«Забирать у детей детство, чтобы сообщать им кучу информации, — это преступно»

Share this post

«Забирать у детей детство, чтобы сообщать им кучу информации, — это преступно»

В моей юности учителя были намного более знающими, чем нынешние. Об­разование было более фундаменталь­ным. И все равно я считаю, что очень много времени пропало зря. Жалко детство, в котором много ненужной информации.

Share This Article

1212Я узнаю у людей про их оценку по исто­рии. Отвечают: «Пятерка». Тогда я спра­шиваю: «Что такое огораживания?». Вспоминает только учитель истории. Я не совсем понимаю, зачем у меня был урок про «огораживания». Зачем все это было нужно, когда никто никогда не помнит ни про какие огоражива­ния?

Вот в самолетах каждый раз стюардес­са рассказывает про технику безопас­ности. Конечно, никто ничего не запо­минает. Нет таких историй, в которых человек все надел, поплыл и потом заявил: «Самолет упал, все погибли, а я спасся, потому что внимательно вы­слушал стюардессу». Мне наша школа напоминает эту стюардессу, которая всегда обязана все рассказывать.

Современная школа — это школа про­шлых веков; школа, которая абсолют­но неправомерна. Раньше все было понятно — никаких источников ин­формации, кроме учителей, не было. А сейчас все учителя, с точки зрения знаний, будут посрамлены перед ин­тернетом. Ни один, даже самый заме­чательный, учитель географии не зна­ет и одной миллиардной доли того, что есть в сети.

Любой нормальный ребенок наберет ключевое слово и получит десять мил­лионов единиц информации, а бедный учитель географии по-прежнему зада­ет прочитать страницу 117 и переска­зать ее. Абсурд очевиден.

Школу надо менять, потому что сейчас она порождает дичайшую необразо­ванность

Это просто ужас, и он с каждым годом все ужаснее и ужаснее, извините за тавтологию. Мы забираем у детей де­сять лет в самые лучшие годы их жиз­ни. А что получаем на выходе? Поклон­ников Стаса Михайлова и Леди Гаги. А ведь эти дети десять лет учили поэзию Пушкина, Тютчева, учили Моцарта, пели в хоре, изучали великие творе­ния, которые порой и взрослые не по­нимают. Учили великую литературу и музыку, доказывали теоремы, изучали логическое мышление. Но после этого всего в мир выходит человек, который не может связать и пяти звуков, у кото­рого не стыкуются правая и левая ча­сти мозга, у которого речь насыщена словами, которые ни один педагог в школе не преподавал.

Школа не соответствует требованиям социума. Единственное спасение — другая школа, школа будущего. Каж­дый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет ото­рванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира. Она и дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормаль­ным мышлением. Идеальная школа — это создание панорамного виде­ния, воссоздание мышления во всей ассоциативной связи. В моей школе «Семь ключей» все уроки комплексно­волновые, они связаны единым поня­тием, явлением, вещью, предметом. Урок может длиться день, ведут его все учителя, сопричастные с этим яв­лением.

Плюс Междисциплинарности

Почему я говорю о нескольких учите­лях сразу? Очень унизительно бегать из класса в класс каждый час, все вре­мя менять атмосферу и переделывать­ся. В обычной школе каждый учитель абсолютно не соотносится с другим учителем и его предметом. Учитель физики даже не задумывается, что у детей только что была география, и не может понять, почему не получается навести дисциплину. А потом прихо­дит учитель, которого дети очень лю­бят, и ему вовсе не надо наводить по­рядок. Это все хорошо, но невозможно школу положить на индивидуальность учителей.

Все нобелевские открытия сделаны на междисциплинарном уровне, на стыке предметов. Распространить такую си­стему вполне реально. Начинать нужно с отдельных точек. То, что я предлагаю, куда более естественно, чем школа, в которой бедный учитель постоянно приспосабливается к разным классам. Учитель физики, который прошел мою методику, приходит в школу и начина­ет говорить про Баха. Химик включает музыку Бородина, через которую ста­новится ясной связь между музыкой и химическими реакциями. Музыка — это питание мозга, я знаю это по нобе­левским лауреатам.

Чувство юмора — необходимое качество педагога

Еще одно условие — чувство юмора. Да, не у всех оно есть, и в будущем лю­дям без него лучше идти в бухгалтеры, нежели в учителя. Пусть педагоги за­водят картотеки веселых историй и рассказывают их детям — устраивают перезагрузку.

Неужели нормальный учитель не может выяснить знания ребенка без дурацких экзаменов, без глупых би­летов? А если ребенок забыл точную высоту Джомолунгмы — это что, ему тройку нужно ставить? Да ерунда! А он скажет: «Иван Иваныч, вот там вни­зу целая религия родилась. Там Тибет, там такое творится! Можно я вам рас­скажу?». Обучение — это не тюрьма и не армия. Это светлое место академии Платона, где люди, улыбаясь, познают всякие вещи. Ребенок не компьютер и не большая советская академия.

Главное — чтобы ребенок был счастли­вым. В современной школе он не будет счастлив никогда.

Главный двигатель к знаниям

Нормальному индустриальному об­ществу нужен лишь один процент математиков. Остальные будут уметь считать только деньги. Зачем же всех детей мучить математическими дета­лями, которые они забудут навсегда на следующий день? Стране нужны 3% фермеров, 1,5% химиков, еще 4-5% рабочих. Математики, физики, химики, производственники — 10% населения. Остальные будут людьми свободных профессий, как это уже произошло в Швеции.

Вся система должна измениться. Куча знаний во всех предметах никому не нужна. Зачем вам изучать географию Дании — вы же найдете все в интер­нете, как туда соберетесь. Другое дело — если познавать ее через Андерсена. Мой урок объединяет его сказки с гео­графией, историей Дании, красотой Копенгагена, историей любви Русалоч­ки. Вот это и есть школа.

Главный двигатель к знаниям — это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает. Нель­зя вбить в голову никакую математику и геометрию. Современной школе не хватает искусства, культуры и рито­рики. Нужно просто посмотреть семь свободных искусств, которые изучали античные дети, это было неплохо по­ставлено.

В общем-то, смысл и цель всего движе­ния цивилизации — создание артефак­тов культуры и искусства. Кто правил во времена Баха? Какой по счету был король во времена Шекспира? Эпоха Шекспира, эпоха Пушкина, эпоха Мо­льера, эпоха греческого театра… А кто был в это время цезарем — это надо смотреть в справочниках. От всего развития человечества остается толь­ко культура и искусство. Остальное — ерунда.

Ничего другого не остается, как бы мы ни старались. Даже научное открытие – только мостик для следующих.

Искусство и культура нужны для того, чтобы люди не убивали друг друга. Школа должна быть радостным вос­поминанием детства, самой светлой частью жизни человека. Все равно с каждым годом мы приближаемся к смерти. В этом плане жизнь — доста­точно пессимистичная штука, печаль­ная. Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщать им кучу информации, которую они никогда не запомнят и ко­торой никогда не воспользуются — это совсем преступно.

Выпустить надо не математика или фи­зика, а человека.

Михаил Казиник

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »