Patriotism is the last refuge…

Share this post

Patriotism is the last refuge…

В конце 18 века Самуэль Джонсон произнес фразу, ставшую бессмертной: «Patriotism is the last refuge of a scoundrel». Не будем переводить ее – читатель газеты поймет и без этого, а перевод на русский уже две сотни лет будоражит умы, толкующие сказанное в зависимости от того, к какому лагерю принадлежит каждый конкретный обладатель ума. За прошедшее […]

Share This Article

В конце 18 века Самуэль Джонсон произнес фразу, ставшую бессмертной: «Patriotism is the last refuge of a scoundrel». Не будем переводить ее – читатель газеты поймет и без этого, а перевод на русский уже две сотни лет будоражит умы, толкующие сказанное в зависимости от того, к какому лагерю принадлежит каждый конкретный обладатель ума.

За прошедшее время делались попытки причислить к обладателям «the last refuge» представителей человечества, относящихся к самым разным группам. Регулирующая ныне все и вся так называемая политическая корректность делает невозможным произнесение их наименований вслух, поэтому мы хотим просто попросить читателя быть внимательным при чтении предлагаемого текста, и, поставив себя на место автора, хотя бы мысленно отметить для себя, кто может подпасть под упомянутое определение.

Самуэль Джонсон (1709-1784)

Босуэлл, сделавший высказывание Джонсона известным, писал, что он «имел в виду тот патриотизм, который столь многие, во все времена и во всех странах, делали прикрытием личных интересов». От себя рискнем добавить, что сказанное относится также и к конфессиональной принадлежности.

Что такое «умма»? На арабском это община, нация. В исламе – религиозная община. Когда речь идет о взаимодействии «мира ислама» с остальным человечеством, подразумевают второе значение. Когда же хотят подчеркнуть принадлежность к конкретной этно-географической общности, считается, что используют первый термин.

В обоих случаях речь может идти о, если так можно сказать, патриотизме. Но, поскольку без предварительной договоренности о терминах возможно ложное понимание сказанного не только немусульманами, но и последователями Мухаммеда, это чаще всего и происходит.

Сообщения о казни в Саудовской Аравии обвиненных в терроризме, казалось бы, не выбивались из основного фона событий в регионе. И количество, и конфессиональная принадлежность казненных, в основном, соответствовала тому, как мировая пресса оценивала происходящее здесь. За одним исключением – среди подвергнутых экзекуции был популярный среди шиитского меньшинства суннитской Саудии богослов.

Читатель наверняка уже знает, что произошло вслед эа этим: В Тегеране разгромили саудовское посольство, Саудия, Бахрейн и Судан разорвали с Ираном дипотношения, Кувейт отозвал из Тегерана своего посла, Турция осудила казнь проповедника. В благородном семействе – скандал.

С точки зрения конфессиональной, все упомянутые государства – исламские. В Иране практикуется шиитская версия этой религии. В Саудовской Аравии и во всех остальных (кроме Бахрейна) – суннитская. В то же время в Бахрейне, правящая верхушка которого представлена суннитами, большинство населения шииты, протестующие против казни богослова.

Если взглянуть на этническую сторону, увидим, что в оппозиции Иран – Саудия первое государство, в основном, представлено персами, тогда как второе – арабами. Однако осудившая Эр-Рияд Турция населена, в основном, тюрками.

Что получается?

Мусульманский мир на Ближнем Востоке разделен как по этническому признаку, так и по вопросу отношения к различным течениям ислама.

Вернемся в недалекое прошлое. До того момента, пока Хомейни не совершил так называемую исламскую революцию, шахский Иран и Израиль связывали тесные экономические и политические отношения. То же самое можно сказать и о турецко-израильском сотрудничестве вплоть до 2003 года, когда с приходом к власти в Анкаре партии Эрдогана началась исламизация страны. Стало быть, принадлежность к «исламской умме» в смысле нахождения в зоне расселения народов, исповедующих ислам, не мешает государствам, вне зависимости ни от конфессиональной принадлежности (шиитский Иран, суннитская Турция), ни от принадлежности этнической (персидский Иран, тюркская Турция) иметь нормальные отношения с еврейским сионистским государством.

Создавшуюся на Ближнем Востоке ситуацию украшает и столетие Арабского восстания против турецкого владычества во время Первой мировой войны. Пока о широком праздновании круглой даты заявила только Иордания. Пресс-служба королевского дворца опубликовала эмблему празднеств. Нижняя часть – раскрытая книга с надписью «Столетие Великого арабского восстания». Вверху изображены воины с флагами восстания, иорданского королевства и Хашимитской династии. «Книга открыта. Это подчеркивает лелеемую поколениями главу нашей истории, соединяющую прошлое, настоящее и будущее Иордании. Название книги, «Пробуждение», напоминает, что эти события стали началом возрождения арабской нации», – написано в документе.

Почему только Иордания объявила о праздновании? Ну, не Саудитам же праздновать. Восстание возглавил шериф Мекканского шарифата. «Шариф» значит «благородный», так называли потомков пророка Мухаммеда от его внука Хасана ибн Али. В обязанности шерифа входила защита городов и их окрестностей, обеспечение безопасности паломников, совершающих хадж. Этим шарифом был Хусейн, прапрадед нынешнего иорданского монарха, изгнанный в 1925 году Абдул-Азизом ибн Саудом, основателем династии Саудитов.

Лоуренс Аравийский, 1918 год

Некрасивая история. Но и то, как хашимиты собираются отмечать восстание своих предков против турок, несет на себе некий налет скандальности. Дело в том, что документ, анонсирующий предстоящие масштабные празднования, а для них отведен весь начавшийся год, не упоминает об участии в боевых действиях против турок, облегчивших арабам выполнение их планов, ни капитана Лоуренса, ни генерала Алленби. Наверное, потому, что они были офицерами британской армии. Ну, а подданные его величества, короля Иордании, какое они имеют отношение к арабскому восстанию? Никакого. И это еще один из пикантных нюансов громкой годовщины. О жизни арабского населения территории нынешнего Израиля вплоть до начала Британского мандата известно крайне мало. А именно представители этой группы составляют в настоящее время больше половины населения Иордании.

Александр Мелихов, рассматривая в своих книгах человечество как совокупность групп, включающих в себя все подмножества от семьи до народа, говорит о том, что основой их, групп, существования является неуклонное следование неким грезам, или химерам. Без чего эти группы утрачивают силы, необходимые для жизни.

Фраза, начало которой мы вынесли в заголовок, относится к крайним случаям конструирования грез, когда они становятся не только малоэффективными для их конструкторов и пользователей, но и приближают их бесславный конец.

Отношения между народами и конфессиями весьма далеки от совершенства, и те властители, что доводят их до предела прочности, рискуют не только жизнями своих подданных или граждан, но и собственными. Об этом пишут еще с библейских времен.

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »