Там, за рекой

Share this post

Там, за рекой

Беда не приходит одна. В том числе и для палестинской автономии. Во-первых, СМИ со ссылкой на ливанскую газету и спецпосланника президента РФ на Ближнем Востоке пишут, что Москва в очередной раз пригласила к себе высших функционеров ФАТХа и ХАМАСа для урегулирования противоречий. Последний, конечно, уже согласился, а вот Аббас занервничал. Оно и понятно – ровно […]

Share This Article

Беда не приходит одна. В том числе и для палестинской автономии.

Во-первых, СМИ со ссылкой на ливанскую газету и спецпосланника президента РФ на Ближнем Востоке пишут, что Москва в очередной раз пригласила к себе высших функционеров ФАТХа и ХАМАСа для урегулирования противоречий. Последний, конечно, уже согласился, а вот Аббас занервничал. Оно и понятно – ровно год назад ФАТХ всей душой откликнулся на аналогичный призыв, и Аббас, переезжая из Москвы в Питер, почти как в одном из фильмов Чаплина, когда Чарли ждал гостей, а гости не пришли, всуе, как говорится, жаждал встречи с Халедом Машалем. Который не явился. Теперь раис решил подержать паузу. В надежде, что из Кремля ему что-нибудь разъяснят.

Во-вторых. Выходящая в столице Британии газета «Аль-Кудс аль-Араби» сообщила, что иорданские власти рассматривают, так сказать, возможность лишения гражданства (а может быть, подданства?) трех десятков высокопоставленных представителей палестинской автономии, среди которых, о ужас, сам председатель Махмуд Аббас и его дети.

Не будем вдаваться в причины очередной напряженности между Хашимитским королевством и палестинской автономией. Скажем лишь, что здесь, как и в других местах земного шара, виноват футбол. Мол, палестинский футбольный начальник по имени Раджуб интриговал против кандидата на пост главы FIFA члена иорданской королевской семьи.

О времена, скажем мы вслед за Цицероном, о нравы! Но сразу же вспомним, что из-за футбола уже случались самые настоящие войны (Сальвадор – Гондурас, 1969 год, так и хочется сказать – 0:0), а сегодня, буквально в режиме реального времени, мир наблюдает за крушением величия упомянутой FIFA, что, в свою очередь, может потрясти мир.

Махмуд Аббас (справа) и Халед Машаль

Палестинская автономия – это вам даже не Катар, чье право на проведение чемпионата мира может оказаться под вопросом. Поэтому Махмуд Аббас поехал лично в Амман, благо тут недалеко, и встретился с упомянутой выше особой королевской крови, а после встречи на весь мир заявил, что иорданцы и палестинцы – один народ, живущий в двух государствах.

Ладно, о вечных контрах между ХАМАСом и ФАТХом мы знаем. А что за странные отношения связывают «палестинцев» и подданных иорданского монарха?

Так получилось, что какая-то часть топонимов обязана своим появлением не местным герграфическим пунктам, а неким линейным, что ли, ориентирам, достаточно известным на языке, использующем то или иное географическое название. На русском это Забайкалье, Приднестровье. Или просто «за речкой», как говорили об Афганистане в течение всех лет войны.

Явление это известно и в других местах. На Ближнем Востоке это Заиорданье. Или, по-латински, Трансиордания. То, что за рекой Иордан.

С темой нашего сегодняшнего разговора данная территория связана тем, что на ней расположено Иорданское Хашимитское Королевство. Оно имеет, наравне с некоторыми другими арабскими странами, общую границу с Израилем, но, в отличие от них, связано с еврейским государством тем, что оба они вышли, как говорится, из шинели Британского мандата.

История у тех земель, что лежат за Иорданом, интересная.

Было время, здесь властвовали Фатимиды, наследники дочери пророка Мухаммеда. Они, впрочем, как сообщают хроники, удалились после появления участников Первого Крестового похода (1096—1099 годы). Местные же люди заключили с пришельцами мир. Король Балдуин I построил здесь «блокпост» на караванном пути, а вокруг Петры было создано архиепископство, подчинявшееся латинскому патриарху Иерусалима.

К 1189 году Салах ад-Дин занял Трансиорданию. Ему противостояли люди с такими звучными именами, как король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян и великий магистр ордена тамплиеров Жерар де Ридфор, однако все крепости крестоносцев были уничтожены. От королевства остался один лишь титул.

Несмотря на все эти красивости, местные жители, бедуины, делали что хотели. Они занимались земледелием – выращивали пшеницу, гранаты и оливы, добывали соль из Мертвого моря, водили караваны.

Далее – власть мамлюков и Османской империи. И, наконец, Первая мировая война, победа Антанты и Британский мандат, в рамках которого в исторической области Палестине было создано зависимое от Великобритании княжество Трансиордания, получившее около трех четвертей подмандатной территории.

Интересно взглянуть с позиции наших дней, как создавалась в то время арабская элита.

Вот Абдалла I ибн Хусейн, эмир Трансиордании, первый король Иордании, основатель династии Хашимитов. Сын шерифа Мекки. Заложник при османском дворе (таковы были нравы). В 1909 – уже депутат турецкого парламента и даже его вице-председатель. Обширные связи с англичанами. Возглавил в 1916 году арабские части в Хиджазе. Министр иностранных дел Хиджаза. В 1920 – король Ирака, но ненадолго, через год его заменили старшим братом Фейсалом, которого выгнали из Сирии. В виде компенсации получил в 1921 титул эмира Трансиордании.

Вторая мировая пошла княжеству на пользу – в мае 1946 года оно стало называться королевством Иордания. Участие в войне арабов против Израиля 1947—1949 годов и аннексия Иудеи и Самарии, а также Восточного Иерусалима, повысило статус Абдаллы, он стал весьма авторитетной персоной среди арабских правителей. Ему, как говорится, зачлось, что в начале тридцатых годов прошлого века он провел ряд операций по усмирению бедуинских племен, а в 1936 году во время арабских беспорядков на подмандатной территории предложил свои услуги в качестве посредника. Это еще более укрепило его позиции, после чего им был предложен план создания Арабской федерации, которую, впрочем, создать так и не удалось. Более того, 20 июля 1951 короля застрелил палестинский террорист на пороге мечети Аль-Акса.

Я вполне допускаю, что все то, что я сообщил здесь, не слишком интересует читателя. Но ведь мы хотим установить, как вы, надеюсь, помните, почему Аббаса так испугала перспектива лишения иорданского гражданства, что он поспешил извиняться за своих футболистов. Дело в том, что в 1954 году Иорданией был принят закон, предоставляющий право на получение подданства всем (кроме евреев), имевшим гражданство британской подмандатной территории по состоянию на 15 мая 1948 года и постоянно жившим в Иордании с декабря 1949 года по февраль 1954. Про Аббаса известно, что он родился в Цфате, откуда его семья бежала в Сирию после, как пишут в справочниках, захвата города израильскими силами в ходе арабо-израильской войны 1947-49 годов. Вполне возможно, что в его случае гражданство предоставлено по критерию проживания на подмандатной территории до мая 1948 года. Но, в любом случае, дело не в гражданстве для Аббаса и его семьи.

В восьмидесятых годах Иордания отказалась от притязаний на территории Иудеи и Самарии «в пользу будущего арабского государства Палестина». Но до этого отец нынешнего монарха и внук Абдаллы I Хусейн подавил вооруженной силой «палестинцев», устроивших в Иордании свое государство в государстве, многих изгнал и лишил их подданства. С тех пор прошло много лет, но отношения иорданской монархии и руководства палестинской автономии по-прежнему холодны.

Единственное, что до сих пор связывает Рамаллу и Амман, это роль Иордании как покровителя исламских святынь Иерусалима. Именно на судьбе этих самых святынь, якобы ежедневно подвергающихся опасности со стороны еврейского государства, играют ныне противники Израиля.

И Иордания эту игру, даже понимая ее натянутость, все же поддерживает. А что будет, если Аббаса с семьей лишат последней связи с Иорданией? Не оставит ли Хашимитское королевство без внимания и судьбу Аль-Аксы, без претензий на обладание которой режиму Аббаса грош цена?

Впрочем, поедет Махмуд Аббас в Москву или не поедет – не суть важно. Не до него там сейчас. Но то, о чем мы сегодня поговорили, актуально как никогда. Правда, для одного лишь Аббаса. Как в мире отнесутся к его признанию, что у палестинских арабов уже есть два государства, тогда как они претендуют на создание еще одного?

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »