Волшебники встречаются не только в сказках

Share this post

Волшебники встречаются не только в сказках

Недавно в Бёркли Cal Performances предоставил  любителям музыки уникальную возможность познакомиться с необыкновенным ансамблем: молодым пианистом Даниилом Трифоновым и молодым душой скрипачом Гидоном Кремером, который уже знаком публике в различных ипостасях. Знакомство состоялось в First Congregational Church, в  приятном зале с хорошей акустикой. А последняя мысль, по крайней мере, у одного из  слушателей, пришедшая в […]

Share This Article

Недавно в Бёркли Cal Performances предоставил  любителям музыки уникальную возможность познакомиться с необыкновенным ансамблем: молодым пианистом Даниилом Трифоновым и молодым душой скрипачом Гидоном Кремером, который уже знаком публике в различных ипостасях. Знакомство состоялось в First Congregational Church, в  приятном зале с хорошей акустикой. А последняя мысль, по крайней мере, у одного из  слушателей, пришедшая в голову после завершения концерта, была: «Какое счастье, что они нашли друг друга».

Программа концерта была необычной и, на первый взгляд, несовместимой: классики Моцарт и Шуберт рядом с Мечиславом Вейнбергом (1919-1996), польским евреем, убежавшим в Советский Союз от немецких захватчиков, у которого было много прегрешений, начиная от современного ему музыкального стиля (официально называемого «формализмом»), национальности, и кончая родством с Соломоном Михоэлсом, который был тестем Вейнберга. По совокупности «преступлений» Вейнберг был арестован в 1953 году и пробыл в заключении 11 недель. Повидимому, смерть Сталина помогла Шостаковичу  добиться освобождения композитора, но с тех пор Вейнберг старался жить незаметной жизнью, продолжая активно сочинять «формальную» музыку.

Даниил Трифонов

Начался концерт с исполнения Даниилом Трифоновым «Фантазии ре минор» Моцарта для фортепиано. Всё было сыграно чистенько, аккуратно, но почему-то замедленно и недостаточно эмоционально, что снизило впечатление от исполнения. Какие соображения руководили пианистом, обычно очень энергичным и эмоциональным, сказать трудно. Но вторым номером программы стала «Соната №5 для скрипки и фортепиано соль минор» Мечислава Вейнберга, и всё стало на своё место.

Первая часть, Andante con moto, началась с божественной темы с богатыми вариациями в исполнении Кремера, которому очень чутко аккомпанировал Даниил. Во второй части, Allegro molto, музыканты продемонстрировали отличную сыгранность и изящность фразировки, и здесь Даниил  нисколько не уступает «мэтру», на счету которого уже более 130 записанных CD. Живо прозвучали лёгкая, изящная и солнечная третья часть, Allegro moderato, и заключительная, Allegro – Andante – Allegretto. И решительная мысль: «А ведь Вейнберг сочинял отличную музыку!».

Первое отделение концерта завершается исполнением «Сонаты для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор» Моцарта. Лёгкая и полная изящества быстрая первая часть, тонкая задумчивость второй, изобретательность и очарование вариаций темы третьей части исполнены с такой мягкостью, поэтичностью, совершенством, которые редко встретишь. Ангельское пение, и не меньше!

Второе отделение началось с исполнения ещё одной сонаты Вейнберга, «Сонаты №3 для скрипки  соло» в исполнении Гидона Кремера. Это фантастическая, необыкновенная вещь в столь же необыкновенном исполнении. Это симфоническое богатство, заключающее в себе радость любви и боль отчаяния,

Это трагедия потерь и робкое ожидание счастья. И все эти нюансы были пережиты скрипачом, а вместе с ним – публикой, находившейся в зале. Какими путями это было достигнуто, – очень трудно, а быть может, вообще невозможно объяснить. Эту Сонату Вейнберг посвятил памяти своего отца.

Гидон Кремер

Программу концерта завершила «Фантазия для скрипки и фортепиано до мажор» Франца Шуберта, созданная им в декабре 1827 года и состоящая из семи частей различного характера, следующих друг за другом без перерыва. Настроение частей то и дело меняется, от сумбурных до лирических раздумий, переходящих даже в танцевальные эпизоды. Начинается всё с очень медленной части, а завершается эпизодом на бурной скорости. Эта эффектная часть завершает программу концерта.

Бурная реакция поднявшегося зала убедила исполнителей в необходимости исполнить что-либо на бис. Они избрали очаровательную комическую пьесу грузинского композитора, народного артиста СССР  Гии Канчели. Продолжение оваций не привело к положительному результату: музыканты явно устали, исполняя в течение двух с половиной часов очень трудную программу. Не пропустить бы последующие концерты этих выдающихся музыкантов- волшебников. 2

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »