Счастливого пути, молодежный оркестр!

Share this post

Счастливого пути, молодежный оркестр!

Начнём с двух энтузиастов, благодаря энергии и вовлечённости которых родился молодежный оркестр. Оба из бывшего СССР, оба – музыканты высокого класса, оба труженики и настойчивые люди и, не в последнюю очередь, оба – беспредельно обаятельные личности: дирижёр Имант Коциньш и пианист Темиржан Ержанов. Оба наделены ярко выраженными организаторскими   способностями. Первый родом из Латвии, второй – […]

Share This Article

Начнём с двух энтузиастов, благодаря энергии и вовлечённости которых родился молодежный оркестр. Оба из бывшего СССР, оба – музыканты высокого класса, оба труженики и настойчивые люди и, не в последнюю очередь, оба – беспредельно обаятельные личности: дирижёр Имант Коциньш и пианист Темиржан Ержанов. Оба наделены ярко выраженными организаторскими   способностями. Первый родом из Латвии, второй – из Казахстана.

Первый концерт нового коллектива

Выдающийся дирижёр Евгений Светланов однажды охарактеризовал Коциньша как музыканта, сумевшего довести его своим искусством до слёз. Коциньш рано обратил на себя внимание ряда оркестров как в бывшем Советском Союзе, так и за рубежом. Его стали приглашать многие музыкальные коллективы,  – например, Московская филармония, Национальный Латвийский Симфонический оркестр, Большой Театр,  Филармонический Оркестр Украины, Симфонический оркестр Монтерея и т.п.

Обширные интересы Иманта Коциньша связаны не только с симфоническим репертуаром, но и с оперой, балетом, опереттой. Он уделяет много внимания современной музыке, исполняя произведения Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Евгения Светланова, Сергея Слонимского и других.

Получив вначале музыкальное образование как скрипач, Коциньш затем постиг дирижирование под руководством профессора Василия Синайского, а впоследствии совершенствовал своё искусство в Санкт-Петербурге под началом выдающихся профессоров – дирижёров Ильи Мусина и Арвида Янсонса.

Любители музыки в Сан-Франциско и Районе Залива хорошо знакомы с пианистом Темиржаном Ержановым. Ещё будучи студентом, он занял в 1993 году первое место и получил золотую медаль на очень престижном конкурсе Роберта Шумана в Цвикау (Германия), на родине Шумана. Отмечу и чрезвычайно тонкое чувство  ансамбля, проявленное им во время выступлений с вокалистами и другими музыкантами. Так, например, будучи дважды аккомпаниатором на знаменитом Конкурсе вокалистов (Образцовой), он оба раза был провозглашён лучшим аккомпаниатором этого конкурса.

С 2002 года, с небольшим перерывом, жизнь Темиржана тесно связана с Сан-Франциско и Районом Залива. Здесь он успешно сочетает исполнительскую деятельность с педагогической. Его ученики хорошо выступают на различных фестивалях и конкурсах. В последние годы он очень серьёзно занялся диржированием и добился здесь значительных успехов. В частности, на своей родине Темиржан успешно выступил в столице страны в качестве дирижёра ведущего оркестра Казахстана. Мне удалось прослушать запись этого концерта, прошедшего с большим успехом, и она произвела на меня хорошее впечатление. И публика, и оркестранты с энтузиазмом приняли выступление известного пианиста в новой ипостаси. Дирижирование стало его серьёзным увлечением. Правительство Казахстана присвоило Ержанову единственное почетное звание страны, которым награждают самых выдающихся ученых, изобретателей, артистов и т.п.

Ержанов систематически гастролирует в Германии, России, Франции, Швейцарии, Китае, Великобритании, Индии, в США. С удовольствием выступает со многими певцами и инструменталистами. Всё с большим удовольствием  занимается со школьниками.

Судьба свела Ержанова и Иманта Коциньша, который стал ведущим педагогом Темиржана по дирижированию. Их творческие взаимоотношения переросли в дружеские – на пользу Искусству. Их энергия и отвага привели к идее создания нового молодёжного оркестра. Молодёжных оркестров в Калифорнии и, в частности, в Районе Залива, немало, но, как выяснилось, существует большое число «не покрытых музыкой» районов, которые молча требуют музыкального внимания.

Для начала Ержанов и Коциньш сосредоточили своё внимание на территории Сан-Рамона –Дублина – Плезантона – Ливермора. Чрезвычайно важно было привлечь внимание со стороны родителей и вызвать их доверие. Это сизифов труд. Музыканты разделили между собой сферы деятельности, назвав Темиржана Ержанова артистическим, а Иманта Коциньша – музыкальным директором будущего коллектива. Было разослано свыше тысячи писем в семьи занимающихся музыкой детей. А чего стоило найти подходящее место для репетиций! А чего стоило определить начальный репертуар, который понравился бы детям и был доступен им по сложности! Ведь прошло только примерно два месяца с начала первых занятий и репетиций.

Наконец, свершилось! Первый концерт нового коллектива под названием “Orchestra Gradus ad Parnassum” (что означает « Шаг к совершенству») состоялся       в новом прекрасном здании Дублинского школьного Центра исполнительских искусств и образования.

Зал заполнен родственниками и друзьями исполнителей. Атмосфера наэлектризована: «болельщики» волнуются. На сцену выходят 20 оркестрантов со своими инструментами и уверенно рассаживаются по местам. Забавная закономерность: мальчики одного и того же возраста, что и девочки, выглядят значительно моложе и меньше, чем они. Один из виолончелистов заметно меньше своего инструмента. Темиржан Ержанов произнес вступительное слово о задачах и проблемах нового коллектива.

Появляется дирижёр, Имант Коциньш. Дети поднимаются, приветствуя его. Всё как у взрослых. В программу концерта включены небольшие и очень популярные произведения, не содержащие особых технических трудностей. Юные музыканты играают с видимым удовольствием. Первыми номерами программы стали «Приглашение к танцу» Вебера и Венгерская рапсодия №6 Брамса. Они были исполнены с воодушевлением, хотя хотелось бы услышать больше динамических оттенков.

Состав оркестра бесшумно пополняется ещё одной группой юных музыкантов. Прибавился орган (партию органа исполнял Темиржан Ержанов). Прзвучала жемчужина Альбинони, «Адажио». Технически это произведение сложнее предыдущих, но было исполнено превосходно. Хорошо прозвучала и Норвежская рапсодия №1Свендсена.

На сцену выходит меццо-сопрано Анна Елизарова. Она родом из Москвы, проживает в  Районе Залива и активно выступает во многих оперных театрах Соединённых Штатов, а также на концертных подмостках. В сопровождении оркестра  она исполнила знаменитую «Аве Мария» Шуберта и Хабанеру из оперы Бизе «Кармен».

Завершился концерт выступлением четырёх юных скрипачей, Эрика Ванга, Брайен Сан, Анны Плеша и Александры Жу. Все четверо стали заниматься игрой на скрипке с очень раннего возраста и, похоже, неразрывно связывают свою дальнейшую жизнь с этим инструментом. Они исполнили Концерт для четырёх скрипок Вивальди. Исполнили чисто, аккуратно и с хорошей динамикой.

Удивление и восхищение вызывают достижения юных музыкантов и их руководителей и педагогов, сумевших за короткий срок подготовить большую группу учащихся к серьёзному концертному выступлению. Первый успех Иманта Коциньша и Темиржана Ержанова вселяет надежду на достижение ими новых вершин. Вскоре начнётся прослушивание  ещё одной партии учащихся для пополнения нового коллектива. Пожелаем им успехов. И новых успехов их детищу, созданному в столь короткий срок.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »