выставочный зал. После закрытия очередной экспозиции он пуст. Собирать новую выставку вы каждый раз начинаете с нуля.

Таков, говорят, современный подход: динамичный, открытый, демократичный. Все равны. Тот, кого вы сами вчера просили произнести программную речь, сегодня может даже не получить слова.

И все же, несмотря на декларации, есть несколько режиссеров, верность которым фестиваль (при всей своей подчеркнутой открытости, демократичности и динамичности) сохраняет. Один из них – Отар Иоселиани. Сан-Францисский фестиваль не пропустил ни одного фильма этого замечательного режиссера.

Нынешний же год, по-моему, с полным на то основанием можно назвать Годом Иоселиани. Разумеется, фестиваль включил в свою программу последнюю работу режиссера – очень грустную картину «Шантрапа». Но, кроме объявленных трех сеансов для публики, Грэхэм Леггат сообщил журналистам еще об одном специальном показе.

Что за показ? В отличие от европейских фестивалей, сан-францисский киносмотр в основном финансируется за счет частных пожертвований и лишь в очень незначительной степени за счет федеральных, штатных и городских грантов. Среди прочих методов сбора денег фестиваль ежегодно устраивает так называемую «Ночь призов», на которой присутствуют все три лауреата текущего года – режиссер, актер и сценарист. Фестиваль здесь рассчитывает на состоятельных граждан. За столик по соседству с одним из лауреатов с вас попросят 25 тыс. долларов, подальше – 15 тыс., совсем в стороне – 10 тыс. Все это обычно происходит в ресторане одной из дорогих гостиниц. Билеты, впрочем, хорошо продаются, и недостатка в желающих нет.

Так вот, в нынешнем году, кроме чествования трех лауреатов, на этом специальном обеде предполагается также отметить одну почти круглую дату – 45-летие спонсорства фестиваля Джорджем Гандом. По такому поводу, объявил Грэхэм Леггат, на вечеринке будет показан фильм Отара Иоселиани, любимого режиссера Ганда. А сама вечеринка будет проходить в клубе с красноречивым названием Bimbo’s 365.

Портрет Отара Иоселиани работы Михаила Лемхина
Портрет Отара Иоселиани работы Михаила Лемхина

Ничего подобного никогда не было – никаких фильмов в «Ночь призов» не показывали. А тут в первый раз – и это Отар Иоселиани. На флаере, предлагающем вступать в Сан-Францисское кинообщество (флаер был вложен во все сан-францисские газеты), – кадр из фильма Иоселиани. На обложке фестивального буклета – кадр из фильма Иоселиани. На фестивальном плакате – кадр из фильма Иоселиани.

Кстати, о фестивальной пресс-конференции и фестивальном буклете. Каждый год имена лауреатов объявлялись на пресс-конференции, на которой оглашалась и фестивальная программа, а буклет с программой открывался специальными статьями о новых лауреатах. В этом году известен только лауреат-сценарист – выдающийся мастер Фрэнк Пирсон, написавший Dog Day Afternoon (1975) для Сиднея Люмета и поставивший по собственному сценарию культовый для поклонников Барбары Стрейзанд фильм A Star is Born (1976). Лауреаты режиссерской и актерской премий до сих пор не объявлены.

Фестиваль, как обычно, продлится две недели, с 21 апреля по 5 мая, в течение которых будет показано без малого две сотни фильмов из 48 стран.

Наших читателей, понятно, в первую очередь интересуют фильмы из России и о России. Таких на фестивале будет три. Только один из них  числится российским – это фильм Алексея Федорченко «Овсянки», который включен в программу под названием Silent Souls (22 апреля в 19:00, PFA, Беркли; 24 апреля в 16:45 и 28 апреля в 19:00, Kabuki, Сан-Франциско). Фильм Сергея Лозницы «Счастье мое» (30 апреля в 15:45 и 3 мая в 21:00, Kabuki, Сан-Франциско), о котором я уже писал («Кстати» № 831), представляет на фестивале Германию, Украину и Нидерланды. Третий фильм – «Шантрапа» Отара Иоселиани –  представляет Францию и Грузию (24 апреля в 18:15, PFA, Беркли; 26 апреля в 18:00, Сан-Франциско; 29 апреля в 21:00, New People, Сан-Франциско; плюс к этому специальный сеанс 28 апреля на вечеринке «Ночь призов», Bimbo’s 365 Club, Сан-Франциско). Отар Иоселиани приезжает на фестиваль и будет присутствовать на всех просмотрах, кроме берклийского. Сергей Лозница, к сожалению, не приедет, поскольку занят своим новым проектом – экранизацией повести Василя Быкова «В тумане»: сейчас он ищет натуру, а съемки надеется начать в сентябре. О планах Алексея Федорченко мне ничего не известно.

Как обычно, программа сан-францисского смотра составлена таким образом, чтобы разнообразные национальные и профессиональные группы, а также зрители с нетрадиционной сексуальной ориентацией нашли на фестивале интересующие их картины.

Понятно, что синефилы отметят в фестивальной брошюре картины «Пещера забытых снов» Вернера Герцога (Cave of Forgotten Dreams, 25 апреля в 17:00 и 26 апреля в 21:30, Kabuki, Сан-Франциско); «Лиссабонская мистерия» Рауля Руиза (Misteries of Lisbon, 23 апреля в 12:15, Kabuki, Сан-Франциско); «Таблоид» Эрола Морриса (Tabloid, 3 мая в 21:30, Kabuki, Сан-Франциско; 5 мая в 14:45, New People, Сан-Франциско); «Спящая красавица» Катрин Брейя (The Sleeping Beauty, 26 апреля в 18:15 и 27 апреля в 18:30, Kabuki, Сан-Франциско); «Хахаха» Хонга Санг-су (Hahaha, 22 апреля в 18:15; 25 апреля в 21:00; 26 апреля в 15:30, Kabuki, Сан-Франциско).

Вряд ли кто-либо из синефилов упустит возможность посмотреть на большом экране прекрасно отреставрированную копию «Сладкой жизни» Феллини (1 мая в 12:30, Castro, Сан-Франсиско) и малодоступный в Америке фильм Райнера Вернера Фасбиндера «Мир на проводе» (World on a Wire, 23 апреля в 20:45, Kabuki, Сан-Франциско; 30 апреля в 14:00, PFA, Беркли).

Кадр из фильма «На гастролях»
Кадр из фильма «На гастролях»

Обещает быть забавной картина «На гастролях» (On Tour, 5 мая в 19:00, Castro, Сан-Франсиско), снятая французом Мэтью Амальриком. Сюжет: французский продюсер путешествует с американским бурлеск-шоу по небольшим городкам Франции. Одна из участниц этого бурлеск-шоу произвела фурор на фестивальной пресс-конференции, явившись в том самом костюме, в котором она снималась в фильме. Мужчины, не в силах скрыть свой интерес, смущаясь, но постоянно огладываясь, вертелись на стульях, в то время как женщины смотрели (во всяком случае, мне так показалось) с ревнивой завистью. 

Кадр из фильма «Автобиография Николае Чаушеску»
Кадр из фильма «Автобиография Николае Чаушеску»

На свой вкус я рекомендую интереснейший фильм румына Андрея Ужикэ  «Автобиография Николае Чаушеску» (The Autobuography of Nicolae Ceausescu, 23 апреля в 12:45 Kabuki, Сан-Франциско; 24 апреля в 17:15, New People, Сан-Франциско; 1 мая в 13:30, PFA, Беркли). Эту трехчасовую картину, вероятно, можно назвать очередной серией киноисследования Ужикэ, рассказывающего о падении коммунизма. Первая часть – «Видеограммы революции» (Videograms of a Revolution, 1992) – доступна интересующимся на DVD (я писал о ней в одном из своих обзоров), вторая – «В отсутствии» (Out of the Present, 1995) – была показана в 1996 году на Сан-Францисском кинофестивале. Первая картина рассказывала о том, как происходила румынская революция, вторая – историю космонавта Сергея Крикалева: за десять месяцев, проведенных им вне Земли, Советский Союз, страна, отправившая его в космос, перестала существовать. 

Еще один заинтересовавший меня документальный фильм – «Коммунистическое кино» (Cinema Komunisto, 30 апреля в 15:15 и 4 мая в 15:15, Kabuki, Сан-Франциско; 3 мая в 18:30, PFA, Беркли) – снят в Сербии. Автор фильма Мила Тураджлик рассказывает о том, как при помощи послушного кинематографа придумывалась, писалась и переписывалась история Югославии. 

В фестивальной программе множество интересных фильмов: в моем личном списке почти пятьдесят. Полистайте фестивальную брошюру – я уверен, что вы найдете там ленты на свой вкус.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »