53-й Сан-Францисcкий международный кинофестиваль

53-й Сан-Францисcкий международный кинофестиваль

Issue #794 53-й Сан-Францисcкий международный кинофестиваль не стал большим кинематографическим событием. Не было в этом году выдающихся картин, не было выдающихся гостей – фестиваль был ровный и какой-то усредненный. Может быть, это такой год. Критики дружно ругали и другие фестивали нынешнего года: Каннский (который многими был назван худшим фестивалем за всю его историю) и только […]

Share This Article

Issue #794

53-й Сан-Францисcкий международный кинофестиваль не стал большим кинематографическим событием. Не было в этом году выдающихся картин, не было выдающихся гостей – фестиваль был ровный и какой-то усредненный. Может быть, это такой год. Критики дружно ругали и другие фестивали нынешнего года: Каннский (который многими был назван худшим фестивалем за всю его историю) и только что прошедший Московский.

Разумеется, на фестивале было довольно много картин так или иначе любопытных, но, кроме «Уроков русского» Андрея Некрасова (об этом фильме я уже писал), не было ярких, или, если выразиться точнее, обязательных, таких, которые непременно надо посмотреть.
Режиссерский приз за вклад в киноискусство, который многие годы назывался Призом имени Куросавы, а теперь стал призом основателей фестиваля, вручен был бразильцу Вальтеру Саллесу, режиссеру хорошему, но такому же среднему, как и весь фестиваль. Самые знаменитые фильмы Саллеса «Центральная станция» (1998) и «Дневник мотоциклиста» (2004) имели в Америке определенный успех.

У Саллеса прочные связи с Сан-Франциско, он здесь бывал не раз. Не говоря уже о том, что новый свой фильм, экранизацию книги Керуака «На дороге», Саллес снимает на сан-францисской студии «Американ Зеотроп», принадлежащей Френсису Форду Копполе. Фильм еще не закончен. Рабочий материал, который показал на фестивале Саллес, достаточно любопытен – некая смесь документального кино с игровым. Разумеется, глупо выносить какие-то суждения о незавершенной работе, но по этому материалу кажется, что фильм будет интересный, однако не вызывающий восторга. Как, впрочем, и сама столь почитаемая книга Керуака.

Признаюсь, гораздо интереснее фильма (то есть «черновика» фильма) была беседа Вальтера Саллеса с Алехандро Гонзалесом Инарриту. Традиционно лауреат фестивальной премии привозил на церемонию вручения свою новую картину (в былые времена фестиваль, кроме того, показывал и обширную ретроспективу работ награждаемого режиссера), а перед фильмом кто-нибудь из журналистов – обычно Дэвид Де Арси с NPR – интервьюировал нового лауреата на сцене.

В этом году, изменив традиции, второе кресло на сцене занял не журналист, а режиссер, брутальный мексиканец Алехандро Гонзалес Инарриту. Контраст между бразильцем и мексиканцем, то есть между человеком португальской культуры и человеком культуры испанской, был разителен. Аккуратный, деликатный, говорящий тихим голосом Саллес – и с торчащими в разные стороны жесткими черными волосами шумный и самовлюбленный Инарриту. Инарриту, по-моему, вообще чувствовал себя центральной фигурой этого мероприятия. Я как раз подходил к кинотеатру, когда Инарриту вылезал из машины. Лучезарно улыбаясь и даже не озаботившись подать руку своей жене (или подружке), – кукольной красотке в коктейльном платье, – он махал рукой толпе, которая, наверное, принимала его за главного виновника события. Похоже было, что и аплодисменты зала Инарриту принимает на свой счет, начав с вопроса, возбудившего публику.

«Мы собираемся здесь поговорить о вашей жизни, – сказал Инарриту. – Что, если начать с истории вашей половой жизни?»
«Это будет очень короткая история», – ответил Саллес.
Впрочем, несмотря на полную непригодность Алехандро Инарриту к роли интервьюера, Вальтер Саллес говорил интересно. Это человек широко и хорошо образованный, думающий о кино, к тому же прекрасно знающий и классику, и современные достижения. Человек, не только смотревший и читавший все, от Дзиги Вертова до Андрея Тарковского и Кшиштофа Кислевского, но и чувствующий себя частью большого контекста. Саллес работает с полной отдачей и пониманием того, что он делает, но, я думаю, он и сам осознает, что, при всем своем мастерстве, он не наделен волшебной силой, которой обладали столь почитаемые им предшественники. Вальтер Саллас просто хороший добротный режиссер.

Много шуму наделала в Сан-Франциско демонстрация картины Рика Стерна и Энни Сандберг «Джоан Риверс: Работа». Документальный фильм, посвященный одной из самых популярный эстрадных комедианток – первой, как постоянно подчеркивается, женщине, достигшей подобного статуса, и первой еврейке, обретшей общенациональную популярность и титул звезды. Джоан Риверс (настоящее имя Александра Молинская), семидесятисемилетняя женщина с маской лица, приобретенной в результате миллиона пластических операций, прилетела в Сан-Франциско на один день, выступила в популярном радиошоу Майкла Красного, прошлась по магазинам, а вечером появилась в кинотеатре. Публика стонала от восторга.

Картина о Джоан Риверс сделана грамотно и вполне элементарно. И, наверное, эта картина безумно интересна тем, кто млеет, слыша хриплый голос пожилой юмористки. Я же, вероятно, будучи пришельцем, слушать эти шутки не могу. Мне они кажутся скучными и плоскими, а беспрерывно произносимое сакраментальное слово f… (так любимое нынешним вице-президентом), никак не делает их смешнее. Скорее, совсем наоборот. В любом случае, вряд ли можно сказать, что полторы тысячи человек, заполнившие зал, пришли сюда, потому что любят кино. Они пришли на Джоан Риверс.

Настоящие любители кино собрались в том же зале на чествование Роджера Иберта, которому фестиваль присудил свой ежегодный приз за вклад в пропаганду кино. Иберта знают и почитают миллионы. На протяжении многих лет с телевизионного экрана и с газетной полосы он вместе с Джином Сискелем, а после смерти Сискеля в 1999 году в одиночку объяснял американцам, что хорошо, что плохо и вообще, как смотреть кино. Иберт никогда не был глубоким критиком, но он был и остается замечательным популяризатором.

В 2006 году Иберт перенес операцию по поводу рака горла. В результате он лишился речи, горло его закрыто каким-то широким обручем, а подбородок кажется прикрепленным к лицу на живую нитку. Но, что удивительно, глаза улыбаются и горят огнем интереса и понимания, и он даже говорит – при помощи переносного компьютера. Он набивает на киборде то, что хочет сказать, а компьютер, по старым образцам синтезирующий реальный голос Иберта, произносит напечатанное вслух.

Один за другим поднимались на сцену угрюмый Терри Звигов, жовиальный Эррол Моррис, молодой и полный энтузиазма Джейсон Рейтман, и каждый из режиссеров рассказывал истории о том, как помог им Иберт в их работе, карьере, проталкивании через студийную цензуру неординарных фильмов. Иберт с женой сидели на сцене и слушали все это с живейшим интересом, Иберт поднимал большой палец, жестикулировал – короче, принимал самое непосредственное участие в происходящем.

Последним выступал старый друг Иберта, режиссер Фил Кауфман. Оба они родом из Чикаго, и Иберт с юности был знаком не только с Филом, но и с его женой Роуз, скончавшейся в декабре от рака. Заговорив о Роуз, Кауфман не мог удержать слез, и надо было видеть, как Иберт старался успокоить его.

В заключение вечера публика устроила Иберту овацию – овацию, каких, скажу честно, я никогда в жизни не видел. Полторы тысячи человек самозабвенно аплодировали, скандируя «You are the best!» в течение нескольких минут.
Заговорив о настоящих любителях кино, я не могу не упомянуть доклад Волтера Марча в ежегодной серии «О состоянии кино». Казалось бы, и тема доклада, и сам докладчик не так уж интересны широкой публике, но зал на 500 человек был полон.

Волтер Марч поделился своими соображениями об истории и эстетике кино, помещая киноискусство в самый широкий культурный контекст: Эдиссон, Бальзак, Флобер, Бетховен. Кое-что в построениях Марча показалось мне более чем спорным, однако с ним можно соглашаться и не соглашаться, но к нему нельзя не прислушаться. Волтер Марч – один из первых, если не первый в стране мастер монтажа и звукорежиссуры. По-моему, это единственный кинематографист, который был удостоен двух «Оскаров» одновременно – за монтаж и звукорежиссуру картины Энтони Менгелы «Английский пациент». Кроме того, в его коллекции «Оскар» за монтаж картины Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».
Марч монтировал почти все фильмы Копполы, «Джулию» Фреда Циннемана, «Невыносимую легкость бытия» Фила Кауфмана и десятки других знаменитых лент.

* * *
Подводя итоги, скажу, что, несмотря на среднее качество картин, на фестивале было немало достойных внимание событий. А картины? Надеюсь, следующий год будет удачнее.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »