Прекрасная программа в полупустом зале

Share this post

Прекрасная программа в полупустом зале

Музыкальная и немузыкальная  мировая общественность  отмечает в этом году столетие со дня рождения одного из самых выдающихся композиторов двадцатого века, пианиста и дирижёра Бенджамина Бриттена (1913 – 1976). Думаю, он был самым крупным из всех английских композиторов за всю историю зарождения и развития классической музыки. Его творчество чрезвычайно разнообразно: он создал более десяти опер, одну […]

Share This Article

Музыкальная и немузыкальная  мировая общественность  отмечает в этом году столетие со дня рождения одного из самых выдающихся композиторов двадцатого века, пианиста и дирижёра Бенджамина Бриттена (1913 – 1976).

Думаю, он был самым крупным из всех английских композиторов за всю историю зарождения и развития классической музыки. Его творчество чрезвычайно разнообразно: он создал более десяти опер, одну оперетту, балет, большое число кантат, «Военный реквием», много оркестровых и камерно-инструментальных сочинений, хоровых и вокальных циклов. Оригинальность замыслов, мастерство их воплощения, нетривиальный образный строй его музыки, яркий драматургический дар, – вот что привлекает слушателей в творчестве Бриттена. С удовольствием вспоминаю некоторые сравнительно недавние постановки его опер в Сан-Францисской опере («Смерть в Венеции», «Питер Граймс», «Билли Бад», «Поругание Лукреции»). Очень жаль, что в последние годы Бриттен не появлялся в репертуаре нашей Оперы.

Александр Баранчик

Но, наконец, Бриттен вернулся и, благодаря столетию, вновь (будем надеяться) утвердился в планах наших замечательных музыкальных коллективов. В Сан-Франциско Симфони состоялись четыре концерта, в программу которых вошли популярное произведение Онеггера «Пацифик 231», Двойной концерт для скрипки и альта Бенджамина Бриттена (солисты Александр Баранчик и Джонатан Винокур) и Вторая симфония Сибелиуса. Дирижировал коонцертами молодой и перспективный украинский дирижёр Кирилл Карабиц. Он уже знаком публике Сан-Франциско: в 2011 году Карабиц выступал в Дэвис-Холл.

Бриттен очень рано проявил интерес к музыке, в пятилетнем возрасте уже пытался сочинять. В семнадцать лет поступил в Королевский Музыкальный Колледж. И до поступлеия в колледж, и после он находился под большим влиянием Франка Бриджа, известного композитора, скрипача и дирижёра, который первым обратил внимание музыкальных кругов на неординарный талант молодого  Бриттена. В восемнадцатилетнем возрасте юноша начал сочинять Двойной концерт для скрипки и альта, но вскоре охладел и отложил партитуру до лучших времён, не будучи удовлетворён достигнутым результатом. Такова же судьба и многих других его сочинений. И, если он во многих случаях возвращался к заброшенным намёткам и успешно доводил их до конца, то этого не случилось с Двойным Концертом. Через много лет английский композитор Колин Мэттью обратил внимание  на оставленные Бриттеном наброски, отредактировал их, иногда переставляя некоторые эпизоды и добавляя ряд нот для завершения каких-то фраз. Сам Мэттью утверждал, что фактичеси первоначальный вариант Бриттена уже был почти завершённым во всех деталях.

Первое исполнение этого концерта состоялось в 1997 году на одном из фестивалей, а вскоре была осуществлена и первая запись. Дирижёром в обоих случаях был хорошо знакомый нам Кент Нагано, а в записи партию скрипки исполнял Гидон Кремер, партию альта – Юрий Башмет. У меня есть эта запись. Очень хорошая запись, но должен признаться, что исполнение этого  концерта Баранчиком, Винокуром и нашим оркестром показалось мне не хуже, а пожалуй, и лучше, чем у первых исполнителей. Баранчик и Винокур – очень разные музыканты, с разными темпераментами и разными инструментами, но они превосходно дополняли друг друга, образуя идеальный, как мне кажется,  ансамбль. Их игра была скорее небесной, чем земной. Первая часть была хрустально прозрачна и полна романтики. Главная тема оказалась очень простенькой последовательностью звуков, но что Бриттен сотворил с этой темой, как он, многократно повторяя и варьируя её, добивался различного её освещения и придавал ей различную значимость!

Джонатан Винокур

Вторая часть – мелодичная, раздумчивая, а затем – чем-то обеспокоенная. Скрипка и альт чаще, чем в первой части, звучат одновременно, обсуждая какие-то события, заставляющие их волноваться, оркестр всё более и более взволнован, и в третьей части беспокойство выливается во всеобщий конфликт, в котором активно соучаствуют скрипка и альт, пытающиеся поочерёдно или вместе разрядить обстановку. Страсти усиливаются, вот-вот должна случиться катастрофа… Но что-то происходит за кулисами, понемногу и осторожно волнение затихает, и вот оно совсем сошло на нет.

В этой вещи, как и в последующих сочинениях ощущается заметное влияние Стравинского, которое Бриттен никогда не отрицал. Какой самобытной личностью был Бенджамин Бриттен, сумевший в восемнадцатилетнем возрасте создать пусть ещё не шедевр, но такое интересное произведение! Нужно отдать должное и дирижёру, который мастерски расставил все оттенки и акценты и успешно продирижировал отнюдь не простым произведением.

Первое отделение концерта началось с исполнения очень популярного небольшого сочинения французского композитора Артюра Онеггера «Пацифик 231», созданного в 1923 году. Популярная трактовка этого сочинения – движение паровоза. Оркестр сыграл эту миниатюру очень чисто, все партии были слышны, но звуковая имитация движущегося паровоза не получилась в должной мере. Тут был определённый просчёт дирижёра.

Кирилл Карабиц

Во втором отделении была исполнена Вторая симфония Сибелиуса, в основом созданная им в Италии. Это лучшая или, по крайней мере,  самая популярная из всех семи симфоний композитора, впервые исполненная в 1902 году. Симфония несравненной красоты, выделяющаяся мелодическим богатством и талантливым использованием финского мелоса. Она содержит волнующие лирические эпизоды, но порой – достаточно драматична. Сибелиус  пресекал всякие попытки наделить это произведение какой-либо программой. Достоинства симфонии  ставят её в один ряд  с другими выдающимися произведениями европейских композиторов конца Х IХ – начала  ХХ века.

Пасторальные, солнечные настроения первой части сметены в дальнейшем ледяным ветром. В третьей части, наоборот, сильные порывы ветра со снегом  сменяются песней пастуха (в исполнении гобоя). Подобные смены настроений характерны для этого сочинения. Замечательно и с большим увлечением продирижировал этой симфонией Кирилл Карабиц. Чувствуется глубокая предварительная работа по изучению партитуры и умение продемонстрировать её достоинства в полной мере. Хотелось бы почаще встречаться с этим талантливым дирижёром.

Публика в зале слушала симфонию с неподдельным интересом и в глубокой тишине. Обошлось без шуршания конфетных обёрток. Но, к глубокому сожалению,  зал и галереи были заполнены только наполовину. Чей это был просчёт?

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »