Открытие нового сезона и новой звезды в Дэвис-Холле

Share this post

Открытие нового сезона и новой звезды в Дэвис-Холле

Третьего сентября состоялось торжественное открытие сезона Сан-Франциско Симфони. Была интересная программа гала-концерта. Шампанское лилось рекой и, конечно, были большое застолье и танцы. Всё это, как вы понимаете, не бесплатно. Внимание присутствующих в равной мере делилось между событиями на сцене, танцевальными парами и великолепными платьями, имевшими как художественную ценность, так и не только художественную. Ещё более […]

Share This Article

Третьего сентября состоялось торжественное открытие сезона Сан-Франциско Симфони. Была интересная программа гала-концерта. Шампанское лилось рекой и, конечно, были большое застолье и танцы. Всё это, как вы понимаете, не бесплатно. Внимание присутствующих в равной мере делилось между событиями на сцене, танцевальными парами и великолепными платьями, имевшими как художественную ценность, так и не только художественную. Ещё более ценными были и многие украшения.

Но не менее интересной была одна и та же программа, представленная  Сан-Франциско Симфони на концертах четвёртого, пятого и шестого сентября, где исполнялись произведения Чайковского, Равеля, Стравинского и Прокофьева (с явным предпочтением русской музыки). Теперь уже ничто не отвлекало внимание публики от событий на сцене. Нашлись спонсоры, которые предоставили Сан-Франциско Симфони возможность продавать публике на эти концерты билеты стоимостью в 10 долларов, но главным образом – обеспечить любителей музыки бесплатными билетами. В зале присутствовала самая «демократичная» публика, которая слушала музыку с огромным вниманием, но, правда, аплодировала после каждой части равелевского концерта. Программа концерта была очень яркой и, в то же время, вполне доступной для подавляющего большинства присутствовавших в зале слушателей.Я был на концерте четвёртого сентября.

Бенджамин Гросвенор

Концерту предшествовало исполнение американского  гимна в сопровождении нашего оркестра во главе с Майклом Тилсоном Томасом. Пел весь зал. Не перестаю удивляться тому, как чисто и эмоционально прозвучал  гимн США. Как будто этому исполнению предшествовали многочисленные репетиции.

Начался концерт с исполнения Фантазии-Увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта», первый вариант которой автор создал в двадцатидевятилетнем возрасте, а потом, будучи необычайно  требовательным к себе, дважды возвращался к ней, внося существенные изменения. В концерте исполнялся последний, окончательный вариант, воплощение роскошества и совершенства. Думаю, исполнение этого музыкального шедевра вполне соответствовало замыслу автора.

Второе отделение концерта началось с исполнения «Русского скерцо» ( или «Скерцо в русском стиле») Игоря Стравинского. Предназначенное для использования в одном из кинофильмов, «Скерцо» вскоре приобрело «самостоятельность». Шуточная, весёлая оркестровая вещь была создана в 1944 году и рассчитана первоначально на исполнение небольшим сельским джазовым коллективом. Это что-то напоминающее строевую музыку.  Первое исполнение этой забавной вещи состоялось в Сан-Франциско в 1946 году. Дирижировал джазо-оркестровым коллективом автор. В нынешнем концерте МТТ  дирижировал «Русским скерцо» , тонко понимая характер всего произведения и его отдельных частей. Неординарно завершается эта вещь, – внезапно, «на полуслове».

Заканчивается концерт почти тем же, чем начинался: исполнением сцен из «Ромео и Джульетты», только на сей раз это была балетная музыка Сергея Прокофьева. Поразительна судьба этого выдающегося произведения. Оно было создано в 1935 – 1936 годах. Автор предложил эту музыку Ленинградскому Театру оперы и балета им. Кирова, она была принята к постановке, но затем отвергнута. После этого Прокофьев предложил эту вещь Большому театру в Москве, и тоже через некоторое время она была отвергнута по той же причине: танцевать такую музыку невозможно. Премьера балета состоялась лишь в 1938 году, и не в Советском Союзе, а в Брно (Чехословакия). Самое удивительное в этой истории – постановку отвергали не «сверху», к чему мы уже привыкли, а «снизу»: балетные коллективы и оркестры. Прошло некоторое время, и балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева совершил победное шествие по всем цивилизованным балетным театрам мира, включая Большой и Мариинский (Кировский) театры.

Сюжет балета хорошо известен.

Во время всех злоключений балета Прокофьев создал в 1936 году две оркестровые сюиты, а в 1946  – ещё и третью, используя музыку для «Ромео и Джульетта»   . Часть этих сюит и была исполнена с большим успехом в рецензируемом концерте, завершая его программу.

Но главный успех вечера тесно связан с исполнением в первом отделении фортепианного концерта Равеля, созданного им  в 1931 году и исполненного нашим оркестром под руководством МТТ и английским пианистом Бенджамином Гросвенором.

Двадцатидвухлетний (а на вид – совсем юный) пианист поражает воображение своим постижением музыки, её настроения, её возможностей и умением целесообразно использовать их. Никаких зажатостей, мягкость рук и тела, все сверхтрудные пассажи первой и третьей частей концерта Равеля соль мажор исполняются на очень большой скорости, но без всякого напряжения. Спокойно и умиротворённо сыграна вторая часть, настроение которой меняется от эпизода к эпизоду. Хрупкость и поэтичность могут соседствовать с настойчивостью и терпением. Заканчивается концерт выразительным финалом.

Исполнение этого произведения продемонстрировало как мастерство оркестра Сан-Франциско Симфони под руководством МТТ, так и безусловное, хотя и несколько неожиданное большое мастерство молодого пианиста.  Будущее покажет, насколько стабильно дарование этого выдающегося парня.

Бенджамин Гросвенор родился в 1992 году в Великобритании. В 2004 году стал победителем фортепианного конкурса BBC юных музыкантов. Его отец – преподаватель английского языка и драмы, а мать, Ребекка, – учитель игры на фортепиано. Бенджамин – младший из пяти братьев. Он начал учиться игре на фортепиано у своей мамы в шестилетнем возрасте. Гросвенор продолжал учёбу в Королевской Музыкальной Академии, по окончании которой в 2012 году  получил Королевскую награду за отличие как лучший студент года.

В 2003 году он впервые выступил в концерте, исполнив фортепианный концерт № 21 Моцарта. С тех пор он регулярно выступает в Европе и США в самых престижных залах, таких, как Альберт Холл, Вигмор Холл, Барбикан Центр, Карнеги Холл, и со многими знаменитыми оркестрами, такими, как Королевский Филармонический Оркестр, Бразильский Симфонический Оркестр и др.

Летом 2011 года Бенджамин дебютировал в BBC Promps как самый юный за все времена солист, открывающий концертную программу. Он исполнил Второй фортепианный концерт Листа, а позднее – фортепианный концерт Бриттена.

Среди многих его достижений отметим две награды Gramophone: он  стал самым юным за все времена обладателем таких двух наград. Появились первые записи пианиста.

Х. АНАТОЛЬЕВ

Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »